Смотри на любые качества в человеке в увеличительное стекло, а на его ошибки и промахи в уменьшительное, – так всегда
советовал друзьям Николай Константинович Рерих.
И еще вспоминается, как часто в разговоре Виктор Федорович Васютин, замечательный хореограф Приморского края, повторял:
"Да вы меня похвалите – я горы сверну!"
Почему мы, русские люди, всегда "видим в глазу соседа соломинку" а в своем не замечаем "бревна"? Неужели этот корявый
нарост эгоизма в нас так укоренился, что избавиться от "кривого зеркала" во взгляде уже невозможно?..
Мы, как правило, всегда недовольны кем-то или чем-то, всегда отыскиваем в любых событиях и людях недостатки и яростно их
критикуем. Но ведь тут же рядом есть и хорошие, добрые "зерна" – их мы как-то не хотим замечать. Ох уж эта извечная
претензия эгоизма – казаться лучше других, за их же счет…
Откуда в нас это? Как ни странно это звучит – из школы… Школа издревле деформировала в детях психику, а затем выпускала в
жизнь людей с "испорченной оптикой" – поколение за поколением приучаются смотреть на мир "омраченными" глазами, убивая
своей критикой всякую радость и стремление свободно творить, без оглядки на чье-либо осуждение.
Школьные годы… Бывало там много хорошего. Было и унижение – злые окрики учителей, плохие отметки – "бичи", с помощью
которых педагоги могли управлять и до сих пор управляют самовольной ребячьей массой, заставляя детей учиться, правильно
вести себя в школе, выполнять домашние задания… Насилие не может породить ничего, кроме насилия – что посеешь…
На протяжении всех лет обучения школьники гораздо чаще слышат в свой адрес обидную критику, чем похвалу. Конечно, и ругать
есть за что, но у классиков-педагогов существует другой способ стимулировать успеваемость – "похвалите меня, и я горы
сверну!"
Когда хвалишь ребенка (терпеливо дождавшись подходящего момента) – у него глаза начинают сверкать, улыбка во всю мордашку.
Какое это счастье – доставлять детям радость!.. Пусть ученик потом снова расслабится, но у вас с ним уже состоялось это
чудесное мгновение, которое он теперь не забудет (и вы тоже) никогда-никогда…
Хвалите детей при всех, – громко, с воодушевлением. А о плохих отметках или замечаниях старайтесь беседовать наедине с
каждым, не вынося на общее обсуждение, не травмируя болезненное самолюбие подростков. Эту нехитрую мудрость я постигла
сама, вывела из горького опыта первых не совсем удачных уроков. Видишь в ребятах великих писателей, философов,
изобретателей, творцов, доверяешь им – и их сердца чудесным образом раскрываются тебе навстречу. Душа замирает от счастья –
ты реально чувствуешь, как вдруг на очередном уроке невидимые сердечные нити сплетаются в прекрасный узор… Пусть на
следующих занятиях снова будут возникать досадные недоразумения – но это чудо уже произошло! Оно осталось… и никуда не
исчезнет.
Так потихоньку – со школьной скамьи – будет формироваться в человеке, а затем и в обществе явление "доброго глаза".
Постепенно люди привыкнут смотреть друг на друга, на поведение и дела других добрым, восхищенным, не осуждающим взглядом,
стараясь отыскать даже в плохом поступке маленькую искорку пользы, не раздувая зло – не акцентируя на нем внимания. Сейчас
для кого-то мое предложение покажется странным. Но уверена, пройдут годы, и такая "оптика" гармонично впишется в нашу
действительность…
Прошлое – это сумма уже свершившихся поступков, а будущее формируется нашими мыслями в настоящем моменте, которые и
порождают поступки. Поэтому качество мыслей – первостепенная основа греха или блага. И Мыслитель постоянно повторял:
"Накладывается ответственность на человека за качество мысли… Добрая, сильная мысль даст и токи прекрасные, но злая
посыплет землю мертвенными шлаками" ("Надземное").
Давайте же смотреть друг на друга добрыми глазами, давайте же дарить друг другу комплименты, друг другом восхищаться –
ведь, как говорил Булат Окуджава, это все любви счастливые моменты.
На основе статьи Ольги АВИЛОВОЙ, "Светоград"
+ цитатка
Недостатки у человека как бы являются продолжением его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо,
обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками. (В. И.Ленин)