Как удивительно похожи друг на друга пустословие и беспокойство, И то, и другое – результат неугомонности ума. Неугомонный
ум должен иметь постоянно меняющееся многообразие своих выражений и проявлений, он должен быть занятым; ему необходимы все
более сильные ощущения и разнообразные интересы. Как раз пустые разговоры содержат все эти элементы.
Пустословие – подлинная противоположность глубине и серьезности. Говорить о ком-либо другом, в хорошем или дурном тоне,
означает бежать от самого себя; бегство же от себя и есть причина беспокойства. Бегство от себя по своей природе не имеет
покоя. Заниматься делами других – вот что, по-видимому, заботит большинство людей. Это выражается в чтении бесчисленных
журналов и газет с их столбцами сплетен, описаний убийств, разводов и прочее.
Насколько нас затрагивает то, что думают о нас другие, настолько же мы озабочены тем, чтобы узнать все о них; а отсюда
возникают грубые и тонкие формы снобизма и преклонения перед авторитетом. Так мы становимся все более поверхностными, а
внутренне – пустыми. Чем больше нас захватывают внешние обстоятельства, тем больше нам требуется возбуждающих средств, а
это приводит к тому, что ум никогда не бывает спокойным и способным к глубокому исследованию и открытию.
Пустые разговоры – проявление беспокойного ума. Но одно лишь пребывание в молчании не является показателем спокойного ума.
Спокойствие не возникает в результате воздержания или отречения; оно приходит одновременно с пониманием того, что есть. Для
понимания того, что есть, необходимо быстрое осознание, так как то, что есть, не статично.
Если бы у нас не было тревог, многие не чувствовали бы, что они живут; борьба с проблемами – это для большинства из нас
показатель, что мы живем. Мы не можем представить себе жизни без проблем, а постоянное напряжение, связанное с проблемами,
которые создала наша мысль, лишь притупляет ум и делает его нечувствительным к реальному и усталым.
Почему существует эта постоянная озабоченность? Помогает ли тревожно состояние разрешению проблемы? Не приходит ли ответ
на проблему тогда, когда ум спокоен? Однако для большинства людей спокойный ум – это скорее страшная вещь; они боятся быть
спокойными: Бог знает, что они могут открыть в себе, а беспокойство – это род профилактики. Ум, который боится открытий,
должен всегда обороняться, и его неугомонность – это защита.
Вследствие постоянного напряжения, в силу привычки и влияния различных обстоятельств сознающие слои ума приобрели
возбужденный и беспокойный характер. Современные условия жизни способствуют этой поверхностной деятельности и возбуждению
ума, что является другой формой самозащиты.
Защита – это сопротивление, а сопротивление мешает пониманию.
Беспокойное состояние, подобно пустословию, имеет видимость интенсивности и серьезности. Но если присмотреться более
внимательно, можно увидеть, что оно вызывается привлекательностью вещей, а не серьезным к ним отношением. Привлекательность
всегда изменчива, а потому и объекты беспокойства и пустых разговоров постоянно меняются.
Изменение – это просто модифицированная непрерывность, вариант непрерывности. Пустословие и беспокойство могут прийти к
концу, лишь когда будет осознан неугомонный характер ума. Одно воздержание, контроль или дисциплина принесут не
спокойствие, но лишь тупость, делая ум невосприимчивым и ограниченным.
Любопытство не есть путь к пониманию. Понимание приходит с познанием себя. Тот, кто страдает, не любопытен; и простое
любопытство, с его спекулятивными обертонами, является помехой в самопознании. Спекулятивные, умозрительные рассуждения,
как и любопытство – показатель беспокойного ума; а беспокойный ум, как бы он ни был одарен, губит понимание и счастье.
Из дневника Джидду Кришнамурти.
"Эпидемия многословия – всего лишь следствие разлагающего господства рассудка. Поток речей подавляет способность к чистому
ощущению, требующему Самоуглубления!
Не случайно болтун, даже безобидный, не пользуется доверием. Доверяют только тому, кто умеет молчать. Неприязнь к болтунам
– чувство, в котором сокрыто так много, что каждому человеку следовало бы обратить на него внимание, извлечь из него уроки
в том, что касается общения с окружающими.
Но болтуны в самом подлинном смысле слова – это прежде всего те, кто бросается словами, когда речь идет о вещах, в которых
они ничего не понимают.
Это легкомысленные вредители, причиняющие бесчисленные бедствия и неописуемые страдания".
Абд-рушин, "В Свете Истины", т.3, с.294