Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


О самопознании

Возможно ли мыслить в полной мере ясно, если вы хотите что-то получить в итоге от своего мышления? Или ясность приходит
только тогда, когда вы не ищите цели, результата, не стараетесь нечто приобрести?

И можете ли вы ясно мыслить и видеть, если у вас имеется некий предрассудок, какое-то особое верование, иными словами,
если вы мыслите как индуист, как коммунист или как христианин? Несомненно, что ясность и свобода присутствуют лишь тогда,
когда ваш ум не прикован к какому бы то ни было верованию, как обезьяна цепью к столбу. Вы сможете видеть ясно и верно лишь
если не ищите никакого результата, не имеете предубеждений – а все это в действительности значит, что вы сумеете ясно
видеть, просто и прямо мыслить лишь в том случае, когда ваш ум не станет более гнаться за безопасностью в какой бы то ни
было форме – и таким образом окажется свободным от страха.

"Как мне достичь самопознания?" – в этом вопросе проявляется особый склад ума, который фактически спрашивает: "Как я могу
приобрести самопознание, за сколько я могу его купить? Что я должен сделать, какие принести жертвы, какую дисциплину или
учение практиковать, чтобы овладеть им?"

Именно машинообразный, посредственный ум говорит: "Я сделаю это, чтобы приобрести то". Подобными категориями мыслят и так
называемые религиозные люди; но самопознание таким путем не приходит. Вы не в состоянии купить его каким-либо усилием или
какой-то механической практикой. Самопознание приходит, когда вы наблюдаете себя в своих взаимоотношениях с окружающими вас
людьми; оно приходит, когда вы наблюдаете за манерами другого человека, за его жестами, за тем, как он разговаривает, за
его лестью и за его презрительным отношением к другим – а также за своими реакциями. Оно приходит, когда вы видите себя как
бы в зеркале, отражаясь в других. Ведь глядя в зеркало, вы видите себя таким, каковы вы есть, не правда ли? Возможно, вам
бы хотелось, чтобы форма вашего тела была другой, чтобы волосы были немного погуще, а физиономия – не такой некрасивой; но
факт налицо, и он ясно отражен в зеркале.

И вот если вы можете смотреть в зеркало взаимоотношений совершенно так же, как вы смотрите на себя в обыкновенное зеркало,
тогда самопознанию нет конца. Это похоже на то, как если бы вы вышли в бездонный и безбрежный океан. Большинство из нас
хотят достичь какой-то цели; мы желаем иметь возможность сказать: "Я достиг самопознания и счастлив". Но дело обстоит
совсем не так. Если вы сможете смотреть на себя, не осуждая то, что видите, не сравнивая себя с кем-то другим, не желая
стать более красивым или добродетельным – если вы сумеете просто наблюдать за тем, что вы такое, и идти с этим вперед,
тогда вы обнаружите, что идти таким образом можно бесконечно далеко. Тогда вашему путешествию нет конца, и в этом его
тайна, его красота.

Для того чтобы выйти за пределы своих ограничений, ум прежде всего должен видеть их, не так ли? Вам нужно знать пределы,
границы, рубежи собственного ума; однако их знают лишь очень немногие из нас. Мы никогда не скажем: "Вот здесь барьер,
здесь мои внутренние оковы, и я хочу понять их; поэтому я стану их узнавать, увижу, как они проявляются, рассмотрю всю их
природу в целом". Если человек знает, в чем заключается болезнь, тогда есть возможность излечения. Но для того, чтобы знать
болезнь, знать ограничение, связанность или препятствие ума – и понять его, нужно не осуждать его, не называть правильным
или ошибочным. Человек должен наблюдать за этим препятствием, не имея какого-то предвзятого мнения. Предубеждения о нем – а
это необыкновенно трудно, поскольку мы воспитаны в духе осуждения.

Для того чтобы понять ребенка, в нас не должно быть осуждения; осуждать его не имеет смысла. Вам нужно просто следить за
ним, когда он играет, плачет, ест; вам необходимо наблюдать за всеми его настроениями; но вы не сможете этого сделать, если
будете говорить, что он некрасив, глуп, что он представляет собой то или иное. Подобным же образом, если человек сумеет
наблюдать за препятствиями ума, не только за поверхностными движениями, но также за более глубокими препятствиями в области
бессознательного, следить за ним без осуждения – тогда ум сможет выйти за их пределы. И самый этот выход за их пределы
окажется движением к истине.

Жизнь – совсем не та безвкусная и посредственная пошлость, которую мы называем своим существованием. Мы превратили этот
мир в полный хаос; в этом виновен каждый из нас, ибо мы не знаем, что такое жизнь. Жизнь же есть нечто совершенно иное; она
необыкновенно богата и непрерывно меняется; и пока мы не осознаем, не увидим этого вечного движения, наша собственная жизнь
неизбежно будет иметь очень мало смысла и ценности.
(из цикла бесед Кришнамурти с индийскими школьниками, их преподавателями и родителями)

Мыслить по шаблону - вернейший способ завалить дело. (Д. Ф. Энрайт)


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

В избранное