Последний великий правитель Рима эпохи его расцвета, Марк Аврелий (121 -180) остался в памяти потомков как "философ на
троне". Перед лицом близкого и неизбежного крушения одной из величайших цивилизаций древности император-мудрец обращается к
тому, что несокрушимо: к своей душе, миру и Богу. Это искренний, глубокий разговор с самим собой, с тем внутренним
человеком, который живет в каждом из нас. Как жить в критические моменты истории? Как относиться к смерти? Как постичь свое
место в этом мире и исполнить свое предназначение - об этом размышляет благородный мудрец-стоик.
*
Если ты огорчаешься по поводу чего-либо внешнего, то угнетает тебя не сама эта вещь, а твое суждение о ней. Но устранить
последнее в твоей власти. Если же тебя огорчает что-либо в твоем собственном настроении, то кто мешает тебе исправить свой
образ мыслей? Точно так же, если ты огорчаешься по поводу того, что не делаешь чего-либо, представляющегося тебе
правильным, то не лучше ли сделать это, нежели огорчаться?
– Но этому препятствует нечто более сильное, чем я.
– Тогда не огорчайся, ибо не в тебе причина бездействия.
– Но жизнь лишается для меня цены, если я не сделаю этого.
– Уйди же из жизни без злобы, как ты опочил бы и по совершении своего дела, сохраняя благожелательность даже к тому, что
стояло на твоем пути.
*
Помни, что руководящее начало становится неприступным, когда, сосредоточившись в самом себе, оно довольствуется тем, что
не делает того, чего не желает. Поэтому душа, свободная от страстей, есть твердыня, ибо нет у человека более надежного
убежища, скрывшись в которое, он не боялся бы погони. Кто не видит этого – невежда, а кто видит и не пользуется этим
убежищем – несчастен.
*
Тебе передают, что такой-то плохо о тебе отзывается. Но ведь о том, что из-за этого ты терпишь вред, тебе никто не
сообщает. Я вижу, что ребенок болен. Да, вижу; но что он в опасности, я не вижу. Итак, оставайся постоянно в пределах
предыдущих представлений, ничего не примышляя к ним сам от себя, и с тобой ничего не случится.
*
Огурец горек? Брось его. На твоем пути есть терновые кусты? Обойди их. Этого достаточно. Не задавайся еще вопросом: "Для
чего существует нечто подобное в мире?" Ведь человек, посвященный в тайны природы, осмеет тебя, как осмеяли бы тебя плотник
или сапожник, если бы ты упрекнул их в том, что в их мастерских ты видишь стружки и обрезки кожи от их изделий. У этих
ремесленников есть, однако, куда выбросить остатки, природа же Целого не имеет ничего вне себя. Но именно самым
удивительным в искусстве природы является то, что ограниченная сама собой, она превращает в самое себя все кажущееся внутри
ее испортившимся, отжившим и бесполезным и что из всего этого она опять создает нечто новое. Таким образом, она
довольствуется своим пространством, своей материей и свойственным ей искусством.
*
Не будь ни мешкотным в действиях, ни путанным в речах. Не отдавайся полету воображения, не предавайся чрезмерному отчаянию
или ликованию и не заполняй всей жизни делами. Люди убивают, рвут на части, преследуют проклятиями. Но чем это может
помешать твоей душе оставаться чистой, благоразумной, справедливой? Так, если кто-нибудь, подойдя к прозрачному роднику,
станет изрыгать на него хулу, родник все же не перестанет бить ключом питьевой воды. И пусть он даже бросит в него грязи
или навоза, родник очень скоро рассеет все это, смоет и нигде не помутится. Когда же ты будешь обладать вечно бьющим
родником, а не стоячим болотом? - Если ты ни на час не будешь оставлять попечения о своей свободе, сопряженной с
благожелательностью, простотой и скромностью.