Как можем мы узнать себя?
Вы знаете свое лицо, потому что часто смотрели на него, когда оно отражалось в зеркале. И вот есть такое зеркало, где вы
можете увидеть всего себя – не только лицо, а все, что вы думаете, чувствуете – свои мотивы, влечения, побуждения и страхи.
Это зеркало – зеркало взаимоотношений: ваши отношения с родителями, с учителями, ваше отношение к реке, к деревьям, к
земле, отношение к своим мыслям. Взаимоотношения – это особая форма зеркала, где вы можете видеть себя не таким, каким бы
вы хотели быть, а таким, каковы есть.
Глядя в обыкновенное зеркало, я могу желать, чтобы оно показало меня красивым; но этого не происходит, потому что зеркало
отражает мое лицо в точности таким, каково оно есть, и я не в состоянии обмануть себя. Подобным же образом я могу видеть
себя в точности таким, каков я есть, в зеркале моих взаимоотношений с другими людьми. Я могу наблюдать, как я разговариваю
с другими людьми: чрезвычайно вежливо с теми, которые, как я полагаю, могут мне что-то дать; грубо и презрительно – с теми,
кто ничего дать не может. Я внимателен к тем, кого опасаюсь; я встаю, когда в комнату входят важные люди, и не обращаю
никакого внимания на прислугу…
Вот так, наблюдая за собой во взаимоотношениях, я нахожу, как ложно мое уважение к людям, не правда ли? И я могу раскрыть
себя также и в моих отношениях с деревьями, птицами, идеями, книгами…
Вы можете иметь все академические степени в мире, но если вы не знаете себя, вы – самый глупый человек.
Знать себя – это главная цель всего образования. Только собирать факты или писать конспекты, чтобы суметь сдать экзамены,
не зная при этом себя – неразумный способ существования. Вы можете быть способным цитировать Упанишады, Коран и Библию – но
если вы не знаете себя, вы похожи на попугая, повторяющего чужие слова; тогда как в тот момент, когда вы начинаете узнавать
себя, даже совсем немного, уже приводится в действие необыкновенный процесс творческой жизни.
Это такое открытие – внезапно увидеть себя таким, каков ты есть в действительности: жадным, сварливым, злым, завистливым,
глупым. Видеть факт, не пытаясь его изменить, просто видеть в точности то, что вы такое – это поражающее откровение. Отсюда
вы сможете двигаться все глубже и глубже, бесконечно глубоко, потому что самопознанию нет конца.
Благодаря самопознанию вы начинаете выяснять, что такое Бог, что такое истина, что это за состояние, в котором нет
времени. Ваш учитель может передать вам знание, полученное им от своего учителя, и вы сумеете хорошо сдать экзамены,
получить степень и все прочее; но без знания себя, подобного тому, как вы знаете собственное отражение в зеркале, все это
имеет очень мало смысла.
Ученые люди, не знающие себя, в действительности не обладают разумом; они не знают, что такое мышление, что такое жизнь.
Вот почему так важно, чтобы учитель-воспитатель был образован в подлинном смысле слова; а это значит, что ему необходимо
осознавать работу собственного ума и сердца, видеть себя в точности таким, каков он есть, в зеркале взаимоотношений.
Самопознание есть начало мудрости; в самопознании заключена вся вселенная; оно охватывает всю жизнь человечества.
Должен ли существовать какой-либо вдохновитель, особый человек, чтобы вдохновлять вас на самопознание? В тот момент, когда
вы попадаете в зависимость от какого-то вдохновителя или от какой-то вдохновляющей вас идеи, непременно появится и страх
(вы неминуемо растеряетесь, когда в один прекрасный день они от вас уйдут); так что это совсем не будет истинным
вдохновением.
А если вы замечаете, как несут мертвое тело для погребения или наблюдаете, как ссорятся двое людей – разве это не заставит
вас задуматься? Когда вы видите какого-то весьма честолюбивого человека или обращаете внимание на то, как все преклоняются
перед входящим высокопоставленным чиновником, разве это не наталкивает вас на размышления?
Вдохновение находится повсюду, начиная с падающего листка или смерти птицы и кончая поведением самого человека. Если вы
наблюдаете за всеми этими вещами, вы все время учитесь; но если вы смотрите на одну какую-то личность, как на своего
учителя, тогда вы пропали, эта личность станет вашим кошмаром.
Вот почему очень важно не следовать за кем бы то ни было, не иметь никакого одного особого учителя, а учиться у реки, у
цветов, у деревьев, у женщины, которая несет свою ношу, у членов своей семьи, у собственных мыслей. Это и есть такое
образование, которого вам не даст никто, кроме вас самих, и в этом-то и заключается его красота. Оно требует непрестанной
наблюдательности, внимающего ума, способного к постоянному исследованию. Вы должны учиться при помощи борьбы, счастья и
слез.
Из цикла бесед Кришнамурти с индийскими школьниками, их преподавателями и родителями