И ОТ ХОТЯЩЕГО ЗАНЯТЬ У ТЕБЯ НЕ ОТВРАЩАЙСЯ
Все четыре канонических Евангелия буквально проникнуты духом некоторой отречённости
от мира и мирских богатств. Во многих притчах Иисус призывает людей не привязываться
к мирским благам, быть подлинными хозяевами своей судьбы, быть господами, а не
рабами обстоятельств.
«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради
Меня, тот сбережёт её.
Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить
себе?» [Лк, 9:24-25].
«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради
Меня, тот обретёт её.
Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или
какой выкуп даст человек за душу свою?» [Мф, 16:25-26].
Иисус призывает помогать ближним – то есть людям, которых Господь волею своею
подвёл к вам.
«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» [Мф, 5:42].
Эта мысль Спасителя, несмотря на краткость, полна глубокого смысла. Речь здесь,
как и почти во всех остальных случаях, идёт о двух аспектах нашей жизни – материальном
и духовном. Кармические взаимоотношения объединяют нас в один большой клубок,
и если вы решили кому-то помочь, то, возможно, этот человек уже когда-то в прошлых
воплощениях вам уже помог, или поможет в будущем.
С другой стороны фраза «просящему у тебя дай» относится к дарам Духа. Человек
должен делится духовным знанием с другими, но только в том случае, если его об
этом попросят, в противном случае вмешательство в кармические связи других людей
способно принести больше вреда, чем пользы.
По поводу фразы «… и от хотящего занять у тебя не отвращайся» мне хотелось бы
о себя прибавить небольшой комментарий. С 1994 г., правда, с перерывами, я работаю
на фондовом рынке, и за это время мне довелось быть свидетелем многих ситуаций,
в которых кто-то деньги даёт, а кто-то берёт. Скажу сразу: во время работы на
бирже я сам никогда ни кого деньги не брал и никому не давал (следует также отметить,
что и предложений практически не было). В тех же случаях, когда у меня хотели
взять деньги взаймы, я неизменно
отказывал. Возможно, памятуя о словах Иисуса, мне следовало бы поступить иначе.
Так почему же я, всё таки, денег не давал?
Понимаете, когда ко мне на бирже (да и в реальной жизни) подходит человек, я
сразу чувствую, почему он у меня хочет занять деньги. На бирже чаще всего люди
просили деньги для того, чтобы покрыть долги. А почему у человека на бирже образуются
долги? Да потому, что он не умеет толково распорядится своим капиталом, вступает
в сомнительные сделки, торгует без стопов (примечание: «стоп» на биржевом жаргоне
– заявка на ограничение потерь). Если человеку просто дать денег, он их снова
проиграет. И получится, что ты
просто отдашь свои деньги другому человеку, который их выиграет – а биржа так
устроена, что если кто-то на ней выиграл, то, значит, кто-то проиграл.
А отдавать деньги за просто так кому-то другому ой как не хочется … Привязка
к деньгам, чувство собственности в человеке весьма сильны. С другой стороны,
я вступал в сделку с мечтой о выигрыше. И выигрывал. За счёт кого? Да за счёт
всё тех же неудачников. Поэтому, когда они приходили брать взаймы, может быть,
они приходили за своими деньгами? Получается какой-то замкнутый круг … Здесь
мне хотелось бы привести в качестве примера одну украинскую народную притчу,
про то, как кум Иван и кум Петро поехали на ярмарку
продавать самогон.
«Поехали как-то раз кум Иван и кум Петро на ярмарку продавать самогон. Взяли
с собой по бутыли самогона, запрягли вола, уселись на повозку и тронулись в путь.
Где-то посередине пути куму Ивану захотелось отведать самогона, который сварил
кум Петро:
– Кум Петро, дай мне попробовать твоего самогона – обратился кум Иван к своему
товарищу.
– Хорошо, кум Иван, - ответил ему кум Петро, - но просто так я тебе его не дам.
Плати рубль за стакан.
Согласился кум Иван и, заплатив рубль, отведал самогона. Через некоторое время
кум Петро также захотел попробовать самогона, который вёз на ярмарку кум Иван:
– Слышь, кум Иван, дозволь твоего самогончика попробовать!
– Пожалуйста, кум Петро, только гони рублик, за так я тебе не налью. – ответствовал
кум Иван.
Кум Петро вернул рублик куму Ивану и угостился самогонкой. Где одна рюмка, там
и две. Захотелось куму Ивану снова самогона. Попросил он его у кума Петро. Кум
Петро и на этот раз не отказал куму Ивану, но рубль взял. Так и гулял этот рублишка
между ними, пока кумовья не напились в стельку. Приехали на ярмарку пьяные и
с пустыми бутылями».