ПОДВЕДЁМ ИТОГ ДИСКУССИИ
Итак, мы выслушали тезисы материалистов и идеалистов. А теперь давайте подведём
итог дискуссии.
Первое, что бросается в глаза – обе философские школы использовали в своих доказательствах
тот объём знаний, которым располагала наука соответствующего времени. То есть,
скажем, Энгельс, писав о неуничтожимости материи, опирался на закон сохранения
вещества Ломоносова-Лавуазье. Последователи Дарвина (эволюционисты) выдвигая
гипотезу случайного зарождения жизни не располагая точными данными о строении
клетки и молекулы белка.
В то же время тезис материалистов о вечности материи на уровне человеческого
существования и человеческой логике в принципе недоказуем. Откуда мы знаем, вечна
материя, или нет? Гипотезу о вечности материи нельзя проверить эмпирически.
Тезис идеалистов о существовании Высшего Разума тоже недоказуем. Вроде бы, Высший
Разум должен существовать. Но кто-нибудь сталкивался с Высшим Разумом нос к носу?
Вообще говоря, тезисы обеих сторон, особенно материалистов, имеют очень слабое
обоснование. Чего стоит, например тезис о том, что «Сознание – высшая, свойственная
лишь человеку форма отражения объективной действительности» («Философский словарь»,
М., 1986). Откуда сознание человека знает, что оно единственное? Ведь сознание
человека не может опытным
путём установить, есть ли сознание, скажем, у животного, или у растения! В этой
связи мне вспоминаются лекции по философии, которые нам, соискателям первого
года обучения, читали в аспирантуре Академии Труда и Социальных отношений. Лектор
выдвинул тезис о том, что у мальчика, выросшего среди животных и не обладавшего
навыками осмысленной речи, отсутствовало сознание. Мне захотелось поспорить с
лектором, но я сдержал себя: у него было такое кислое, диалектико-материалистическое
выражение лица, что я понял –
если человек делает такие утверждения, то спорить с ним бесполезно в принципе,
так как он не понимает до конца предмет, который читает. Дело в том, что мальчик,
выросший среди животных, но не обладающий навыками речи – человек. А человек,
как это утверждают сами материалисты, обладает сознанием. Как я потом понял,
на примере этого мальчика лектор пытался доказать тезис Маркса о том, что в возникновении
сознания у человека большую роль сыграл труд и общественные отношения.
«… сознание со всеми своими атрибутами (ощущениями, мышлением, логикой и т.д.),
возникшее в процессе чрезвычайно длительного превращения стада животных в человеческое
общество и порождённое, как и язык, общественной трудовой деятельностью, представляет
собой (как и язык) явление специфически общественное» («Философия: основные идеи
и принципы», М., 1985).
Вообще говоря, перечитывая Маркса и Энгельса, не перестаёшь удивляться. Создаётся
впечатление, что эти два уважаемых человека лично присутствовали при зарождении
сознания у коллективно обитающего первобытного человечества, располагая при этом
специально изготовленной для такого случая аппаратурой, фиксирующей соответствующие
изменения в людях.
Великий немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) неоднократно предупреждал
философов о том, что, рассуждая о вечности материи, происхождении сознания, человека
и т.д. наш ум входит в такую область, в которой его познавательных способностей
становится недостаточно. Более того, Кант показал, что наш разум, пытаясь дать
ответы на такие вопросы, сталкивается с неразрешимыми противоречиями. Но это
уже другая история.