ВСЯКОМУ ИМЕЮЩЕМУ ДАНО БУДЕТ
В Иерихоне Иисус рассказал народу следующую притчу:
«Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы
получить себе царство и возвратиться;
Призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: «употребляйте их
в оборот, пока я возвращусь».
Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: «не хотим,
чтобы он властвовал над нами».
И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым
дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрёл.
Пришёл первый и сказал: «господин! Мина твоя принесла десять мин».
И сказал ему: «хорошо, добрый раб! За то, что ты в малом был верен, возьми в
управление десять городов».
Пришёл второй и сказал: «господин! Мина твоя принесла пять мин».
Сказал и этому: «и ты будь над пятью городами».
Пришёл третий и сказал: «господин! Вот твоя мина, которую я хранил, завернув
в платок,
Ибо боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берёшь, чего не клал, и жнёшь,
чего не сеял».
Господин сказал ему: «твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! Ты знал, что
я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
Для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с
прибылью?»
И сказал предстоящим: «возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин».
И сказали ему: «господин! у него есть десять мин».
«Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то,
что имеет;
Врагов же моих, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда
и избейте предо мною» [Лк, 19:12-27].
Господин, образ которого выведен в этой притче, суров, но справедлив – в этом
он похож на многих наших соотечественников, занимающихся бизнесом. Однако буквально
понимать эту притчу нельзя. Речь в ней идёт о двух законах нашего мира. Первый
проявляется на материальном уровне, а второй – на духовном.
Успех и материальное благосостояние сопутствует тем людям, которые умело вкладывают
свой капитал, у которых деньги постоянно в движении. Совершая оборот за оборотом,
вложенные в производство товаров или услуг деньги работают, в конечном итоге,
на всех остальных людей. В этом смысле владелец капитала помимо, может быть,
своей воли, становится альтруистом. По закону Кармы успех следует за успехом,
прибыль – за прибылью. Изобилие рождает ещё большее изобилие. Про людей, которые
сели на символическую спираль процветания
мы говорим, что деньги буквально липнут к ним.
Наоборот, тот, кто омертвил свой капитал, сокрыл его от людей, может потерять
то, что имеет, вступив, таким образом, на путь, ведущий к бедности и нищете.
Спираль обнищания будет преследовать такого индивидуума до тех пор, пока он не
изменит своего отношения к деньгам, пока тяжёлым трудом вновь не вернёт себе
благосклонность Фортуны.
Однако, как уже выше было сказано, данная притча имеет и духовный смысл. Господин
в данной притче – это аллегорический образ Бога. Рабы господина – люди. Каждому
Господь дал определённое количество талантов и способностей – воистину, это Божий
дар – которые люди должны употребить во благо миру. Тот, кто достойно справился
с этой задачей, получит ещё больше. А тот, кто не справился, потеряет и то, что
имел.
Дополнительные оттенки смысла мы можем увидеть также в несколько иной версии
этой истории, которая изложена в 25 главе Евангелия от Матфея, сразу же после
притчи про неразумных дев, не дождавшихся своего жениха:
«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын
Человеческий.
Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов
своих и поручил им имение своё:
И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе;
и тотчас отправился.
Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов;
Точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два;
Получивший же один талант пошёл и закопал его в землю и скрыл серебро господина
своего.
По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчёта.
И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие пять талантов и говорит: «господин!
пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрёл на них».
Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен,
над многими тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Подошёл также и получивший два таланта и сказал: «господин! два таланта ты дал
мне; вот, другие два таланта я приобрёл на них».
Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен,
над многими тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Подошёл и получивший один талант и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек
жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
И, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё».
Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну,
где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
Посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё
с прибылью;
Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что
имеет;
А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».
Сказав сие, Иисус возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» [Мф, 25:13-30].
Воистину, кто имеет уши слышать, да слышит! Здесь Иисус намекает на эзотерическое
толкование этой притчи, которое касается духовных даров, и, в первую очередь,
дара нести миру Свет Христов. Главная причина, по которой один из рабов надлежащим
образом не выполнил своего задания, была лень. «Лукавый раб и ленивый!» – восклицает
Господин.
После прочтения этого варианта притчи проясняется и смысл заключительных сентенций
про тьму внешнюю, в которой будет плач и скрежет зубов, а также смысл заключительного
предложения из первого варианта: «Врагов же моих, которые не хотели, чтобы я
царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною». Люди, отвергающие
Свет Христа, не хотящие, чтобы в Храме их души и тела владычествовал Бог, не
желающие исполнять свою миссию, будут жестоко наказаны – по закону Кармы, ибо
кто отвергает дары Бога, который есть
Жизнь, отвергает саму жизнь.