ХАСИДСКИЕ ПРИТЧИ – II
В сегодняшнем выпуске рассылки мы продолжим разговор о хасидских притчах.
«– Чем отличается гордец от человека скромного? – говорил автор «Толдос». – Часто
они обладают одинаковыми знаниями и сходными чертами характера и знают себе цену.
Отличает их лишь взгляд на внешний мир.
Расскажу вам историю о них. Встретились однажды горожанин и мужик. У каждого
в кармане тысяча лир. Мужик смотрит на всех свысока: кто сравнится с ним в богатстве?
Горожанин же знавал людей, которые тратили тысячи лир «на булавки», и понимает,
что нет у него никакой причины впадать в эйфорию».
По поводу этой притчи мне хотелось бы привести вот какой комментарий. В своей
жизни мне частенько приходилось сталкиваться с людьми, подобными мужику из притчи.
Причём в этой роли пребывали и близкие ко мне индивидуумы. Общее правило было
следующим: как только у человека начиналась «звёздная болезнь», он тут же получал
по мозгам (в переносном смысле, конечно. И не от меня, упаси Бог, а, что называется,
от Судьбы). Следует понимать, что если кто-то получил (заработал, украл) некоторую
сумму денег, и после этого
распустил пальцы веером, то есть, сам оценил себя как крутого, то эта сумма и
есть его уровень понимания богатства, и есть его уровень самооценки. Впрочем,
до уровня Султана Брунея Болкиаха Муизаддина Ваддаулаха Муды Хассанала нам всем
далеко. Однако, есть ориентир.
«Сказал рабби Нафтали из Ропшиц: «Нет лучше маски, чем деньги. Все пороки богача
скрыты под толстым слоем денег. И если, все же, порой пороки богачей заметны,
то только потому, что и богатому не хватает денег. Еще слой-два – глядишь, пороки
и скроются под слоем купюр и монет»».
Если количество слоёв, как говорят математики, будет стремиться, к бесконечности,
то рано или поздно все эти слои отпадут и тогда пороки опять станут заметны.
«Однажды морозным вечером постучался рабби Элиягу-Хаим Майзелиш в дверь скупого
купца.
Хозяин открыл дверь и пригласил раввина в дом. Но тот остался стоять у двери,
словно не слышал приглашения. Говорили они о том и о сем, о тяжелой зиме. О видах
на урожай, о сватовстве у знакомых, о торговле. Стоит богач на морозе в тонком
атласном халате и стучит зубами. Долго стояли они так, пока не замерз купец совсем.
Тогда согласился раввин войти в дом и сказал:
– Славно мы поболтали. Теперь, когда ты хорошенько замерз, скажу, зачем я пришел.
Дай денег на дрова для бедняков, сам знаешь, какой мороз на дворе!»
Дать богатому человеку на своей шкуре почувствовать все «прелести» незавидного
положения бедняка – кратчайший путь к тому, чтобы сделать богатого ещё богаче
– ведь чем больше будешь отдавать, тем больше будешь получать.
«Жил-был в Польше коммерсант. Был он хасидом и ездил на праздники к р. Элимелеху
в Лиженск. Дела его шли все хуже и однажды он пожаловался ребе:
– Я изо дня в день молюсь об успехе моих предприятий. Отчего же Вс-вышний не
отвечает на мои молитвы?
– Может быть, Он уже ответил, – задумчив произнес ребе. – может быть, Он ответил
на твои молитвы: «Нет!»»
Многие люди молятся Богу об успехе своих предприятий, но дела у этих людей идут,
как у коммерсанта из притчи. Может быть, Бог действительно отвечает им «Нет»?
Может быть, Бог уже дал им положенное количество времени и энергии, и это время
и энергия были растрачены попусту, и Он просто не хочет плодить иждивенцев? Хотя,
все мы в какой-то степени иждивенцы, так как живём за счёт Любви и Света Всевышнего.
«Один из богачей города Нейштадт, Моше по кличке Кошель, смотрел на всех свысока:
– Что мне мудрецы и мудрость, что мне праведники и праведность! Весь мир я могу
купить за деньги.
Когда его слова передали раби Яакову, он сказал:
– Не знаю, стоит ли тратить деньги на покупку «всего мира». Я бы посоветовал
ему приобрести немного бедности. Впридачу к этому товару всегда дают скромность
и здравый смысл».
Богатый человек очень часто начинает мыслить планетарными категориями. Его просто
подводит отсутствие здравого смысла. В этой связи весьма показательна следующая
притча, взятая из «Чжуан Цзы цзи цзе»:
«В заплатанной одежде из грубого холста, в сандалиях, подвязанных веревкой, Чжуанцзы
проходил мимо царя Вэй.
– Как очутились Вы, Преждерожденный, в столь стесненном положении? — спросил
государь.
– Это не стесненное положение, а бедность, — ответил Чжуанцзы. — Убогая одежда,
стоптанная обувь, это бедность, а не стесненное положение. Стеснен тот муж, который,
обладая естественными свойствами, не может их проявить. Такого называют не получившим
признания своего времени. Разве не приходилось Вам, государь, видеть, как прыгает
обезьяна? Хватаясь за ветки кедров, катальп, перебираясь с дуба на камфарное
дерево, она чувствует себя царицей, и даже Охотник с Невеждой не сумел бы ее
выследить. Но стоит ей очутиться
среди кудраний, терновника и других деревьев и кустов с колючками, она станет
двигаться осторожно, озираясь по сторонам, вздрагивать и трепетать. Это не значит,
что мускулы у нее ослабели, потеряли гибкость. Плохая опора не дает ей развернуться.
А кто ныне не чувствует себя стесненным среди советников-смутьянов и заблуждающихся
высших? Свидетельство тому – царевич Щит, которому вырезали сердце».
«– Учиться можно, глядя на любую вещь, – говорил Садигорский рабби своим хасидам.
– Чему же учит нас, – спросил один хасид с сомнением, – железная дорога?
– Опоздав на миг, можно упустить все.
– А телеграф?
– Каждое слово на счету.
– А телефон?
– ТАМ слышат, все, что мы говорим здесь.
– А аэроплан?
– Не только птицы могут летать.
– А автомобиль?
– Возница может обойтись без лошадей, а лошади без возницы обойтись не могут».
Это парафраз притчи, которую мы рассмотрели в предыдущем выпуске рассылки, и
которая начинается со слов: «Одно из указаний Торы гласит: «Во всех твоих путях
познавай Его»».
«И возьмут Мне пожертвование...
Почему глава «Трума» (пожертвование, поднятие) следует после главы «Мишпатим»
(законы)? Потому что пожертвования на храм приносят только из имущества, нажитого
по закону.
Наворованное никогда не превратится в труму, никогда не поднимется.
Золото, серебро и медь...
Вс-вышний дает еврею материальное, чтобы он сделал из материального духовное.
Поэтому пожертвование называется «трума» от глагола «поднять» – из материального
в духовное. Монетка, поданная нищему, превращается из кусочка металла в спасенную
жизнь».
Очень глубокая притча, повествующая о взаимообмене Духа и Материи. Одно становится
другим, и наоборот. К этой теме мы ещё вернёмся в последующих выпусках.
««И сбросили они, золотые кольца... и сделал это тельцом литым».
Таков выбор: или абсолютная власть Вс-вышнего, или абсолютная власть золота».
Пока люди будут выбирать абсолютную власть золота, они будут обрекать себя на
страдания. В данном случае важна частичка «или».
«Раби Шмуэль из Карова отзывался о богатстве с пренебрежением.
Это, разумеется, обижало местных богачей.
Один из них даже привел ему слова мудрецов:
– Сказано: «Давай бедным десятую часть прибыли, и ты будешь богат.» Если уж мудрецы
говорят о богатстве, как о награде, посылаемой Вс-вышним за добрые дела, значит
богатство вещь хорошая!
– Навоз тоже хорошая вещь, очень полезная. Однако мало кто любит его под своим
окном».
По моему мнению, пренебрежение раби Шмуэля к богатству – тема для психолога.
Очень часто внешней стороной ума мы презираем то, к чему очень сильно подсознательно
стремимся.
«Приехал раби Пинхас из Кореца на ярмарку, походил туда-сюда да как закричит.
– Забыли! Забыли!
И бегом через толпу с криком:
– Забыли! Забыли!
Все за ним следом бегут: человек видный, уважаемый, даром кричать не станет.
– Кто забыл?! – спрашивают.
– Да вы, купцы, забыли!
– Что забыли-то, ребе?
– Б-га вы забыли»!
По моему мнению, одна из причин бед, которые свалились на Россию в ХХ веке, и
которые мы расхлёбываем до сих пор, есть то, что народ забыл Бога. Причём это
началось очень давно, ещё до революции.