УЧЕНИЕ О ДУХЕ И МАТЕРИИ – XX
Сегодняшним выпуском рассылки мне хотелось бы подвести итог темы, которую я назвал
«Учение о духе и материи». Основная причина, по которой эта тема появилась в
рассылке, заключалась в том, что, с моей точки зрения, было необходимо дать людям
основные эзотерические знания, касающиеся основ Мироздания и Бытия, ибо законы
и процессы, о которых шла речь в предыдущих выпусках рассылки являются всеобщими
и универсальными, и именно они регулируют весь комплекс вопросов, связанных с
богатством и процветанием.
Очень часто мне приходиться слышать вопрос:
– Константин, ты такой умный, подскажи, как мне разбогатеть?
Я отвечаю:
– Хорошо, я подскажу. Но знаешь ли ты основные законы, по которым человек добивается
успеха и процветания?
В ответ я слышу:
– Нет.
Тогда я говорю:
– Давай сначала я расскажу тебе об этих законах, а потом ты сам всё поймёшь.
Итак, давайте переёдём к краткому резюме. Согласно эзотерической философии, Вселенная
представляет собой огромный живой организм, который и есть Бог. Этот организм
живёт и развивается по определённым законам, одни из которых, по всей видимости,
устанавливаются Богом сознательно, а другие определяются свойствами Абсолюта.
Так или иначе, в своей деятельности мы обязаны учитывать эти законы, иначе у
нас могут возникнуть трудности.
В своём развитии Вселенная проходит стадии Инволюции и Эволюции, которые чередуются
на всех уровнях её строения. Следует отметить, что, согласно эзотерическим знаниям,
сейчас наш Мир глобально находится в стадии эволюции, а фаза Манвантары пройдена
уже на три четверти. По поводу продолжительности этой фазы я не могу сказать
ничего определённого, хотя в «Тайной доктрине» Е. П. Блаватской приводятся конкретные
цифры. Могу лишь ограничится замечанием о том, что эти сроки очень велики, и
превосходят всякое человеческое
представление о длительности.
Помимо инволюции и эволюции каждый процесс во Вселенной проходит три стадии:
рождение, развитие и переход на новый уровень. В философии индуизма тремя этими
процессами управляют Боги Брахма, Вишна и Шива соответственно вместе со своими
женскими дополнениями, Богинями Сарасвати, Лакшми и Кали. Вот что говорит по
этому поводу Вознесённый Владыка Сен-Жермен в «Курсе Алхимии»:
«По индуистским воззрениям Брахма - образ Отца, Первое Лицо Троицы – описан как
Великая Сущность – Создатель, Верховный Правитель, Законодатель, Опора и Источник
Всего Знания; Сарасвати же представляет красноречие, Мать, которая изрекает Мудрость
Закона. Она есть Мать-Учитель для тех, кто любит Закон как Божью волю, поведанную
Брахмой. Она является Силой волевого акта, волей и мотивом стать законом в действии,
Источником, рекой и руслом, ибо поток вселенского знания, как понимание Закона
Создателя, содержится
в каждой частице творения.
Точно так же пара в полярности, заключающая в себе Закон Единства – атрибут Мудрости,
известна и любима как реальные личности Вишну и Лакшми, объединяющие качества,
относящиеся к нему или к ней, однако любовно разделяемые и божественно податливые
во вращающейся сфере их Единства.
Таким образом, на небесах два равняется Единому неделимому Целому; на Земле два
в одном часто приносят в жертву свою подлинную индивидуальность человеческому
синтезу, который становится новым тезисом - различием двух частей первоначальной
посылки, нейтрализованной в движущемся потоке относительности. Ибо, как вы понимаете,
относительность не обладает фиксированной полярностью. И в этом лежит причина
ее изменчивости.
Вишну – бессмертный Сын – пребывает в сияющем великолепии Солнца воплощением
Космической Христо-Мудрости; и суть его – длительность, прочность, сама непрерывность
сознания Бога. Он есть персонифицированное сцепление, связывающее Любовью Мудрости
космические силы, зачатые во Вселенском Разуме; его путь – это освобождение через
Самопознание в Высшем Божественном Я.
Вишну, чьи самые известные инкарнации были Рама и Кришна, всегда Хари в проявлениях,
является всепроникающим Защитником через Божественное ведение анти-Я (а затем
уничтожение его), которое иначе похитило бы Подлинное Я до того, как оно родится
в своих малых "я". Это Второе Лицо Троицы есть Хранитель божественного замысла,
зачатого в пламени Мудрости из законного Присутствия Силы. Он – Реставратор вселенной
через всеисцеляющий Свет, настоящая Сила озарения алхимии Любви.
Супруга Вишну, Лакшми, извечно идентифицируется как полярность всего, чем он
является. Ее Мудрость проявляется в благословении процветания, в осаждении изобилия
благодаря науке Пракрити и Пуруши и в контроле над четырьмя космическими силами.
Она держит рог изобилия честного богатства, обретенного с помощью «магии взгляда»
всевидящего ока своего Возлюбленного. Она учит управлению кармическими циклами
космических часов, и разнообразию, и красоте – Единству, а также и множеству,
исходящему из Прекрасного Единства,
– отражая образ Бога Мудрости.
Подобно этому, Святой Дух оживает и в очаровательных образах Шивы и его Шакти.
Будучи одновременно и отдельной сферой, и половиной другого, эти божественные
дополнения Любви представляют собой живое доказательство для всех душ, пребывающих
в Любви, что противоположность Божественной Любви не есть ненависть, но равновесие
(любого заряда – мужского или женского) сострадания, благотворности сурового
наказания, выражая и принимая благодарность как активные и пассивные формы глагола
«любить».
Двойственная природа Шивы, Господа Любви, Разрушителя-Избавителя, дополняется
его супругой, которая в своих разнообразных ипостасях одновременно и убийца демона,
и спасительница детей. Имя милостивой «дочери горы», благотворной Матери и Жены
– Парвати. Дурга – это лик яростной защитницы своих детей, страшный и грозный
для врагов, «Богини Вне Досягаемости», а Кали – еще одна метаморфоза женской
природы Шивы – представляет высшую ночь Матери и поглощает сеть (структуру) кармы
и пространственно-временные миры,
содержащие ее. Кали дополняет Силу Шивы в разрушении энергетической завесы (иллюзии)
Любовью. Она – Мать, отдающая жизнь за Дело своего супруга и своих детей. И устрашающая
внешность есть символ ее беспредельной Силы».
Если же вернуться к основному вопросу философии, то здесь я могу отметить, что
эзотерики считают и Дух, и Материю двумя равновеликими составляющими мироздания,
указывая, однако, на первенство Духа в действии, ибо Он, являясь активной субстанцией
управляет Материей.