ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДОБРА И ЗЛА – II
Давайте исследуем христианскую точку зрения на возникновение зла. Обратимся к
«Закону Божьему для семьи и школы» протоиерея Серафима Слободского:
«В начале, прежде всего видимого мира и человека, Бог из ничего сотворил небо,
то есть духовный, невидимый мир или ангелов.
Ангелы – это бестелесные и бессмертные духи, одаренные умом, волею и могуществом.
Бог сотворил их бесчисленное множество. Они различаются между собою по степени
совершенства и по роду своего служения и разделяются на несколько чинов. Высшие
из них называются серафимами, херувимами и архангелами.
Все ангелы были сотворены добрыми, чтобы они любили Бога и друг друга и от этой
жизни в любви имели постоянную великую радость. Но Бог не желал насильно заставить
любить, поэтому Он предоставил ангелам свободно выбирать – желают ли они сами
любить Его – жить в Боге, или нет.
Один, самый высший и могущественный ангел, по имени Денница, возгордился своим
могуществом и силою, не захотел любить Бога и исполнять волю Божию, а захотел
сам стать, как Бог. Он начал клеветать на Бога, всему противиться и все отрицать,
и стал темным, злым духом – дьяволом, сатаною. Слово «дьявол» значит «клеветник»,
а слово «сатана» значит «противник» Бога и всего доброго. Этот злой дух соблазнил
и увлек за собою много и других ангелов, которые также стали злыми духами и называются
бесами.
Тогда выступил против Сатаны один из высших ангелов Божьих, архангел Михаил,
и сказал: кто равен Богу? Никто, как Бог! И произошла на небе война: Михаил и
ангелы его воевали против Сатаны, а Сатана и бесы его воевали против них.
Но не могла злая сила устоять против ангелов Божьих, и упал Сатана, вместе с
бесами как молния, вниз в преисподнюю, в ад. «Ад» или «преисподняя» называется
место вдали от Бога, где и пребывают теперь злые духи. Там они мучаются в своей
злобе, видя свое бессилие перед Богом. Все они, по своей нераскаянности, так
утвердились в зле, что уже не могут быть добрыми. Они стараются коварством и
хитростью соблазнить каждого человека, внушая ему ложные мысли и злые желания,
чтобы погубить.
Так возникло зло в Божьем творении. Злом называется всё, что против Бога, все,
что нарушает волю Божью.
А все оставшиеся верными Богу ангелы с тех пор в непрестанной любви и радости
живут с Богом, исполняя всегда волю Божью. И теперь так утвердились в добре и
любви Божьей, что уже никогда не могут творить зла – не могут грешить, потому
и называются святыми ангелами. Слово «ангел» означает по-русски «вестник». Бог
посылает их возвещать людям Свою волю, для этого ангелы принимают на себя видимый,
человеческий образ.
Каждому христианину Бог дает при крещении ангела-хранителя, который невидимо
охраняет человека во всю его земную жизнь, не оставляет его душу и по смерти.
ПРИМЕЧАНИЕ – Это краткое .описание творения неба-ангельского мира – изложено
на основании Священного Писания и учения св. Отцов и Учителей св. Православной
Церкви.
Подробное описание жизни ангельского мира изложено у св. Дионисия Ареопагита,
ученика св. Ап. Павла и 1-го афинского епископа, в его книге: «Небесная иерархия,
написанной на основании всех мест Св. Писания, в которых говорится об ангелах».
Данное объяснение базируется на фрагменте из книги пророка Исайи:
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.
А говорил в сердце своём: «взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол
мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера;
Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».
Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.
Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «тот ли это человек, который
колебал землю, потрясал царства,
Вселенную сделал пустынею и разрушал города её, пленников своих не отпускал домой?»
Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице;
А ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сражённых
мечом, которых опускают в каменные рвы, – ты, как попираемый труп,
Не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю свою, убил народ твой: вовеки
не помянется племя злодеев» [Ис, 14:12-20].
И на фрагменте из «Откровения Иоанна Богослова»:
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон
и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места
на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и
сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены
с ним» [Откр. 12:7-9].
Приведённая выше версия возникновения добра и зла ставит больше вопросов, чем
даёт ответов. Если посмотреть на цитату из «Закона Божьего для семьи и школы»
с точки зрения анализа формального анализа текста, то можно увидеть много, по
меньшей мере, спорных моментов. Например, простое сопоставление фраз «Все ангелы
были сотворены добрыми» и «Один, самый высший и могущественный ангел, по имени
Денница, возгордился своим могуществом и силою, не захотел любить Бога и исполнять
волю Божию» приводит ум верующего человека
в смятение. Действительно, как такое вообще смогло произойти? Если все ангелы
были сотворены добрыми, то они не могли сделаться злыми. А если же они были добрыми,
а потом, соблазнённые Денницей – самым высшим и могущественным ангелом (!) –
стали злыми, то значит, где гарантия того, что такое «отпадение» не может произойти
с остальными (со всеми вытекающими из этого последствиями)? И почему «Все они,
по своей нераскаянности, так утвердились в зле, что уже не могут быть добрыми»?
И какой смысл им стараться «коварством
и хитростью соблазнить каждого человека, внушая ему ложные мысли и злые желания,
чтобы погубить»? Кроме того, в начале объяснения говорится, что «Ангелы – это
бестелесные и бессмертные духи». Следовательно, зло – вечно, раз носители его
бессмертны?
Однако я понимаю, что придраться можно практически к любым словам, фразам или
предложениям, так как человеческий язык, его синтаксис и семантика, «зацикленные»
на земном, обыденном порой не в состоянии отразить реалии неземные. Закрыв глаза
на вышеуказанные неясности, давайте попытаемся проанализировать текст с точки
зрения его сущностного содержания.
Данная версия утверждает, что зло возникло в Божьем мире ещё до сотворения материи,
то есть, внутри Бога, в духовном мире. С точки зрения эзотерической философии
такое утверждение – хула на Всевышнего. Далее, поведение Денницы непонятно: «захотел
сам стать, как Бог», а вместо этого «начал клеветать на Бога, всему противиться
и все отрицать». Кроме того: «и стал темным, злым духом» – и это ещё до того,
как Бог сказал «Да будет свет»! А чего стоит «война на небе» (то есть в духовном
мире, вдумайтесь, уважаемый
читатель)! А как вам «ад», который, то ли появился в результате падения злых
ангелов, то ли существовал до этого события … Заслуживает также внимание следующая
фраза: «… и упал Сатана, вместе с бесами как молния, вниз в преисподнюю, в ад.
«Ад» или «преисподняя» называется место вдали от Бога, где и пребывают теперь
злые духи». Внутри этой фразы мы наблюдаем логическое зацикливание: «злые ангелы
упали в ад. Ад – это то место, куда упали злые ангелы». Это звучит как «учение
Маркса истинно, потому, что оно верно».
И хотя ад – это «место вдали от Бога», но из этого места злые ангелы получают,
тем не менее, возможность вредить людям.
Таким образом, в приведённом выше фрагменте мы наблюдаем очень много как чисто
формальных (текстовых), так и сущностных (смысловых) противоречий. Если же мы
обратимся к источникам, на основании которых Отцы Церкви построили гипотезу о
происхождении зла, то приведённой выше цитате из книги пророка Исайи речь идёт
о гибели Вавилонского царства – в этом нетрудно убедиться, прочитав, например,
тринадцатую главу, которая предшествует процитированной четырнадцатой, и которая
начинается словами «Пророчество о Вавилоне,
которое изрёк Исаия, сын Амосов …» [Ис, 13:1]. Денница в данном контексте – человек,
царь, чья гордыня приведёт его и его царство к гибели. Здесь нет ни малейшего
намёка на ангелов и духовный мир. Впрочем, как я уже говорил в начальных выпусках
рассылки, Священное Писание имеет скрытый (эзотерический) смысл. Является ли
тогда Денница предводителем ангелов? Есть ли намёки на это в четырнадцатой главе
книги пророка Исайи? Пусть пытливый читатель сам поразмышляет над этим вопросом.