С давних времен смерть была поводом не только для грусти, но и для радости, для смеха и слез, для размышления и праздника. Представители доиспанских культур относились к смерти с уважением и иронией, что вызывало удивление и интерес у испанских завоевателей. До наших дней сохранился обычай в, основном, в День поминовения усопших, устраивать многочисленные местные праздники. На кладбищах устраиваются алтари, украшаются цветами, предметами народных и сладостями в форме черепов и другими специальными декорациями, отражающими память, юмор, а также чувство уважения к усопшим.
В этот день люди вспоминают своих умерших родственников и знакомых. Ритуал этого дня, отмечаемого 2 ноября, был унаследован от доиспанской эпохи, и со времен завоевания Мексики приобрел христианский характер. За несколько дней до этой даты сооружают в честь умерших алтари: в домах, в церквях и на кладбищах. Алтари украшаются разнообразными бумажными гирляндами, желтыми цветами, которые используются только как подношение умершим, вместе со свечами, лампадами, образами святых или фотографиями усопших и едой. В соответствие с традицией, в это время года души умерших могут навещать своих живых родственников, и поэтому очень важно сделать им подношение в виде любимых блюд усопших. В некоторых регионах кроме этого оставляют также сосуды с водой, т.к. путь, который проделывается душами, чтобы посетить живых родственников, очень «утомителен». Лампадки служат маяками для душ и ведут
их к своему алтарю.
Праздник поминовения усопших - это не возможность пообщаться не только с покойными, но также и с живыми родственниками и друзьями; это не индивидуальная церемония, носящая семейный характер, а общественный акт, в котором принимает участие всё население.
Индейские предки мексиканцев не видели в смерти чего-то трагического и причиняющего боль, и эта традиция сохранилась до наших дней: сегодня, как и в доиспанские времена, эта церемония проводится в манере праздника, поскольку несет с собой идею возобновления поколений, а значит отражается и на форме его проведения: на украшениях, развешиваемых по всем деревням и городам, а также на разнообразных шутках, связанных с этой темой.
"Kegrin paiva" (пугало-день) - национальный карельский праздник
Kegrin paiva (день Кегр) - один из cвоеобразных обычаев, являющийся пережитком древних социальных отношений и религиозных представлений у карел. Кегр - главное действующее лицо этого дня - замаскированный человек.
В этот день утром рано молодежь рядилась в вывороченные шубы, фуфайки, овчины, в лапти. На головы надевали решета, корзины, подойники, брали ухваты, кочерги, дубины, за плечами - корзины, чтобы туда «прятать» детей, на лица надевали самодельные маски из картона, тряпок, с пришитыми усами, бородой из кудели. Некоторые изображали коней и коров. В таком виде ходили по домам и пугали детей.
Kegri требовал, чтоб ребята слушались родителей, а девочек заставлял прясть, требовал, чтобы они были прилежней и не баловались. Пришедшему «Kegri» девочка должна была показать клубок пряжи. «Kegri» угощали как можно лучше - кашей с салом и блинами.
Время празднования "Kegrin paiva" совпадало с окончанием полевых работ и началом нового хозяйственного года, началом женских работ: обработки шерсти, льна и прядения. Несомненная связь этого праздника с культом мертвых подтверждается поминаньем в этот день умерших родственников толокняной кашей. Утратив свое обрядовое значение, "Kegrin paiva" в измененной форме существовал в виде полузабавы довольно долго.