Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Лучшее из армейских историй на Биглер Ру Выпуск 1551


Вышли в свет книги Александра Скутина (Стройбат) «Самые страшные войска» и Олега Рыкова (NavalBro) «Чарли Чарли Браво». Эти и другие книги, а также значки с символикой сайта Вы можете приобрести в нашем «магазине».

Лучшие истории Биглер.Ру по результатам голосования


Флот

История, докладываю сразу, не моя. Взята отсюда: http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=1488&n=81
От себя лишь добавлю: как прекрасно, что у человечества есть история... Иначе, как бы мы оставались людьми?
Чудны дела твои, Господи!

Собака с крейсера «Варяг»

Столетие подвига моряков крейсера «Варяг», скромно отмеченное в России 9 февраля этого года, оживило в моей памяти одну случайную встречу почти полувековой давности.
Морозно-солнечный февральский день 1956 года. Воинский зал ожидания на железнодорожном вокзале в Туле. Наша семья перебиралась к новому месту службы отца — в древний город Козельск, где дислоцировалась Гвардейская Перекопская мотострелковая дивизия. Родители отлучились в город за покупками, а я, десятилетний мальчишка, оставлен сторожить чемоданы...
Рядом со мной на деревянный диван опустился сухонький старичок в дубленом полушубке. С ним небольшой чемоданчик. Меня поразило, что на голове у старика вместо положенной по сезону шапки — бескозырка с гвардейскими (георгиевскими) лентами и надписью золотыми буквами: «ВАРЯГЪ». Когда сосед снял полушубок (в зале было тепло), моему взору явилась матросская форма, украшенная двумя наградами. Одну из них я сразу же распознал (все же офицерский сын) — медаль «За отвагу». Для детей послевоенного поколения, особенно тех, кто рос в гарнизонах, эта награда не была редкостью: ее имели многие, прошедшие войну. Но рядом с медалью «За отвагу» на форменке у старика красовался георгиевский крест, и это поразило меня еще больше, чем его бескозырка. Я сразу же забыл и про охраняемые мною чемоданы, и про родителей.
Заметив мой интерес, старик обратился ко мне:
— Ну, давай знакомиться. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Почему ты здесь один?
Выслушав мои объяснения, сказал:
— Оказывается, мы с тобой тезки. Меня зовут Петр... (отчество я не запомнил). Я моряк с крейсера «Варяг». Слышал о таком?
Кто же из мальчишек не знал про «Варяг»! Я и кино видел — после войны на экраны вышел художественный фильм о подвиге «Варяга» с Борисом Ливановым в роли капитана I-го ранга В. Ф. Руднева; этот фильм часто «крутили» в военных гарнизонах.
— Возвращаюсь домой с могилы нашего командира, — продолжал старик. — Мы, оставшиеся в живых, собираемся там каждый год в день гибели «Варяга». Ведь Всеволод Федорович Руднев похоронен здесь, в Тульской области. Хочешь, я расскажу тебе, как чудом остался жив?
Старый моряк начал издалека — с того, как крейсер «Варяг» вышел из Порт-Артура и оказался в корейской бухте Чемульпо, как вражеская эскадра заблокировала выход в открытое море, как японский адмирал потребовал от командира «Варяга» спустить русский флаг и сдаться, как офицеры, поддержанные командой, решили принять неравный бой.
Признаться, от этого рассказа у меня теперь мало что осталось в памяти. Зато навсегда запомнился эпизод, связанный с чудесным спасением моего вокзального знакомого от неотвратимой, казалось, гибели.
На «Варяге» он служил кочегаром и потому не мог видеть, что происходило наверху. Он даже не успел узнать о принятом командиром решении затопить поврежденный в бою корабль. К этому моменту кочегар был уже без сознания, получив тяжелое ранение, лежал под слоем угля — в машинное отделение, пробив обшивку корабля, попал японский снаряд.
А тем временем команда покидала тонущий корабль, пересаживаясь на шлюпки.
— Так бы и ушел я под воду, если бы не мой песик, который жил в машинном отделении со времени нашего выхода из Порт-Артура, — продолжал свой рассказ бывший кочегар. — Он с громким лаем метался между палубой и машинным отделением, отчаянно призывая моих товарищей спасти своего хозяина. Наконец, кто-то обратил внимание на необычное поведение собаки. Потом мне говорили, как песик, словно показывая пример, начал разрывать лапами уголь, под которым я был заживо погребен. Меня откопали, вынесли на палубу и спустили в шлюпку.
— А что дальше? — нетерпеливо спросил я.
Оказалось, что всю оставшуюся в живых команду «Варяга» подняли на иностранные военные корабли, находившиеся в бухте Чемульпо. Там раненым оказали необходимую помощь. Мой знакомый попал в лазарет на французском крейсере, где его и выходили. Между прочим, французы отказались передать русских моряков в качестве военнопленных японцам, на чем те настаивали.
— А собака?..
— Не волнуйся, она не погибла. Ее тоже сняли с «Варяга», и мои товарищи уговорили французов принять пса на борт, рассказав им, что он спас жизнь моряку. А когда я встал на ноги, мы встретились вновь и вместе отправились на родину...
За разговором я и не заметил, как вернулись родители и с удивлением взирали на моего нового друга.
Увидав перед собой офицера, старик встал, вытянулся, надел лежавшую рядом бескозырку, приложил к ней правую руку и по всей форме представился.
— Ну что ты, отец, рапортуешь мне. Я ведь не военный комендант. Это я должен приветствовать героя «Варяга», — смущенно произнес мой суровый родитель, обнимая старика за плечи.
Они о чем-то еще говорили некоторое время, пока голос из громкоговорителя не объявил о посадке на московский поезд. Георгиевский кавалер засуетился, натянул полушубок и стал прощаться, пожелав мне, как полагается в таких случаях, «хорошо учиться и слушаться родителей». Отец проводил его до вагона.
Эта случайная встреча всегда жила в моей памяти. Я не раз подумывал о том, что надо бы попытаться установить личность встреченного мною моряка с легендарного крейсера. И только недавно собрался это сделать.
Отправился в библиотеку, заказал старые газеты и соответствующую литературу. Выяснилось, что о «Варяге» у нас вспомнили лишь в годы Великой Отечественной войны. В 1947 году восстановили поруганную и разрушенную в 1930-е могилу контр-адмирала В. Ф. Руднева близ деревни Савино в Тульской области, установили на ней чугунное надгробие, у которого с тех пор ежегодно 9 февраля собирались уцелевшие варяжцы. Имение, где легендарный командир «Варяга» провел последние годы жизни, заботясь, по мере возможностей, о местных крестьянах, его обезумевшие земляки сожгли дотла еще в начале 20-х. Семья Руднева в годы гражданской войны вынуждена была искать спасения на чужбине, во Франции. Его старший сын, Николай Всеволодович, рискнул вернуться на родину лишь после Второй мировой войны. Ему, можно сказать, повезло: он был обласкан советским режимом, неожиданно вспомнившем об исторических традициях.
В 1954 году было решено отметить полувековой юбилей подвига «Варяга». 9 февраля вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении 15 разысканных моряков крейсера «Варяг» медалью «За отвагу». Впоследствии найдутся еще около 30 остававшихся в живых варяжцев. Они тоже получат советские награды. Именно тогда, в 1954 году, медаль «За отвагу» появилась и на груди встреченного мною на вокзале в Туле бывшего кочегара с «Варяга». Просматривая список награжденных, я обнаружил в нем только одного человека по имени Петр. Им оказался Петр Егорович (Григорьевич) Поликов. Дальнейшие розыски позволили уточнить, что он действительно был на крейсере кочегаром. Кроме него других представителей этой исчезнувшей теперь флотской специальности среди оставшихся в живых варяжцев не было.
Сведения о Поликове крайне скупы. Известно, что по крайней мере с конца 20-х годов Петр Егорович проживал в городе Электрогорске Московской области, где в течение тридцати лет проработал слесарем на тепловой электростанции. К сожалению, его фотографии найти не удалось, да я и не узнал бы его спустя почти полвека. Зато мне попалось групповое фото восьми моряков с «Варяга», сделанное во время их возвращения в Россию весной 1904 года. На этом фото есть девятый персонаж — маленькая собачка или щенок. Не берусь утверждать, что это и есть спаситель кочегара Поликова (возможно, Поликов тоже есть на фото), но у меня не осталось сомнений, что именно с Петром Егоровичем свела меня судьба в феврале 1956 года в зале ожидания на железнодорожном вокзале в Туле.
Вечная память ему и всем героям крейсера «Варяг».
Средняя оценка: 1.84
Обсудить
Историю рассказал тов. Философ : 2007-01-18 12:26:18
Вышли в свет книги Александра Скутина (Стройбат) «Самые страшные войска» и Олега Рыкова (NavalBro) «Чарли Чарли Браво». Эти и другие книги, а также значки с символикой сайта Вы можете приобрести в нашем «магазине».
Уважаемые подписчики, напоминаем вам, что истории присылают и рейтингуют посетители сайта.
Поэтому если вам было не смешно, то в этом есть и ваша вина.
Прочитать весь выпуск.
Кадет Биглер: cadet@bigler.ru
Вебмастер сайта Биглер Ру: webmaster@bigler.ru

В избранное