Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Лучшее из армейских историй на Биглер Ру Выпуск 3413


Книги, а также значки с символикой сайта, Вы можете приобрести в нашем «магазине».

Лучшие истории Биглер.Ру по результатам голосования


Свободная тема

Об истории развития антисемитизма

Часть 2

Польская ветка.

Для того, чтобы понять, как в Польше сформировался тот общеизвестный, классический тип "жида", надо вспомнить особенности гос.устройства Речи Посполитой.
Там было три силы: князь/король, магнаты и шляхта.
Ну, с королем и магнатами понятно. Шляхта - это торговые привелегии и монополия на винокурение. В основном - под патронажем магнатов.
Евреи (и немцы!) были званы королем для того, чтобы составить конкуренцию шляхте. Это - Калишский статут 1264 г. Евреи приезжают под покровительство и юрисдикцию короля, получают свободу вероисповедания, передвижения и торговли. Впоследствии им даже дозволялось покупать заложенные и не выкупленные земли. За это они плятят королю особые налоги.
Натурально, это не нравилось ни магнатам, ни шляхте, ни, особенно, Католической Церкви. Пока король был силен, борьба продолжалась с переменным успехом. Радомская конституция, кроме органичений королевской власти также ограничила права евреев. Через 30 лет сейм запретил евреям вести торговлю в деревнях и брать на откуп государственные доходы, а король отказал им в своей юрисдикции. Евреи переходили под юрсидикцию магнатов.
Это - точка перелома. Именно тогда евреи стали управляющими, откупщиками, корчмарями. И выбивали из крестьян деньги для магнатов (не забывая и себя). И если хлопы, хотя и ненавидели панов, все-таки считали их своими, то евреи были чужими и ненавидели их вдесятеро.
Евреи перешли под юрисдикцию магнатов и должны были платить им налоги. А королевские налоги никто отменять не собирался. Для обеспечения сбора была введена коллективная ответсвенность, налоги платили не отдельные лица, а общины. Для руководства общин создавался Кагал (на иврите - "общество").
Еще интересная деталь - еврейские управляющие предоставляли крепостным отдых в субботу. Почему-то это симпатий к ним не прибавляло.
Так продолжалоcь до восстания Богдана Хмельницкого.
Богдан с равным этнузиазмом резал и ляхов и жидов, последним, кроме того, досталось от всех воюющих сторон. Левобережная Украина стала юден-фрай. Кто мог бежать из Польши - бежал.

После восстания общины пытались восстановиться, но пребывали в крайней нищете. Если раньше евреи служили магнатам, то теперь они стали работать на шляхту. Предоставленная им экологическая ниша была - шинкарство (у шляхты - монополия на винокурение). Евреи начали спаивать народ.
Состоятельные люди уезжали на запад - в Германию, Францию, Англию. Оставшиеся общины прозябали в страшной нищете. Пассионарии находили себя в извращениях талмудизма, появилась масса новых сект.
В этих условиях произошел первый раздел Польши.

К моменту раздела еврейские общины Польши находились в положении отчаяном. Жуткая нищета и скученность, лютая ненависть хлопов, презрение и ненависть шляхты. Тут даже принятие христианства не спасало...
Пассионарии либо уезжали, либо ударялись в очередную талмудическую ересь.
В резудьтате раздела, части Польши отошли Пруссии, Австрии и России. Из прусской части евреи были изгнаны, в австрийской их положение не слишком изменилось, хотя и стало чуть полегче (см Швейка).
А вот тем, кто оказался в составе РИ - повезло. Создание Черты в тот момент было явлением знаковым.
Во-первых, евреям была отведена територия, на которой они могли жить своим укладом, занимаясь ремеслами, торговлей итп и не слишком мешая при этом остальным.
Во-вторых, в состав черты вошли города втч портовая Одесса

В третьих, перед пассионариями открылсь возможности получения образования без отказа от религии и, при отказе от нее - преспективы неописуемые.
Это потом начнется принудительное крещение, кантонисты итп. А в начале - произошел отток пассионариев из местечек в города. То, что получилось в итоге - описано у Шолом-Алейхема...

...
И вот теперь мы подошли к очень интересному моменту.
Указ о создании Черты - 1791год. Если не считать криминальных разборок между греками и евреями а районе Одессы - до конца 60х годов в РИ не зафиксировано ни одного серьезного погрома.
Это что же получается - что в эти 70 лет в Российской Империи антисемитизма - не было?
Получается, что таки не было.
Были попытки насильственного крещения, мальчиков отдавали в кантонисты. Но погромов - не было.
Нет, разумеется, были трения между русскими, украинскими селами и местечками, и морды друг другу били. Но "правильных" погромов - не было. И девиц из местечек брали замуж - с предварительным крещением, разумеется.
Погромы начались в конце 60х годов
Я читал описание Таганрогского погрома, составленное князем Трубецким. При полной антипатии к жидам, он расценивал погром, как вопиющее безобразие, организовал эвакуацию и защиту евреев и затем участвовал в следственной комиссии.
Интересны два момента.
1. В конце 60х годов погромы прошли на большой територии РИ. Там, где не было евреев, громили "инородцев" - башкир, калмыков итд.
2. Основной движущей силой были босяки - они громили - и тут же продовали награбленное удачно подъехавшим городским мещанам и своим деревенским родственникам.
Трубецкой пишет, что в результате реформы, деревенская сволочь более не принуждается общиной к труду, а хлынула в города, где и грабит по возможности. И если сейчас не дать ей укорот, то завтра эта сволочь пойдет громить уже не евреев и калмыков, а барские усадьбы...
В период царствования Александра 3-го погромы подавлялись решительно и жестко. Николай 2-й решил, что их можно использовать для "отвлечения трудящихся от классовой борьбы". Погромы приобретают государственно-идеологическую поддержку.
Что, в значительной степени, способствует приходу еврейских пассионариев а Революцию.

...
Прежде, чем мы перейдем к европейской ветке, я бы хотел остановиться на двух важных моментах ветки польско-российской.
1. В Польше, пожалуй, впервые в Европе, антисемитизм проявился в виде личной, персональной юдофобии. До этого погромы и зачистки проходили по религиозно-экономическим причинам, а тут была уже чистая ненависть. Вызваная той ролью, которую взяли на себя евреи, став управляющими, откупщиками, шинкарями. Т.е. они вполне эту ненависть заслужили. По крайней мере, не в меньшей степени, чем управляющий некоего русского помещика немец Фогель, коего, согласно Некрасову, закопали живьем.
2. Явления "жидовского гешефта", безусловно, имели место. И анекдот про "ни рубля, ни топора и еще должен остался" - имеет под собой историческую базу. Но, тем не менее, в Черте имелась также такая объективная реальность, как смешанные села/местечки. Явление, которое при антагонизме просто не возможно.
Потому, что евреи были разные и современники это очень хорошо понимали. Упомянутая «жидовская» система поведения характерна для извратов типа талмудического хасидизма, представители которого считают собаками не только иноверцев, но и правоверных евреев, слушающий "неправильного" рава
Соответственно, и пути этих разных евреев были разными. Одни - ушли из местечек в бандиты, сионизм, революцию, просто в обычную жизнь, наконец. Другие - бережно хранят традиции 16-го века, включая форму одежды и вызывая своим поведением антисемитизм у остальных евреев...
Средняя оценка: 1.39
Поделиться: Live Journal Facebook Twitter Вконтакте Мой Мир MySpace
Обсудить
Историю рассказал(а) тов. Grrr : 2021-12-27 22:48:19
Книги, а также значки с символикой сайта, Вы можете приобрести в нашем «магазине».
Уважаемые подписчики, напоминаем вам, что истории присылают и рейтингуют посетители сайта.
Поэтому если вам было не смешно, то в этом есть и ваша вина.
Прочитать весь выпуск | Случайная история | Лучшие истории месяца (прошлого)
Кадет Биглер: cadet@bigler.ru
Вебмастер сайта Биглер Ру: webmaster@bigler.ru

В избранное