Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости по исторической миниатюре 1/72 с gurkov.com


06.09.2013

 

продолжение...

ГЛАВА 2
Конница древнего мира

Жизнь, как известно, полна парадоксов. Логика и прак-тика подсказывают, что человек, прежде, чем создать и ис-пользовать колесницы, непременно должен был освоить верховую езду — ведь, чтобы пасти лошадей, табунщикам просто необходимо ездить верхом. Другим способом во-дить коней невозможно (228 с. 33)

Но вот почему в военном деле вначале появляется ко-лесница с конной упряжкой (П тысячелетие до нашей эры) и лишь позже — верховой конь, остаётся загадкой. Естест-веннее было бы предположить, что процесс освоения обо-их видов сражения происходил параллельно.

В некоторых научных трудах это объясняется тем, что вначале коневодство развивалось медленными темпами, а посему количество лошадей у индоевропейских племён было ограничено (175 т. 3 с. 137; 242 с. 33). Стало быть, обес-печить ими всех членов рода или племени было нереально. Поэтому оптимальным вариантом было создать элитную прослойку из колесничных бойцов, в то время, как осталь-ные члены племени выполняли роль лёгкой пехоты.

Однако эта версия не объясняет того факта, что все арийские племена, почти одновременно мощным потоком хлынувшие в Евразию — от Кавказа до Анатолии на юге, до Китая и Индии на востоке — использовали колесницы как основную ударную силу. Из этого следует, что коневод-ство было уже тогда (в конце Ш — начале П тысячелетия до н. э.) достаточно развито.

Что же толкнуло ариев на столь масштабные миграции? Какие катаклизмы происходили тогда в Евразийских степях?

На сегодняшний день это остаётся невыясненным. Но, в качестве версии можно привести следующие соображе-ния. Согласно Геродоту (22 с. 108 — 111), кочевники имели различные хозяйственные уклады. В разных регионах степ-ной и лесостепной зоны разводили разные виды скота. На-пример, в полынно-типчаковых и солончаковых степях Нижнего Поволжья, где растительность была скудной, вы-ращивали в основном мелкий рогатый скот. В поймах Дона и Днепра, богатых сочными высокими травами, был боль-ше распространён крупный рогатый скот и лошади. Тех же животных разводили в низовьях этих рек, на обильном разнотравье (228 с. 32 — 33). Геродот говорит, что «скифы-пахари», т. е. оседлые скотоводы, отчасти занимавшиеся земледелием, жили в долинах Буга и Днепра. Значит, на границах степей и земледельческих государств селились арийские племена, занимавшиеся, наряду со скотоводст-вом, ещё и обработкой земли. Именно среди этих народов могли широко распространиться колесницы.

В результате внутренних миграционных процессов и междоусобных войн за территории в связи с ростом насе-ления и увеличением поголовья скота, оседлые арии были вынуждены уступить более воинственным восточным и се-веро-восточным кочевникам, использовавшим в качестве основной силы на войне не колесниц), а всадника, и отсту-пить на земли оседлых государств, где они сами, в свою оче-редь, выступили в роли захватчиков. Недаром в последую-щие столетия (конец II — начало I тысячелетия до и. э.) на арену завоеваний выходят киммерийцы, а затем — скифы, совершенно не применявшие колесницу на войне. По край-ней мере, сведений об этом нет.

О том, что люди знали верховую езду ещё в тот период, когда на полях сражений господствовала колесница, мож-но прочесть у Гомера в «Илиаде»:

«...Словно как муж, ездок па конях необычно искусный,
Лучших из множества коней избрав четверых и связав их,
Правит, и с поля далёкого к граду великому гонит
Битой дорогой; толпою и мужи и робкие жёны
Смотрят дивуясь, а он беспрестанно, и твёрдо, и верно
Скачет, садяся с коня на коня, на бегу их ужасном»

(259 ч. 1 с. 17)

В том же произведении, в отрывке, где Одиссей и Дио-мед, находясь в разведке, похищают коней у троянцев, есть строки:

«...Быстро вскочил на коня. Одиссей обоих погнал их
Луком, и кони летели к судам мореходным ахеян»

(25 с. 212)

Часто на фресках и сосудах встречается изображения всадников; например, в сцене битвы при Кадеше па фрес-ке в Карнакском храме в Фивах чётко виден хеттский во-ин, спасающийся бегством верхом на лошади (204 т. 1 с. 20). На глиняном ахейском сосуде, датированном примерно 13 в, до н. э. изображен всадник (204 т. 1 с. 43). III — м ты-сячелетием до н. э, датируются плакетки, изготовленные в городах Передней Азии, на которых также видны фигу-ры людей верхом на лошадях (242 с. 32). Сирийскую боги-ню Астарту и бога Баала, ханаанскую богиню войны Анат, хтоническую богиню Лабарну часто изображали как па ко-лесницах, так и верхом (242 с. 33). Ещё до освоения коне-водства в Месопотамии местные жители пытались приспо-собить для верховой езды эквидов (III тысячелетие  до н. э.). (352 с. 130).

На основании этой информации можно сделать вывод о справедливости теории параллельного освоения колес-ницы и лошади как верхового животного. Другое дело, что в разных этнических группах и разных хозяйственных ре-гионах преобладали различные методы использования ко-ня на войне.

КИММЕРИЙЦЫ И СКИФЫ

Насколько известно, первыми из народов всадников, принесших в Ближнюю Азию новую манеру сражения, а именно использование конных лучников, были кимме-рийцы. Их набеги через Кавказский хребет начались в VIII в. до н. э. Надо думать, начались они под напором скифских племён, пришедших па Восток вслед за киммерийцами в VII в. до н. э. Возможно, и они, в свою очередь, подверглись давлению какого-либо из степных племенных союзов. Как бы то пи было, ясно одно: до их появления на Востоке кавалерия не использовалась в крупных масштабах.

Условно конницу можно разделить на два типа: естест-венную и искусственную. Первый тип развивался естест-венным путём в степных регионах и в долинах. Их жители специально занимались разведением лошадей. С раннего детства они умели обращаться с конями, знали их анато-мию, великолепно ездили верхом и занимались селекцией. Соответственно, уровень мастерства таких всадников был чрезвычайно высок. Второй тип образовался внутри осед-лых земледельческих государств. Разумеется, их жители были гораздо худшими наездниками, чем степняки.

Лошадей они в меньшей степени разводили сами, а в большей — покупали, меняли или захватывали у наро-дов, занимающихся коневодством. Возникла такая конни-ца, прежде всего, из необходимости противостоять кочев-никам, предотвратить их набеги и грабежи.

 

 

   Рис. 13. Скиф.

Понимая слабость своей кавалерии, правители осед-лых государств были вынуждены нанимать всадников-проф-ессионалов к  себе на службу

Киммерийцы и скифы являлись типичными представи-телями естественной конницы. Вероятно, их отряды не бы-ли многочисленными, но, тем не менее, новая тактика при-носила им победу за победой.

Первым подверглось удару киммерийцев Урартское царство. В 20-х годах VIII в. до н. э. его царь Руса I был раз-бит (175 т. 3 с. 139; 136 с. 7; 295 с. 261). Но кочевники вовсе не стремились к захвату новых территорий; их привлекала лишь добыча и они пошли дальше на юг.

Затем киммерийцы столкнулись с Ассирией. В одной из битв с ними был убит ассирийский царь Саргон II (предположительно в 705 г. до н. э.), но, в конце концов, пришельцы потерпели поражение и отступили, частью проникнув в Мидию, а частью, в союзе с Урарту, нанесли удар по Фригии (175 т. 3 с. 139).

далее киммерийцы, в качестве наёмников или самосто-ятельно, участвуют в Ближневосточных войнах. Они захва-тили лидийскую столицу Сарды (652 г. до н. э.), но были раз-биты союзом ассирийцев и мидийцев (около 600 г. до н. э.). Их остатки осели в Малой Азии и слились с местным насе-лением (175 т. 3 с. 140; 295 с. 261).

В 70-х годах VH века до H. э. в Месопотамию через тот же Кавказский хребет пришли скифы. Уже в первом столк-новении с Ассирийской державой скифы потерпели пора-жение, а их вождь Ишпакай был убит. Ассирийцы под вли-янием киммерийцев к тому времени успели освоить такти-ку конного боя и применяли её против создателей — кочев-ников. Проиграв войну, скифы были вынуждены искать со-юза с Мидией и поддержали её восстание против Ассирии (175 т. 3 с. 140 — 141). Но ассирийский царь Асархаддон пе-реманил скифский отряд к себе на службу. Их мощь и мас-терство в бою использовали также Лидия и Ассирия, что-бы разгромить киммерийцев. В дальнейшем, после ряда войн, скифы, как и киммерийцы частью осели в Малой Азии, а частью вернулись через Кавказ в родные степи (175 т. 3 с. 144).

О кавалерии киммерийцев и их вооружении почти ни-чего неизвестно. Сохранились лишь схематические изоб-ражения их всадников (175 т. 3 с. 138). Но, поскольку этот народ был родственен скифам, можно предположить, что их вооружение и тактика были тождественны.

 

 Существует мнение, что до вторжения в Малую Азию

и Месопотамию скифская конница состояла исключитель-но из легковооружённых лучников. Лишь позже, ознако-мившись с военным делом ближневосточных народов, ски ф-ы переняли их тяжёлое вооружение и стали с спехом его использовать (183 с. 73 — 74; 267 с. 162 — 163). Нам эта гипо-теза представляется несколько ошибочной. Разумеется, мы не собираемся оспаривать возможность того, что скиф-ские всадники заимствовали металлические — ламелярные и чешуйчатые — доспехи у ближневосточных народов, но, придя на их территорию, скифы наверняка уже имели от-работанные на протяжении десятков лет междоусобных войн совершенные методы ведения конного боя; прекрас-но знали сильные и слабые стороны рассыпного и плотно-го строя и наверняка использовали предохранительное во-оружение как для всадника, так и для коня. другое дело, что оно могло быть изготовлено из органических материа-лов: кожи, кости, дерева, не сохранившихся до наших дней (183 с. 136).

Любой разумный полководец, командуй он пехотой оседлого государства или конницей степных племён, дол-жен был понимать, что, коль скоро противник применяет стрелы, дротики или камни, надо обезопасить от них своих воинов. Уже тогда люди наверняка уяснили, что просто к-лониться от потока летящих снарядов даже атакующему в одиночку воину чрезвычайно сложно, не говоря уже о  бойцах, стоящих в плотном строю (а в том, что скифы применяли оба вида построений для конницы, сейчас уже никто не сомневается (163 с. 23; 322 с. 168)).

Такой способ, как защита доспехами не только людей, но и лошадей, не мог прийти в голову кому-то одному. Всё происходило естественным путем, на основе принципа «удар — блок». Все азиатские народы: скифы, сарматы, асси-рийцы, урарты, саки, персы, парфяне, гунны, китайцы, ин-дийцы, использовавшие конных лучников или воевавшие против них, в обязательном порядке применяли защит д лошадей, а в Европе в античный период — только маке-лял

донцы и греки, коль скоро им пришлось иметь дело с пер-сами. Но, по мере всё большего и большего проникновения кочевников-лучников на запад, это снаряжение переняли и другие европейские народы: римляне, остготы, франки, фракийцы и т. д.

До появления конных лучников всадники Европы, в ос-новной массе, применяли дротики и копья, лук использовали только в пешем строю, — слишком сложна была техника конной стрельбы. А поскольку дротик менее опасен, чем стрела, ибо поражает на более коротком расстоянии, остр-ой необходимости в доспехах для лошадей не было, пото-му что потери конского состава были невелики — воины ус-певали быстро преодолеть опасный поражаемый участок и сойтись в рукопашной. Скифы же, чтобы обезопасить ло-щадей от стрел, наверняка использовали защиту еще до вторжения в Малую Азию, потому что, как выразился Ксе-нофонт: «...в случае опасности для коня, опасность грозит и всаднику, то нужно вооружить и коня налобником, нагруд-ником и набедренником, которые служат и для всадника. Но более всего надо прикрыть бока лошади, как самое опасное и слабое место. Их можно прикрыть чепраком, ко-торый должен быть так сшит, чтобы не только мог прочно сидеть всадник, но и чтобы не жал спины лошади. Всё про-чее вооружение одинаково защищает коня и всадника» (267 с. 162).

То, что скифы применяли конскую броню в классичес-кий античный период ни у кого не вызывает сомнений. На это есть прямые указания у Геродота:

«Также из меди делают они (масагеты — В. Т.) грудные панцири'для лошадей; напротив, уздечки, удила и фалеры приготовлены из золота» (22 с. 111).

Прямо об этом сообщает и Арриан, описывая сражение  при Иссе:

«Воинов Александра пало больше: варвары подавляли своей численностью, а кроме того, и сами скифы, и лошади их были тщательно защищены бронёй» (8 с. 121).

Теперь попробуем рассмотреть, каковы были практиче-ские функции тяжело-, средне- и легковооружённых всад-ников. Сделав правильные выводы, мы сможем выстроить ' основную концепцию кавалерийской тактики как антично-сти, так и средних веков. Ведь принцип действия её не ме-нялся на протяжении сотен лет.

По мнению М. В. Горелика, наиболее совершенные пан-цири должны быть использовать воины, сражавшимися в одиночку, т. к. они больше подвергались опасности (183 с.133). Правда, речь у автора шла о пехотинцах, но этот же принцип, надо думать, распространяется и на всадников. 

 

продолжение следует...

На главную страницу сайта

На страницу миниатюра на gurkov.com 

2013-09-06__239

В избранное