Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Улетные истории, байки, анекдоты" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Все для ВАС Выпуск от 27/03/2006
Всем привет!Это 61-й выпуск рассылки Все для ВАС от 2006-03-27. 27 марта Международный день театраСлово <театр> произошло от греческого Театр как здание, предназначенное для представления
драматических произведений традиционно включает в себя сцену - площадку, где
происходит действие, - и зрительный зал. Сцена, спроектированная под
максимальное использование декораций, обычно обрамлена порталом. Противоположная
крайность - выдающаяся в зал голая сцена, окруженная местами для зрителей с трех
или даже четырех сторон. Впрочем, драматические представления могут проводиться
и без подобного сооружения. Индия. Япония. Китай. Древнегреческий театр. Поначалу в античном театре, по-видимому, доминировала условность. Как в трагедии, так и в комедии основным элементом являлся хор на орхестре. Непременными составляющими фривольных, пикантных и лиричных феерий Аристофана (около 450-385 до н.э.), как и трагедии, были танец и поэтическая декламация. Исполнители главных трагических ролей носили стилизованные маски и высокие головные уборы (onkoi), соответствующие типажу; на ногах у них были котурны, обувь на очень толстой подошве, придававшая актерам неестественную высоту (и ставшая символом трагедии, в противоположность сандалиям комедии), а их костюмы отличались как формализованностью, так и богатством отделки. Нелепо искаженные маски и смешные, вульгарные наряды комических актеров придавали представлению фантастический вид. Тем не менее, прослеживается постепенное движение в сторону большего реализма. Трагедии Еврипида (около 484-406 до н.э.) много ближе к реальности, чем творения его предшественников Софокла и Эсхила (525-456 до н.э.); древний хор стал утрачивать центральное положение. В конце своей жизни Аристофан, мастер древней комедии, стал свидетелем появления менее фантастической <среднеаттической комедии> (около 375-325 до н.э.), которую, в свою очередь, сменила еще более близкая к правде жизни <новая аттическая комедия> Менандра (около 342 - около 291 до н.э.). Несмотря на заметно меньший вклад Древнего Рима в развитие драматического искусства, именно он передал греческие театральные традиции более поздним эпохам. В древней Аттике драма вышла из религиозной церемонии и долго сохраняла с ней тесную связь; в Риме эта связь полностью утрачивается. Театральное действо вырождается в обычное развлекательное мероприятие. Литературная драма никогда не знала того расцвета, который пережила в Афинах, и, в конце концов, ее вытеснили гладиаторские бои и грубые, вульгарные зрелища в исполнении мимов. Для своих представлений мимам не требовалось сооружений, необходимых для постановки трагедии или комедии. Им вполне хватало деревянного помоста и простейшего фона. Единственное театральное нововведение древнего Рима - амфитеатр, приспособленный как для грандиозных зрелищ (как навмахия, когда арена затоплялась и разыгрывались потешные морские бои), так и для импровизированных мимических фарсов, когда в центре арены устанавливались деревянные подмостки. С упадком и гибелью Римской империи искусство драмы практически полностью исчезает и уже не прослеживается до 10 в., хотя, вполне вероятно, продолжали существовать бродячие труппы мимов. Европейский театр. К 15 в. возросший общественный интерес к драматическим зрелищам привел к появлению первых профессионалов на сцене. Громоздкие мистерии не годились, и постепенно выработался репертуар из коротких фарсов, интерлюдий и моралите. Участники первых небольших трупп были в большинстве своем бродячими актерами, иногда они работали и в помещениях - скорее всего, в харчевнях, - но в основном под открытым небом, где и появляется нехитрая дощатая сцена под шатром (павильон), позади которой завесой отделялось место для переодевания. Интерес к классическому наследию, пробуждением которого ознаменовалось Возрождение, не обошел стороной и античный театр. Гуманисты и связанные с ними представители знати стали исполнять пьесы Теренция, Плавта и Сенеки, сначала на латыни, потом в переводе, а еще позднее - в адаптированном виде. Наибольшего размаха это движение достигло в Италии. К началу 16 в. придворный театр активно занимается поиском новых форм, что было вызвано желанием гуманистов приспособить античную сцену к новым условиям, потребностью двора и знати в зрелищах и живым интересом художников-оформителей сцены к проблемам перспективы. Интерес к драматическому искусству наблюдался не только в аристократических кругах, но и в среде простого народа. Во всех актерских коллективах женские роли исполняли мальчики, но отличительной чертой детских трупп (т.н. труппы мальчиков) было то, что мальчики играли все роли - как мужские, так и женские. Зародились труппы мальчиков в детских капеллах королевских часовен и просуществовали совсем недолго (хотя около 1600 пользовались огромным успехом, отбирая <хлеб> у взрослых актеров, о чем упоминается в Гамлете), но именно это явление породило культ частных театров - крытых и собирающих элиту лондонской аудитории, в пику менее комфортабельным публичным театрам под открытым небом. Влияние частного театра было очень велико. Последовавший после победы революции запрет на все виды актерской деятельности (1642 г.) положил конец эпохе частного театра. Однако возродившиеся после Реставрации драматические представления многое в своих сценических формах позаимствовали у дворцового театра Возрождения. До 1770-х годов актеры пользовались лишь
ограниченным количеством современных костюмов вне зависимости от исторического
периода, к которому относилось действие. Изображая римлян, они пользовались
условным нарядом, сочетавшим привычные тогда бриджи с тогой (или туникой);
<восточные> персонажи, например Отелло, вместе с бриджами могли надеть нечто
вроде халата, тюрбан, меха и т.п. Управляющие некоторых театров старались
привести сценические костюмы в соответствие с изображаемой эпохой, однако это
коснулось только актеров-мужчин, поскольку актрисы наотрез отказывались
одеваться во что-либо, кроме самых модных нарядов в сезоне. Что касается актерских коллективов, то наиболее
существенные перемены были связаны с исчезновением постоянных театральных трупп,
расцветом коммерческих постановок и возникновением новых порядков ангажирования
исполнителей. Можно выделить четыре их основных разновидности: 1) в таких
странах, как Франция, Германия и Россия, поощрялись государственные и
муниципальные театры со своими директором и постоянной труппой; 2) у некоторых
народов, боровшихся за независимость, возникли театры, призванные поддерживать
национальный дух и родную литературу, например в Венгрии и Чехословакии в 1837 и
1883; 3) Англия оставалась единственной страной, где были в силе театральные
патенты (до 1843); 4) и, наконец, совершенно особняком стояли США, не имевшие
субсидируемых театров и ничего похожего на английскую модель. Начало 19 в. ознаменовалось расцветом романтизма, и вместе с ним началось увлечение достоверностью в оформлении спектаклей и большей зрелищностью. Некоторое время <реализм> подразумевал выведение на сцену реальных объектов, таких, как экипаж на улице. В 18 в. актеры выходили на сцену, изображавшую интерьер, или через двери на авансцене, или в зазор между кулисами. С 1840 стали использовать павильон - декорацию, сменившую набор рисованных на холсте имитаций и представляющую интерьер в трех солидных стенах, куда актеры входят через настоящие двери. Подобные трансформации испытало и художественное оформление сцен на природе, и вместо рисованных декораций появились трехмерные скалы и настоящие (или бутафорские) ветви деревьев. С 1948 театры мира официально объединяет под эгидой ЮНЕСКО Международный институт театра (МИТ), хотя связь эта весьма слабая и сводится в основном к обмену информацией о новых постановках. Источник: www.prazdnik.by @
|
В избранное | ||