Великолепная книга Ли Якокки "Карьера менеджера" прочно связала в сознании огромного количества людей на постсоветском пространстве имя автора с корпорацией "Крайслер". Настолько прочно, что порой кажется: кроме этого человека в истории компании нет больше ничего заслуживающего внимания. Вместе с тем, имя основателя корпорации Уолтера Перси Крайслера по праву может претендовать на отдельную страницу в Летописи Мировой Экономики.
История жизни Уолтера Крайслера – это яркое, почти хрестоматийное воплощение американской мечты: поднявшись с самых низов, человек становится президентом одной из крупнейших корпораций. Крайслер начал свой путь учеником на заводе по производству локомотивов, чтобы со временем занять должность менеджера этого завода, еще через несколько лет стать менеджером "Buick Motor", а в 1916 г. – ее президентом. Что позволило Уолтеру Крайслеру достичь таких вершин? Дадим слово ему самому.
"Мне нравится, когда люди возбуждены. Когда они возбуждены, они возбуждают и клиентов, и мы делаем бизнес. В течение моей тридцатидвухлетней карьеры торгового агента я видел, как энтузиазм удваивал и утраивал доходы десятков агентов по продаже, в то же время его отсутствие вело в конечном итоге к разорению сотен таких агентов.
Энтузиазм - одно из самых высокооплачиваемых качеств в мире, возможно, потому, что это - одно из самых редких качеств; и в то же время одно из самых заразительных. Если вы полны энтузиазма, ваш слушатель тоже наверняка проникнется им, даже если вы будете плохо излагать свои мысли. Без энтузиазма ваш разговор о продаже будет нужен как прошлогодний снег.
Заставляйте себя действовать с энтузиазмом, и вы станете энтузиастом. Преисполнитесь благим намерением удвоить свой энтузиазм, который вы вкладывали в работу и в свою жизнь. Если вы претворите это намерение в жизнь, то вы, вероятно, удвоите свой доход и удвоите свое счастье".
Очевидно, что человек с такой жизненной позицией не станет останавливаться на достигнутом. В 1919 г. Уолтер Крайслер делает "Buick Motor" сильнейшим предприятием "General Motors" и становится исполнительным директором последней. Всего через год, в возрасте 45 лет ему приходится покинуть занимаемый пост из-за разногласий с президентом компании. Уильям Дюрант избавился от соперника и получил сильнейшего конкурента.
Через три года после досадной отставки Уолтер Крайслер вновь появился на "арене" автомобильного бизнеса. Он взялся за казалось бы неподъемное дело – вытаскивать из финансовой трясины две мелкие автомобилестроительные компании "Chalmers" и "Maxwell" и, добившись успеха, объединил их в 1925 г. в "Chrysler Corporation". Еще через три года (в 1928 г.) Крайслер купил фирму "Dodge Brothers Motor Car", значительно увеличив размер корпорации. 1933 год стал годом триумфа для великого менеджера – его компания первый раз опередила "Ford" по объему продаж. Спустя два года, Уолтер Крайслер отошел от дел компании. Когда он умер в 1940 году, корпорация занимала в США второе место после "General Motors", и на ее долю приходилось 25% внутреннего рынка сбыта.
Но успех Крайслера отнюдь не базировался на голом энтузиазме. Было бы, по меньшей мере, странно, если бы это было так. "Звериный маркетинговый нюх" (иного определения и не подберешь) продиктовал Крайслеру тезис о техническом совершенстве производимой продукции. Стоит задуматься, сколь часто именно хорошие потребительские свойства оказываются решающими для успеха на рынке.
Перечень нововведений и усовершенствований, разработанных и внедренных инженерами "Chrysler", впечатляет. В 1924 г. модель Chrysler VI становится первым общедоступным автомобилем с объединенной гидравлической системой тормозов на четырех колесах и высококомпрессионным шестицилиндровым двигателем. Фредерик Зедер, главный конструктор корпорации в 30-е годы, был первым инженером, сумевшим найти способ устранения вибрации в автомобилях, установив двигатель на резиновую подушку. Сенсация 1934 г. Chrysler Airflow покорял своей отшлифованностью и обтекаемыми формами. Карл Брир, по сути, совершил тогда первый серьезный прорыв в автомобильной аэродинамике. Инженеры корпорации впервые в мире создали электронное зажигание для автомобилей, впервые разработали встроенный редуктор, позволяющий снизить расход горючего, первый современный электронный регулятор напряжения,
первые гидравлические тормоза, первый вмонтированный под капот компьютер (это уже было, конечно же, после смерти Уолтера Крайслера).
Вопреки апологетам рекламы и маркетинга именно вышеперечисленные (равно как и многие другие) технические новации определяли успех корпорации в годы ее процветания. Какой бы агрессивной ни была реклама, люди всегда (при прочих равных) выбирают качество. Похоже, что это свойство человеческой натуры никак не зависит от времени.
В 1998 г., отдавая дань уважения легендарному менеджеру, компания "Daimler Chrysler" решила переименовать Исторический музей в Auburn Hills в музей Уолтера П. Крайслера. "Это прекрасная возможность отдать должное Крайслеру за то, что он сделал 73 года назад", сказал тогда Том Гейл, вице-президент "Daimler Chrysler" и главный дизайнер Североамериканского отделения. "Это - как имя пионера автоиндустрии Германии Карла Бенца на акции нашей компании".
P.S. Если Вы все еще не подписаны на рассылку "Мировая экономика: глобальные тенденции развития", то сделать это можно по адресу http://subscribe.ru/catalog/business.globalec. В рассылке публикуются новости и аналитические материалы, посвященные развитию мировых экономических центров, взаимодействию таких центров с развивающимися странами, а также прогнозы и оценки глобального экономического развития во всех его проявлениях. Рассылка выходит с декабря 1999 г. 2-3 раза в неделю. Леонид.