Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[svoboda] Церковь снисходительна ко всем

Привет всем!


Четыре мотива компромата на РПЦ видит протодиакон Кураев

В последние месяцы Русскую православную церковь окружают скандалы: история с
группой <Пусси Райот>, квартира и часы патриарха... В чём причина? Об этом
мы поговорили с профессором Московской духовной академии протодиаконом Андреем
Кураевым.

<
Аргументы и Факты
АиФ

ежедневно СМИ вываливают какой-то <компромат> на представителей церкви.
С чем вы связываете нынешнюю такую вот странную ситуацию?

А.К.: - Я думаю, что есть четыре мотива.

Первый - вечный. Любой, кто призывает обывателя подтянуться, сделать усилие и
посмотреть вверх, стать немножко лучше, вызывает раздражение и горячее желание
опустить его до своего уровня, а желательно, и вообще под плинтус. Неважно, кто
это - ученый, политик, писатель, художник, священник. Просто
люди не любят, когда к ним обращают нравственные императивы, которым они заведомо
не соответствует.

Второй мотив - это набирающий силу в последние десятилетия агрессивный либерализм
или идеология политкорректности. Речь идет об элитарной группе в западном
обществе, которая относится весьма неприязненно к традиционной христианской культуре
во всех ее проявлениях - и к искусству, и к школьной системе, и к
традиционной модели семьи и, естественно, к церковной жизни. Эта группа действует
под знаменем свободы. Но история ХХ века показывает, что самые страшные
теракты и тоталитарные общества овеивались стягами, возвещающими свободу и равенство.
И вот во имя этой свободы, оказывается, надо затыкать рты. Например,
несколько лет назад в Швеции один лютеранский пастор, представляющий государственную
(!) церковь страны, за свои личные деньги поместил в частной газете
частное объявление. Текст объявления состоял из одной цитаты из Нового Завета
- <Не обманывайтесь: мужеложники царства Божия ни наследуют>. И за это он
получил реальный тюремный срок!

Тем, кто заинтересуется этой темой, я посоветую найти статью Татьяны Толстой
<Политическая корректность>.

Третья причина -
у множества людей накопился негативный опыт контакта с нашей церковью.
Почему люди стали ненавидеть церковь, в одной руке которой символ беззащитности
- распятие, а в другой - добрейшая Книга на земле? Это вопрос к нам, а не
к ним. И от него нельзя заслониться, предположив, что нас ненавидят как раз за
Евангелие и крест. Нет, тут реакция на нашу (в том числе мою) непохожесть
на нашу же Книгу.

И четвертое - это собственно сиюминутные наши ошибки, весенние ошибки церковных
деятелей и церковных спикеров.

Опрос

Вот всё это вместе, сложившись, породило некий степной пожар. Я не вижу, чтобы
на тактическом уровне существовал некий центр, координирующий публикации.
Здесь одна сухая травинка зажигается от другой, сама по себе. Вопрос только в
том, почему эти травинки и в таком массовом количестве пересохли.

Я, например, считаю крайне неудачной формой подачи информации беседу Владимира
Соловьева с патриархом, где затрагивалась тема квартиры, часов... Публикация
пересказа этой беседы позволила каждому букинисту и каждому прорабу оспаривать
Патриарха на уровне своей профессиональной компетентности. А это тоже
- профанация:

<
Аргументы и Факты
АиФ

задел? Вся звездная тусовка использует веру для пиара. А Церковь на это смотрит
крайне снисходительно, на мой взгляд:

А.К.: - Киркоров меня не задел, даже когда он назвал меня комиком. Он прав. Со
всем присущим мне смирением скажу, что с чувством юмора у меня все хорошо.
Наше с Киркоровым расхождение - по главному вопросу этики: может ли человек быть
средством? Оправдывает ли благая цель сомнительные средства? С
уррогатная мать - это средство, используемое для чужого счастья.
Ее боль (которая будет лишь нарастать с годами) в расчет Киркоровым не берется.
Тебе заплачено - так и исчезни из моей жизни... Этично ли, что ребенок
выступает в качестве покупаемого товара? Нормально ли, что за деньги разрывается
самая святая связь между людьми - связь мамы и малыша?: Обсуждать такие
вопросы - это разве комично?

А что касается снисходительности: Церковь на самом деле снисходительна ко всем.
Просто когда церковь снисходительна к вам или ко мне, к обычным людям с
обычными грехами - об этом вся страна не знает. Но если человек шоу-бизнеса всю
свою жизнь делает публичной - такими же становятся и его отношения с Церковью.
Фото: РИА Новости
Аргументы и Факты
АиФ

награбленное богатство олигархов, умение выкручиваться у властьимущих, подобострастничать
среди обслуживающего персонала - гувернанток и водителей. Может, места для Церкви
и веры среди такого общества уже и не осталось? А если есть, то почему
Церковь с этим ничего не делает?

А.К.: - Не стоит рассматривать церковь как банального воспитателя. Слово церкви
может сработать только в человеке, который всерьез ей доверяет. Для человека,
который на самом деле в Христа не верит и никогда в церковных таинствах не участвовал,
мои советы будут всего лишь немножко смешными и наивными банальностями.
Мол, вы, святые отцы живете в ваших скитах и нашей реальной жизни не знаете,
но вам по должности положено изрекать всякие благоглупости, а потому мы на
вас, чудиков, не в обиде. Оттого так безнадежны церковные обличения коррупции
или алкоголизма, если они обращены к по сути неверующему обществу. Церковь
может менять жизнь лишь в такой последовательности: сначала - религиозное обращение,
и лишь потом нравственные перемены в уверовавшем человеке.

<
Аргументы и Факты
АиФ

человек, который несет слово Божие племени Тумба Юмба, которое даже
не подозревает о существовании Христа. Сейчас миссионерство - попытка нести
веру людям, которые и так причисляют себя к верующим, а потому раз в год заходят
в церковь. Кому сложнее?

А.К.: - Миссионерство - слово высокое, жертвенное, и рискованное. Поэтому я стараюсь
без особой нужды к себе его не применять. Ну а плюсы и минусы есть
везде. Апостолам было проще в том смысле, что они начинали с чистого листа. Христианство
возвещаемое ими, для их слушателей было равно самим апостолам,
их словам и их глазам. У всех апостолов были схожие и святые судьбы. А вот в
последующих поколениях массовых христиан все стало сложнее. И потому на наших
сегодняшних собеседников давит горькая память о катастрофах в жизни самих христиан.
Вспомним IV век. К власти в Римской империи пришел Юлиан, прозванный
Отступником потому, что попытался вернуть язычество в качестве государственной
религии. Когда он возобновил гонения на христиан, святой Григорий Богослов
написал ему: <Всякое бывало в истории - у власти бывали мы, христиане, бывали
вы, язычники. Но когда мы были у власти, разве мы преследовали хоть кого-то
за то, что этот человек верит не так, как мы?> Удивительные слова! И мне очень
стыдно и горько, что я не имею права повторить эти слова Григория Богослова
спустя полтора тысячелетия.

Сегодня хватает людей с травматическим опытом церкви. Они знакомы не с апостолами,
а с реальной пестротой церковной жизни и церковной истории. Именно потому
сегодня не обойтись без миссионерского покаяния. Высокий стиль, глаголющий лишь
о всенепременной и всецелой святости и правоте Церкви, скорее отчуждает
людей, чем приближает.

<
Аргументы и Факты
АиФ

Почему же число россиян, которые посещают храм регулярно не больше 4%? Нет
привычки?

А.К.: - Чтобы сократить разрыв между числом номинально крещеных и реально церковных
людей, патриарх Кирилл инициировал очень важное изменение в жизни церкви:
предложил отказаться от крестин просто за деньги. Обязал священников проводить
с крещаемыми или их родителями беседы, рассказывая людям про Евангелие...
Если это правило будет исполняемо, то число сознательных прихожан значительно
вырастет. А если при таком сознательном воцерковлении объяснять людям, что
они обретают в Церкви и права и обязанности, то перемены могут быть очень серьезны.
Тогда станет возможно личное членство в приходской общине (сейчас такого
нет). Станет возможно возрождение церковной десятины. А в этом случае станут
возможны: выборность духовенства приходом, контроль мирян над приходским бюджетом,
и как итог - финансовая независимость Церкви от спонсоров и государства:

<
Аргументы и Факты
АиФ

по заповедям, но в Храм не ходящий и даже может не крещеный, или молитвенник,
который ворует, врет и жирует?

А.К.: - Ответ на это очень простой. Если бы эти хорошие люди не только делали
хорошие дела, а кроме этого ходили бы в церковь, они наверняка стали бы еще
лучше. А тот мерзавец, который ходит в храм, но при этом делает гадости, без
походов в храм стал бы еще хуже :

<
Аргументы и Факты
АиФ

священников, с непримиримостью: А где же милосердие христианское?

А.К.: - Почти столетнее преобладание женщин в храмах не могло не сказаться на
убеждениях духовенства. Женский взгляд на мир, как ни странно, более требователен,
чем мужской.. Как-то моя двухлетняя внучка Катя проводя мне экскурсию в ванной
комнате, пояснила: <Это Катин шамупунь: А это - мамин! его трогать нельзя!>
Мальчик никогда так не скажет. Только девочка может с восторгом рассказывать,
что именно ей запретили. И первая же девочка на земле - Ева - идет именно
этим путем. Бог сказал - <не вкушайте от плода древа познания>. Но жена, пересказывая
Божью заповедь змею, тут же с радостью ее ужесточает - <даже не
прикасайтесь к самому древу>. Мало кто из современных священников воспитан в
семинарии и мужских монастырях. По большей части опыт церковной жизни они
впитывали от наших замечательных женщин прямо на приходе. Кстати, и сами женщины
часто тянутся к наиболее требовательному и строгому пастырю: Ну а поскольку
это гендерные черты, то вряд ли они исчезнут. Значит, надо просто терпеть друг
друга. Те, кто возмущаются нетерпимостью наших прихожан или пастырей, сами
делают это как раз нетерпимо.

<
Аргументы и Факты
АиФ

каким бы он не был старинным, красивым?

А.К.: - Бог знает все языки, и у Него точно нет претензий к языку Есенина и Бунина.
Русская церковь совершает свою молитву на десятках языков - от немецкого
до японского. Конечно, может и на русском. Это вопрос не богословия, а эстетики,
пастырства, культуры:

Будь моя воля, я бы в крупных городах выделил по одной церкви для службы на русском
современном языке. Хочешь - иди сюда. Или ты даже сюда не хочешь? Вот
тогда и станет ясно, что совсем не <непонятность языка> удерживает людей вдали
от храма. Ссылка на непонятность не более чем отмазка для собственной лени
и просто греха.

<
Аргументы и Факты
АиФ

А.К.: - Это тот случай, что надо решать проблему не словами, а поступками. Очень
важно показать людям, что церковь может давать, а не только брать. Надо
дать обществу знак, что мы - сообщество открытое и дарящее. Среди таких шагов
- публикация церковных бюджетов: куда и какие приходят средства (в том числе
спонсорские), и на что они тратятся. Думаю, что негативных мифов от этого станет
меньше. Да, начну с себя: моя зарплата как диакона в храме - шесть тысяч
рублей; как профессора в Академии - десять тысяч, как преподавателя в МГУ - три
тысячи. Наша с Вами беседа - бесплатна.

С уважением
Валерий.

Ответить   Mon, 4 Jun 2012 17:08:07 +0400 (#2473041)