Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Военное дело и вооружение

  Все выпуски  

Военное дело и вооружение


Информационный Канал Subscribe.Ru


ВОЕННОЕ ДЕЛО И ВООРУЖЕНИЕ

Выпуск № 5

 

Сегодня в номере

 

- Рыцари неба (из истории авиации. ...Продолжение.)

 

- 2К25 "Краснополь" - комплекс управляемых артиллерийских снарядов.

 

- Вопрос - ответ. (Ответы на письма читателей)

 

 

 

 

    РЫЦАРИ НЕБА

 

    Войска союзников некоторое время ничего не могли противопоставить "Фоккерам". Их BE-2с, основная машина для разведки, бомбометания и корректировки артогня, оказалась совершенно беззащитной перед знаменитым немецким истребителем.

    Однако радикальным решением могло быть лишь полноценное вооружение самолета. Проблема была в одном: как разместить на нем пулемет? Стрелять нужно вперед, чтобы пилот мог наводить оружие, только как при этом не попасть в собственный воздушный винт?

    И все же самолет с бортовым пулеметом появился очень скоро. Французский летчик Ролан Гаррос придумал простой, но эффективный ход, установив на лопасти винта стальные пластины, попадая в которые пули рикошетировали. Теперь можно было стрелять прямо через винт. Для того чтобы навести оружие на цель, летчик должен был поворачивать всю машину. Искусство стрельбы и воздушной акробатики слились воедино, дав жизнь новому типу крылатых машин - истребителю.

    Но новшество Гарроса недолго наводило на немцев ужас. В апреле 1915 года огонь с земли прервал счет его побед, а поврежденная машина досталась противнику. Немцы, обследовав ее, решили поступить по-своему, придумав новое устройство - синхронизатор, позволявший в момент прохождения лопастью линии стрельбы "заставлять" пулемет молчать. Нововведение мгновенно прижилось по обе стороны фронта. И с этого момента над окопами Первой мировой развернулись бои, которых история еще не знала.

    С началом этого противостояния армиям потребовались свои пилоты, причем во множестве. В срочном порядке стали создаваться летные школы, проводились также рекрутские наборы из других родов войск. Люди, пришедшие в военную авиацию, зачастую не имели к ней никакого отношения. Манфред фон Рихтхофен, лучший ас Германии с его 80 победами, начинал войну кавалеристом. Кавалеристами были знаменитый Вернер Фосс, начавший свою летную карьеру всего в 19, и наш соотечественник Александр Козаков. Самый результативный из американских пилотов, Эдуард Рикенбакер, был известен как спортсмен-автогонщик, Макс Иммельман работал железнодорожником, Вилли Коппенс, лучший ас Бельгии, начинал службу рядовым в гренадерском полку, а Чарльз Нунгессер до войны был боксером. Отец истребительной авиации Германии Освальд Бельке, разработавший тактику воздушного боя, был телеграфистом.

 

    При встрече с "Фоккерами" бесспорная устойчивость BE-2с оборачивалась неповоротливостью и беспомощностью. Установка защитного вооружения дала небольшой эффект, потери союзников стремительно росли. "Фоккеру" нужен был достойный соперник.

    Противоядие было найдено весной 1916 года с появлением в воздухе двух истребителей: английского DH2 и французского "Ньюпор-11". У английской машины двигатель с винтом был размещен сзади, а французский истребитель нес оружие на высоком верхнем крыле. Неудобств было много, но в целом машины были хороши. Легкий биплан DH2 стал достойным соперником немецкому истребителю, и уже 25 апреля 16-го он записал на свой счет первую победу. 23 мая сэр Генри Роулинсон, командующий британской 4-й армией, писал: "Новая машина Де Хэвиленда безусловно доказала свое преимущество над "Фоккером", превосходя его в скорости, маневренности, скороподъемности и общей эффективности для боя".

 

    Машины, начинавшие войну, очень напоминали своего прародителя - моноплан конструкции Луи Блерио, на котором пионеру авиации удалось впервые в истории перелететь Ла-Манш. Первый в истории самолет, сконструированный как истребитель, был развитием именно французской машины. В то время для ведения воздушной войны начали появляться не только новые типы машин, но и специальные войска. Авиация становилась равноправным родом войск. 17 сентября 1916 года Освальд Бельке, первый немецкий пилот, сбивший на истребителе самолет союзников, создал первое Прусское Королевское истребительное авиакрыло – "Ягдштаффель-2". Кстати, Бельке и Макс Иммельман были единственными пилотами, награжденными высшей прусской воинской наградой - крестом за храбрость. После гибели Иммельмана летом 16-го Бельке стал лучшим немецким летчиком. Но он был не только выдающимся пилотом, но и прекрасным учителем для новичков. Его боевой опыт был столь ценен, что в июне 16-го кайзер Вильгельм специальным указом запретил ему летать. Не предаваясь отчаянию, Бельке приложил все усилия для сбора из всех родов войск способных летчиков. Где-то среди разведывательной авиации нашел он и Манфреда фон Рихтхофена. Не без помощи Бельке барону предстояло стать не только самым результативным асом Первой мировой, но и национальным символом Германии.

    Жизнь Освальда Бельке прервалась на 25-м году жизни в бою, спустя три месяца, в результате трагического столкновения в воздухе с машиной его лучшего друга - Эрвина Боме. К моменту своей гибели Бельке был среди пилотов-истребителей абсолютным авторитетом. Его храбрость вызывала уважение даже у врагов. Вечером в день его гибели на аэродром Первого истребительного соединения английский самолет сбросил вымпел. Надпись на нем гласила: "В память о капитане Бельке, нашем мужественном и благородном сопернике, от британских Королевских воздушных сил".

    Такие личности, как Освальд Бельке, очень скоро стали популярны далеко за пределами узкого круга летающих в небе. Летчики-истребители стали настоящими звездами, привлекающими неизменное внимание общества и прессы. В те годы в газетах впервые появился неофициальный титул "ас", присуждаемый за пять сбитых неприятельских самолетов. Летчики представлялись благородными рыцарями без страха и упрека, а их успехи вдохновляли на борьбу тех, кто сражался на земле. И хотя не все в этом образе было гладко, по сравнению с отнюдь не блестящей пехотой пилоты действительно были элитой.

 

    Продолжение следует...

    Дмитрий Назаров.

    Журнал "Вокруг света"

 

 

 

2К25 "КРАСНОПОЛЬ" - КОМПЛЕКС УПРАВЛЯЕМЫХ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ СНАРЯДОВ

 

    Выполнение боевых задач при использовании неуправляемых боеприпасов требует большого расхода снарядов и, как следствие, большого времени огневого налета. Сокращение расхода снарядов и времени выполнения боевых задач с одновременным расширением боевых возможностей артиллерии возможно при создании артиллерийских комплексов с управляемыми снарядами для стрельбы с высокой точностью.

    Работы по созданию артснарядов высокой точности были начаты в СССР еще в семидесятые годы, но по-настоящему управляемый боеприпас удалось создать лишь недавно. В Тульском конструкторском бюро приборостроения (КБП) под руководством главного конструктора Бабичева был разработан 152-миллиметровый УАС "Краснополь" с лазерным полуактивным самонаведением на цель. Самонаведение снаряда происходит по лучу лазера, отраженному от цели, подсвет которой осуществляется наблюдателем-наводчиком с помощью лазерного целеуказателя-дальномера (ЛЦД).

 

    Состав: 152-мм осколочно-фугасный управляемый снаряд 3ОФ39, комплектуемый в зависимости от дальности стрельбы зарядом 54-ЖН-546 или уменьшенным переменным зарядом 54-Ж-546У; лазерный целеуказатель-дальномер 1Д15 (1Д20, 1Д22). Снаряд "Краснополь-М" размещается в штатной боеукладке самоходных орудий в собранном виде, что позволяет уменьшить время подготовки выстрела. Управляемые снаряды оснащены полуактивными лазерными головками самонаведения производства ЛОМО (г. С.-Петербург).

 

    Типовыми целями для снаряда 3ОФ39 являются: пусковые установки тактических ракет, артиллерийские орудия и минометы, танки, самоходные артиллерийские орудия, боевые машины пехоты и бронетранспортеры, как движущиеся (со скоростью до 10 м/с), так и неподвижные; блиндажи и убежища полевого типа, мосты и переправы, как постоянные, так и наведенные с помощью табельных и подручных средств.

    Первый зарубежный показ снаряда "Краснополь" состоялся на проходившей в Абу-Даби (ОАЭ) международной выставке вооружений и военной техники IDEX-93. Тогда, самоходка 2С19 "Мста-С", не имеющая себе равных среди зарубежных аналогов, на 40 выстрелов поразила 38 реальных целей на дальности 15 км.

 

    Модификации.

 

УАС "Краснополь-М", сохранив основные тактические и эксплуатационные свойства УАС "Краснополь", имеет принципиальное отличие - выполнен с габаритно-массовыми характеристиками неуправляемого ОФС. Причем значительное уменьшение длины и массы нового снаряда не повлекло уменьшения его боевого могущества по сравнению с УАС "Краснополь".

    Ряд оригинальных схемных и конструктивных решений позволили придать снарядам "Краснополь-М" и "Краснополь" уникальное свойство - возможность поражать цели во всем диапазоне дальностей стрельбы первым выстрелом без пристрелки.

    Большинство задач, возложенных на артиллерийские подразделения, в случае применения высокоточных боеприпасов "Краснополь-М" и "Краснополь" могут решаться в течение 2-3 мин., что ограничивает возможности нанесения ответного огня со стороны противника.

    Тактические и эксплуатационные преимущества УАС "Краснополь-М" предопределяют его превосходство по боевой эффективности в сравнении с УАС "Копперхед". Так, выполнение одной из основных боевых задач артиллерии - поражение (с уровнем 60%) взводного опорного пункта в составе трех танков, четырех боевых машин пехоты, двух установок ПТУР, двух ДЗОСов и живой силы в окопах боеприпасами "Краснополь-М" обеспечивается с боевой эффективностью (по критерию эффективность-стоимость) в 2,2 раза большей, чем снарядами "Копперхед".

    В 2000 г. состоялись испытания снарядов "Краснополь-М" на территории Индии. В ходе испытаний использовались шведские гаубицы "Бофорс" калибра 155 миллиметров, имеющиеся на вооружении индийской армии. Стрельба производилась на высотах до четырех с половиной километров, при этом огневые позиции располагались на удалении до 20 километров от целей и в ряде случаев - на 1 километр ниже их местонахождения.

    При стрельбе цели подсвечивались лазерным целеуказателем-дальномером. По словам российских специалистов, индийские военные были буквально потрясены точностью стрельбы. Все цели были поражены снарядами "Краснополь-М" с первого выстрела без обычной в таких случаях пристрелки. По результатам этих стрельб МО Индии приняло решение закупить партию управляемых артиллерийских снарядов "Краснополь-М".

    Интересно, что боеприпасы этого типа поступают на вооружение другой азиатской страны. В Китае изготовлена первая партия из 100 снарядов "Краснополь-М". Пока в их производстве используются некоторые комплектующие, поставляющиеся из России, однако в ближайшем будущем китайский ВПК освоит все элементы нового боеприпаса. Китайская сторона приобрела у Конструкторского бюро приборостроения лицензию на производство "Краснополь-М" в 1997 г. и в течение трех лет осваивала его производство.

 

Характеристики

Краснополь

Краснополь-155

Краснополь-М

Краснополь-М1

Минимальная дальность стрельбы, км

5

4

N/A

Максимальная дальность стрельбы, км

18

20

17

25

Система управления снарядом на среднем участке траектории

N/A

инерциальное наведение

N/A

Система управления снарядом на конечном участке траектории

N/A

лазерное полуактивное самонаведение

N/A

Вероятность прямого попадания в цель, не менее

0,7

0,8-0,9

Дальность подсвета цели, м

200-5000

до 5000

до 7000

Калибр снаряда 3ОФ39, мм

152

155

N/A

Длина снаряда 3ОФ39, мм

1305

1306

955

970

Масса снаряда 3ОФ39, кг

50,8

N/A

43

45

Масса боевой части снаряда 3ОФ39, кг

20,5

19

22,0

Масса BB, кг

6,3

5,5

9,0

Температурный диапазон применения, °С

N/A

от -40 до +50

N/A

 

В.И. Гозман, Д.И. Кризяк.

"Энциклопедия современного вооружения" - М. 2002 г.

 

 

 

 

ВОПРОС - ОТВЕТ

 

О статье "Время героев".

Статья насквозь пропитана ложью! Это говорит очередной подпевала коммунистических мифотворцев - ни одной своей мысли, одно лишь скучное долбление талмудистки затверженного текста. Стыдно!

С уважением, Олег.

 

Когда я публикую статью то, во-первых, перепечатываю ее полностью, а во-вторых, даю ссылку на автора. Если менять статью, то нельзя давать ссылку на автора, так как тогда я припишу ему не высказываемых им мыслей. Если подписываться самому, то это будет плагиатом. Вместо того чтобы стыдить меня Вы лучше действительно напишите критику о статье. Я ее опубликую в рассылке, тогда и другим читателям будет интересно прочесть Ваше мнение.

 

Уважаемые подписчики, если у Вас есть что сказать по той или иной статье, пожалуйста, пишите.

 

 

 

 

А нельзя с картинками (хотя бы плохого качества)?

Руслан.

 

Вообще-то, планируется открытие сайта, где все статьи, входящие в эту и другие наши рассылки, будут сразу с иллюстрациями. Правда, сайт предполагается довольно сложный, поэтому процесс его создания затягивается. Но если будут пожелания от подписчиков, несложно организовать временный сайт, где можно выложить только рассылки. Если вы заинтересованы в возможности быстрее получить иллюстрации, пожалуйста, напишите.

 

 

 

 

Уважаемый Александр!

С большим интересом читаю Вашу рассылку. Однако наряду с историей военного дела хотелось бы получать больше информации о современных видах оружия. Могли бы Вы включать в свои рассылки информацию о новом высокотехнологичном оружии, ВВС и тактике снайперского боя?

P.S. Я не бандит и не пр. криминал. Просто считаю, что служить в армии все равно придется. Служить надо.

 

Чуть позже объем рассылки возрастет именно из-за того, что в каждом выпуске будет справочный материал по современному вооружению. Когда откроется наш сайт, у Вас будет возможность приобрести очень дешево электронные книги по различным аспектам огневой подготовки, в том числе и по интересующей Вас теме. Если желаете приобрести книги до открытия сайта, пришлите письмо по адресу:

list-books@yandex.ru

Получите прайс. Постараюсь подобрать отрывки из этих книг для размещения в рассылке.

 

 

 

 

Вопросы, предложения, возражения присылайте по адресу:

voen_delo@mail.ru

Ведущий рассылки Александр Тропов.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное