Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Чтоб вы так жили!

  Все выпуски  

Чтоб вы так жили!


Чтоб вы так жили!

Выпуск № 202. 19 марта 2007г.

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

К читателю


Здравствуйте!

Смотрите, кто пришел!
"Хроника одной жизни" (пр-ние)

РОМАН ЦИВИН

НАЦЕРЕТСКИЕ БЫЛИ

91-й год. Стою на перекрёстке. Тормозит машина. Высовывается усатая физиономия. — Водка хочешь?
Скорее всего «марокканец».
— Кибенемат!

Идиому понимает. Межэтническая рознь обостряется, затухает. Меня она особо не трогает, слишком много причин для неслиянности. На место (местечко) под солнцем претендует каждая община. Преимущество за теми, кто раньше стал двигать локтями, вошёл в языковую стихию иврита. По официальным данным в городе проживают выходцы из 50-ти стран.

Толик купил квартиру в новом районе Марио Лезник. Оборудовал её: два этажа, обложенная мраморной плиткой лестница, перила красного дерева, большой балкон, кусочек земли. 80% жителей района такие же олим, как он.

Мы переезжаем по обмену в его бывшую квартиру. «Грузинский» район Шалом. Его обитатели срывают голоса с детства, не говорят, а кричат. В отличие от 70-х годов, их дома ныне не однородны. Начинка нашего подъезда: первый этаж — мы, «русские» из Украины, и семья из Северной Осетии, второй — «грузинский», третий — смешанный, «грузинский» и «румынский», четвёртый — «индианка» с дочерью и разведёнка из Азербайджана с сыновьями.

Я перенёс операцию на открытом сердце. Лежу в хайфской больнице, весь в трубочках. Рядом ватик (старожил), сверстник, резали его на два часа раньше. Рак иврит (только на иврите). Кое-как объясняюсь. Он из Польши. Вижу по глазам: знает русский. Но говорить не будет. При упоминании Красной армии у него пена на губах выступает. Или я от наркоза ещё не отошёл. В Израиле много семей, спасшихся от нацистов через ссылку в Сибирь. Свои счёты они сводят почему-то с нами.

Менахем Ариав вводит меня по квоте в центр партии Авода. Иерусалим, дворец наций. Из мощных динамиков льются комсомольские песни 20-х годов с ивритским текстом. В металлическом обруче красные флаги. Через год Авода приходит к власти.

— Ты когда-нибудь избирал правительство? — спрашивает Менахем. Токи ликования бегут по залу. Рабину я был представлен загодя. Не сочтите за шутку. Он посещал квартиру на Ахацав в 91-м году. Знакомился с бытом новоприбывших. Свита, охрана, городские тузы, соседи втискиваются в салон. Генерал небольшого росточка, красные прожилки на лице и неожиданно густой командирский голос. Критикует кабинет Шамира, обещает перемены. Плюхается в продавленный диван, купленный Толиком у соседей.

Израильская демократия — западного типа. Проиграл выборы — уходи. Вместе с тем одна и та же партийная верхушка заправляет делами десятилетиями. Менахем Ариав вступил в свою шестую каденцию, 28 лет на посту мэра. Он реалист, мастер управления. Быстрее других понял, что мощный поток репатриантов поднимет город; под них выделят ресурсы, можно стучать кулаком в министерствах, Сохнуте, привлекать спонсорские проекты из-за границы. Вырастают как на дрожжах новые микрорайоны: Малибо, Марио Лезник, Ноф-Израэль, дикая дотоле гора Ар-Йона застраивается коттеджами и современными многоэтажками.

В 1993-м году в очередную выборную компанию мэр ходит по съёмным квартирам, где собираются избиратели-олим. — Покупайте немедля жильё, берите кредит. Больше таких дешёвых цен не будет.

Верят не все. Потом перекупают эти квартиры со вторых рук по тройной цене.

В Израиле решающую ставку бьёт верный политический расчёт. Меняя козыри, Ариав и в свои 76 лет преуспевает. К выборам подбирает («покупает») себе того или иного союзника. Тонко и ловко он разбирается с общинами. Румын (земляков) становится меньше, зато его поддерживает основная масса ватиков и сабр, как бы в противовес русским. Последние расколоты. Претенденты, разговаривающие с ними на одном языке, очевидные карьеристы. Здравомыслящие за них не голосуют. Ариав — это постоянство, самая ценная вещь в Израиле.

Парк. Кривоватые иерусалимские сосны на вулканическом плато, обрывающемся в долину. Виды потрясающие. Напротив легендарная гора Тавор, абрис её каска, женская грудь или как вам рисуется. Между деревьями каменные выступы. Зимой и ранней весной флора пирует: расплодились семейками цикламены, в зелени созревших трав алеют рюмочки маков. Удобный парк. Бетонные столы со скамьями, на них вкушают зажаренные на огне куриные крылышки, стейки, сражаются в домино, шахматы. С утра территорию оккупируют бабушки с колясками, к вечеру больше всего тут арабских семей. Под нами стотысячный Назарет с предместьями, откуда они приезжают. Сосуществуем.

В Судный день, Йом Кипур 2000-го года, в разгар интифады (восстания) разъярённые мусульманские фанатики били в Назарете витрины еврейских банков. Осмелились демонстрировать свои намерения у нашего торгового центра («кеньона»). Полиция стреляла. Двоих убили. На этом вспышка закончилась.

Арабы одной с нами семитской крови. Различаем их по цвету кожи, они в основном темнее. И по взгляду, стылые колючие иглы в нём. Разумеется, их врачи, адвокаты овладели джентльменским набором улыбок. Торговцы на базаре щеголяют зазывными русскими словами. Бегают по аллеям симпатичные детишки-арабчонки. Посмотришь, а они сквозь тебя, глаз не поднимают. Чужак. А я думаю про них то же.

Террор палестинцев. Чуть пригас — Осло — и разгорелся с большей силой. Легко зайти в автобус, попробуй выйти из него, — горько шутят израильтяне. Коренные жители сдержаннее нас реагируют на трагические события, всегда начеку, слушают в машинах радио. По приезде пригласила к себе в Тель-Авив и посетила нас Геня Мильман с сестрой. Та самая Геня, коллега, друг, репатриировавшаяся в Израиль в 1975-м году. Посреди ужина она кинулась к телевизору узнать новости.
— Так всегда, другой жизни нет в Израиле.

Её сын Алик Мильман нынче чрезвычайный и полномочный посол Израиля в России Мил-Ман. А зять, Женя Сорока, выпускник физтеха, учёный, погиб в самолёте, захваченном террористами.

Скоро четверть века, как нет крупномасштабных войн. Но воинские участки кладбищ растут. Сын львовских друзей Толика до полудня гостил дома. Езды до Газы три часа. Пригасло солнце, и он повёл патруль. Как старший шёл сзади. Сражён автоматной очередью хамасника.

Весенние сирены памяти. Одна по убиенным в Катастрофе, другая — через несколько дней по павшим воинам. Вечная еврейская грусть.

Страна не в упадке, не на коленях. Все, кто может, делает деньги или продаёт воздух.
— Почему в Тель-Авиве нет высотных зданий? — спрашивали в 90-м.
— Почва не позволяет.
Чепуха. Приезжайте сегодня в нашу вторую столицу. Башни растут со скоростью грибов. Модернизованные дороги, городки суперкоттеджей, армированные стёкла хайтековских фирм — новь. И критика под завязку. Ну какие же евреи без стенаний, обвинений, рецептов.

Я был бы неправ, если б умолчал о ярких личностях, встреченных в своём городе.

Легендарный харизматический Борис Зеэви. В 17 лет угнан в фашистский концлагерь, все родные уничтожены, бежал, воевал в Красной армии, рыл канал Волго-Дон в оковах заключённого.
В 1957-м году репатриировался в Израиль. Инженером-строителем возводил Кармиэль и Нацрат-Илит. Выйдя на пенсию, развернул империю, сеть клубов и домов ухода за стариками.
— Я вас подвезу.

По дороге заскакивает в Гистадрут.
— Вы что думаете, оставил. Почему со мной не пошли по кабинетам. Надо представляться. Робостью, воспитанностью тут ничего не возьмёшь.

Борис не брызжет слюной, в отличие от массы русских ватиков, уверовавшей, по выражению местного публициста, что каждый новый репатриант должен съесть ровно столько экологически чистого удобрения, сколько пришлось им в своё время. Борис помогает, и здорово это делает. Не праведник, обижался на неблагодарность. И не щадил глупость.
— Зачем ассигновать деньги на библиотеку, — ворчат старожилы-румыны из правления организации. — Туда ходят одни русские.
— А вы сколько раз в году её посетили?

Любил Израиль не «странною», большой единственной любовью. Не мог спокойно слушать, когда при нём измученные стрессами безъязыкие олим говорили неуважительно о стране. За несколько дней до ухода из жизни проводил совещание. Голова падала на стол, поблажки не терпел, глаза яростные.

Фотография из моего очерка «Нашего полку прибыло». Пожилая интеллигентная пара, Жанна Абрамова и Леонард Вольф. Ленинградские профессора, врач-диетолог и химик, завкафедрой, заслуженный деятель науки РСФСР. Пять лет бились в Иерусалиме за свои проекты. Вели циклы передач по РЭКА, печатались в журналах. И Нацрат-Илит, где дочь помогла им купить квартиру, не стал простым убежищем на старости. Привезли с собой большую библиотеку. У Жанны часы расписаны для научных занятий. Леонард всю жизнь боец. За ним блокада, артучилище, фронт, контузия, пулевое ранение в лёгкое. После войны командир батареи. Лишь в 27 лет поступил в институт.

— Тогда, демобилизовавшись поздней осенью, подал заявления сразу в три вуза (где был ещё приём) — в театральный, текстильный и педагогический. В первые два прошёл, до третьего очередь не дошла.

Какова амплитуда. Он спешил нагнать время. Остановился на химии волокна, полимерах. В сорок лет уже был доктором, профессором.
— В Израиле трудятся мои ученики, коллеги-ватики. Я мог с честными глазами встречаться с ними. Два года работал здесь, в Институте волокна. В 65 лет, согласно инструкции, из госучреждения уволили.

— И я решил заняться публицистикой, поскольку льщу себя надеждой, что владею словом. Со школьных лет увлекался историей. И сейчас изучаю, пишу.

Его очерки «Жуков», «Власов», полемические статьи поражали энергией слога и духа. Мы дружили и спорили. В Леонарде интереснейшим образом сочетались позиция, в которой я слышал отголоски советскости, и непримиримость к либерализму, левым шатаниям в израильской политике. Он был проницателен, предсказал сногсшибательное падение Барака.

После его смерти (доконало лёгкое) Жанна подарила на память скульптурку Наполеона. Треуголка, распахнутая шинель, левая нога впереди. Он собирал книги о великом полководце. Нисколечко Леонард не похож на своего любимца. Высокий, худощавый, несёт себя, несмотря на одышку, большими шагами. А натиск, страсть из того же человеческого материала. И эрудиция, ум, пред которыми я преклонялся.

Нашего полку прибыло. Скорее, взвод среди полков людей с дипломами и «родимыми пятнами» местечковости. Прежде у меня были книжные представления о «натуральных» евреях. Теперь живу с ними бок о бок. И уважаю, люблю их, насколько они меня. И может быть, даже больше. Возмущаемся отношением других народов к себе, но кто же нас будет любить, если сами не будем делать это. И всё же ближе других, отличных соседей, хороших мастеровых, ярых общественников, мне наш взвод. Его бойцы осуществили десять полномасштабных постановок в образованных ими же театрах «Галилея» и «Элит». Авторы пьес мои друзья Марк Азов, Михаил Бриман, Юрий Пологонкин. Горит огонёк Семёна Шендерова в гостиных и вечерах в Доме репатрианта. Выпущено восемь ежегодных литературно-художественных толстых (до трёхсот страниц) журналов «Галилея».

Всё скупее рука дающая, то есть финансирование от высоких властей. Не те министры, провалилась «русская партия»…

Политика, политика. С горшка в детском саде она преследует меня. Не убежать и не поддаться. В Израиле её оказалось ничуть не меньше, если не больше. Но с первых дней я почувствовал принципиальную разницу. Рядовой человек, можешь плевать, можешь лизать. Твой выбор.

По вечерам с Диной закольцовываем крутые улицы. Кружит с нами луна.
Продолжение следует


Здоровья и благополучия!
Ваш Ермак

Моя почта


Интересные ссылки

1.ZipSites.ru
Архивы сайтов на любой вкус.
Вы много времени проводите в Интернете, когда вам нужно найти ответ на интересующий вас вопрос? Зачем? За вас уже все сделали. Заходите, и все найдется.

2.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

3.Мастера и шедевры.
Интересные рассказы о выдающихся художниках - от Древнего Египта до наших дней. Об их жизни и творчестве, о картинах и тех, кто на них изображен.
По книге И. Долгополова "Мастера и шедевры".
Для истинных любителей искусства.



Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

Рассылки Subscribe.Ru
Чтоб вы так жили!
Архив рассылки "Чтоб вы так жили!"


В избранное