Философ с пустышкой и тайны Теремка (о сказках для самых маленьких)
Катастрофическое начало мира, сказка про теремок напоминает мифы о конце мира. Впрочем, в мифологии он никогда не бывает вполне окончательным и всегда подразумевает последующее возрождение. Скандинавский конец мира, Рагнарек, вовлек весь мир в хаос огня, но все же выжили дети богов Одина и Тора, и один из сынов Локи, и двое людей, мужчина и женщина, и заколосились без посева поля. После гибели старого мира на его пепелище
зародился новенький мир. В индийской мифологии конец мира должен обозначить Шива, исторгающий из себя пламя, которое поглотит мир. Шива также создаст новый мир, когда будет на то его воля.
В ранней детской классической литературе есть еще одна сказка про раскол. Конечно, это "Курочка Ряба". Золотое яичко - практически полная аналогия с сущностью Вритры, который скрывает в себе космические воды, содержащие внутри себя солнце. Расколоть яйцо пытались дед и баба (адитьи) и у них ничего не получалось, пока не появилось юное существо с волшебным хвостиком, подобным по эффективности громам и молниям Индры. Индра был столь могущественным, что напугал даже породивших
его Землю и Небо и те навеки разлетелись. Не исключено, что грандиозностью катаклизма раскола космического яйца Вритры были потрясены и сами адитьи, равно как дед и баба. И хочется и колется… И как получаешь то, о чем мечтаешь долго, то потом и непонятно, что с этим делать.
А что же значит простое яичко, которое курочка обещала снести еще? Дану, мать Вритры, олицетворяет Несвободу, стеснение, силы, сдерживающие нечто внутри, в нашем случае - внутри яйца и земли. В греческой мифологии Деметру, земную богиню плодородия, иногда называют богиней Дан, т.е. земной. Считается, что Посейдон получил свое имя как муж богини Дан (игра корней "дон" - "дан"). Именно этот смысл отражает его имя. Нам известно, что Посейдон преследовал Деметру
в виде коня, а Деметра была тогда в образе лошади. Случайно ли это созвучие? Нам известно, что в санскрите и других древних языках индоариев немало общих корней. Кроме того, в кельтской мифологии (относящихся к индоевропейцам) описываются племена богини Дану (Туата де Дананн), которые прибыли в Ирландию по одной версии в окружении темных облаков, три дня закрывавших солнце. Племена богини Дану вытеснили предыдущих обитателей Ирландии фоморов и стали хозяевами земли. Потом их вытеснили люди, и Туата де Дананн
ушли в сиды (холмы, в которых жили представители того мира, духи умерших). Таким образом, индийская Дану и греческая Дан, Деметра, и кельтские племена богини Дан, могут быть олицетворением сдерживающих сил земли, как порождающей стихии. В этом с одной стороны их зло, хотя в греческой мифологии Деметра считается образчиком чрезвычайно заботливой матери, но ее связывающая опека приводит к тому, что юная и невинная Кора, ее дочь, достается самому "скверному" парню (с точки зрения матерей) из всех возможных, Гадесу-Аиду,
царю подземного царства смерти.
В реальной жизни совсем нередки подобные факты, когда долго и бдительно выдерживаемая своими родителями барышня из приличной семьи выскакивает замуж со скандалом за самого большого хулигана из своего окружения. Нам известно, что мужчины не играли большой роли в жизни Деметры. Смыслом ее жизни становились дети. Налицо симбиотическая связь, затрудняющая развитие ребенка, будь то яйцо или девственница-дочь. И в каждом случае трансформация в иное качество существования
становится возможной только через смерть.
Яйцо разбивается, Вритра погибает, дав жизнь солнцу и космическим водам, Кора-Персефона теряет девственность (символическая смерть невесты) и становится царицей подземного царства. Еще одна немаловажная подробность - санскритский корень "дан"-"дон" санскритологами трактуется и как нечто текучее, отсюда, как предполагается, произошли названия рек - Дон, Дунай, Днепр. Коротенький корень, в котором заложена двойственность, противоположность, а, значит, потенциальная
возможность развития. Сдерживающее начало раскалывается, что обеспечивает свободное излияние животворного начала.
Не правда ли, разбитое яичко похоже на восходящее из вод солнце?
Согласно мифологиям различных народов получается, что нет другого пути для радикальной (космической) трансформации, кроме космического же по своим масштабам катаклизма. Смерть, если не физическая, то уж непременно символическая - с разрушением старых иллюзий, образа жизни, системы ценностей - вот что единственное дает гарантию поистине радикального преобразования.
А простое яичко - это воспроизведение прежних форматов жизни, ее повторение без каких-либо радикальных преобразований. Мир, будучи однажды сотворен, какое-то время нуждается в плавном, эволюционном развитии. Кроме того, появление простого яичка может вообще не иметь отношения к основному сюжету, а служить своего рода компромиссом, реверансом в сторону читающего сказку взрослого, которому мало чисто космического смысла малюсенькой истории. На самом деле мавр
сделал свое дело, мавр может уходить. Ряба снесла золотое яйцо мироздания, и больше от нее ничего не требуется.
С точки зрения древней мифологии уместно вспомнить сказку и о Колобке. Путь Колобка, как мы помним, закончился в пасти рыжей Лисы. Позвольте провести очень древнюю параллель с одним из сюжетов египетской мифологии. Небесную богиню Нут (по разным версиям она мать или жена бога солнца Ра) представляли в облике небесной коровы или свиньи, пожирающей своих поросят. Древнейшие элементы мифа известны как доисторическое представление о небесной корове, рождающей своего
теленка, Солнце, и, скорее всего, пожирающей быка вечером, чтобы снова родить теленка утром. Колобок это очень солнечный символ по своей форме и характеру продвижения по лесной (дневной) тропинке, минуя все препятствия. В конце дня солнце-Колобок тонет в рыжем закате-Лисе.