Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Развитие в себе суперкачеств

  Все выпуски  

Развитие в себе суперкачеств


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Рассылка "Развитие в себе супер качеств" №9
Приветствую вас, дорогие подписчики!

 Какие ещё виды памяти существуют 


Классифицировать виды памяти можно по различным параметрам. Разделение памяти на произвольную и непроизвольную – это её классификация по уровню управления или уровню регуляции. По длительности хранения информации процессы памяти подразделяются на три категории: память сенсорную (кратковременное запечатление следов), Память кратковременную (процессы запечатления, которые длятся несколько минут) и память долговременную (длительное сохранение следов).

Память сенсорная (от лат. Sensus – чувство, ощущение) – подсистема памяти, обеспечивающая удержание информации, поступающей о органов чувств в течение очень короткого времени (менее одной секунды). В зависимости от вида сенсорная информация подразделяется в свою очередь на иконическую (зрение), эхоическую (слух) и др. Предполагается, что в сенсорной памяти удерживаются физические признаки информации.

Память кратковременная – подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих из органов чувств и из долговременной памяти. Необходимым условием перевода памяти из сенсорной в кратковременную считается обращение ан него внимания.

Долговременная память (ДП) обеспечивает продолжительное удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуется огромным объёмом хранимой информации. Экспериментальные данные показывают, что в ДП одновременно действуют несколько форм организации знаний. Организовано это хранилище знаний подобно огромной библиотеке, в которой для поиска нужной книги существует большое количество каталогов – своеобразных ключей или кодов, с помощью которых мы обращаемся к хранилищу книг (каталоги по авторам, по названиям, по темам и т.п.). Конечно, хранение информации в памяти организовано значительно сложнее (здесь учитываются эмоциональная, личностная оценка сведений, временные, понятийные и многие другие параметры). И всё же сравнить память с огромной библиотекой, а доступ к информации с правильным и однозначным выбором кода-каталога можно. Замечу также и то, что библиотеку и всевозможные каталоги изначально кто-то должен правильно организовать, чтобы потом было удобно ею пользоваться…

Процессы памяти можно разделить на виды и с точки зрения их так называемой модальности. Другими словами процессы памяти могут происходить в различных анализаторных системах. Анализаторы – это нервные аппараты, осуществляющие анализ и синтез сигналов, поступающих из внешней и внутренней среды организма. Соответственно им выделяют различные формы памяти: зрительную, слуховую, тактильную (ощущения от прикосновения), двигательную (или моторную), обонятельную, вкусовую и др. Существует также память эмоциональная, позволяющая фиксировать эмоциональную окраску событий.

Кроме всех перечисленных видов памяти выделяют ещё словесно-логическую память, содержанием которой являются наши мысли. О вид памяти является специфическим человеческим видом, в отличие от остальных видов памяти, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и именно ей принадлежит основная роль при усвоении знаний.

Памятью образной, наоборот, зачастую называют часть кладовой памяти, которая не оформлена в слова и является памятью представлений (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых). Такая память, как правило, хорошо развита у людей «художественного» склада. Развитие же способности удерживать яркие образы является одним из важнейших компонентов хорошей памяти вообще. Кстати сказать, одним из недостатков современной системы образования является то, что всё внимание направляется только словесно-логической памяти и практически не уделяется образной памяти, правильное использование которой, повторюсь, является необходимой базой хорошего запоминания.

Иногда встречаются люди, обладающие так называемой эйдейтической памятью. «Эйдос» в переводе с греческого значит «образ». Эйдейтизм – это такая разновидность образной памяти, которая выражается в сохранении очень ярких, наглядных образов предметов даже по прекращении из воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а как бы продолжает их видеть. Он «видит» предмет столь отчетливо, что может переводить взгляд с детали на деталь, так как будто он рассматривает реально находящийся перед ним предмет. Многие техники, направленные на развитие памяти берут своё начало из описания того, как происходит запоминание у людей, обладающих в той или иной степени эйдетической памятью.



 Мозг и память 


Нейропсихологические исследования памяти (нейропсихология – наука, которая занимается изучением мозговых механизмов высших психических функций, в том числе и памяти) показали, что различные формы и звенья процессов памяти имеют различные мозговые механизмы и в упрощённом виде соотносятся с различными отделами мозга. Таким образом, при нарушении работы определённых зон мозга наступают нарушения в работе определённых видов или форм памяти. Так учёным удалось установить, что за осуществление процессов произвольной памяти отвечает преимущественно левое полушарие, в то время как правое полушарие доминирует в непроизвольных формах памяти. Травма затылочной области может повлечь за собой дефекты зрительной памяти, а нарушения теменной области могут сказаться на памяти тактильной. Неполадки в моторной области мозга могут повлечь за собой нарушения двигательной памяти и т.д.

Поражения лобных долей мозга ведут к нарушению произвольной деятельности вообще и естественно к нарушению всех процессов произвольного запоминания (и зрительного, и слухового, и др.). Такие больные могут с успехом запоминать непроизвольно только тогда, когда перед ними не стоит задача запомнить. И оказываются совершенно несостоятельными, как только задача запомнить проявляется. Кстати, похожая проблема часто встречается у детей. Дело здесь в том, что лобные доли окончательно формируются только к возрасту 11-12 лет, поэтому иногда плохая успеваемость младших школьников связана именно с трудностями осуществления произвольных операций. Это надо учитывать и не ругать их за то, в чём они не виноваты.

Плохое запоминание человеком любых видов информации («плохая память на всё») учёные связывают преимущественно с нарушениями глубинных мозговых структур (таких, как продолговатый мозг, лимбическая система, гипофиз и др.) однако в зависимости от того. Что именно повреждено, эти нарушения также носят различный характер.

Возвращаясь к вопросу о видах памяти по признаку модальности (зрительная, слуховая…) важно отметить, что редко у какого человека все эти виды памяти развиты в равной степени (обычно лучше какой-то один из них). Поэтому полезно выяснить, зрительная, слуховая или двигательная (доминирующее развитие других видов встречается редко) – больше развита у вас. И сознательно стараться «разговаривать» с памятью на удобном для неё языке. Теснейшим образом эта проблема опять же связана с успешностью обучения в школе.

  • Ребёнок-визуал (преимущественное доминирование зрительной модальности) с большим трудом будет воспринимать информацию, если она будет предъявляться только на слух (домашние задания выполняет на пятёрки, а на уроках получает двойки, поскольку даже условия задания не может воспринять и уж тем более запомнить на слух). 
  • Ребёнок-аудиал (развитая слуховая модальность), наоборот, будет испытывать затруднения, если у него не будет возможности услышать информацию (вот он и бормочет, бедненький, всё время себе что-то под нос, читая учебник, а учителя наказывают его за то, что «говорит вслух на уроке»).

Проблема, конечно, не ограничивается приведёнными выше примерами, ей посвящены десятки научных трудов. Но практически посоветовать кое-что всё-таки можно и нужно. 

С одной стороны, развивать отстающую модальность, а с другой, обратить внимание (своё и учителя, если он не знает сам о таких различиях) на особенности ребёнка, не наказывать его за то, в чём он не виноват, и, главное, построить программу обучения с учётом его особенностей (следить за тем, чтобы ребёнок имел доступ к материалу в форме, соответствующей доминирующей у него модальности). 

Всё сказанное выше относительно доминирующей модальностей у детей и связанных с этим проблем вы можете смело отнести к себе и сделать вывод о том. Что в некоторых случаях виновата не ваша память, а то, что вы не даёте ей работать в удобной для неё модальности. Попробуйте экспериментальным путём выяснить доминирующую у вас модальность (а быть может, они все развиты у вас примерно одинаково) и старайтесь помочь своей памяти, обеспечивая получение запоминаемой информации в удобной для неё модальности, с одной стороны, и уделяя внимание развитию отстающих – с другой.

Ещё одна важная особенность памяти человека состоит в том, что она имеет опосредованный характер. Иными словами, человек для запоминания использует различные средства или «орудия» памяти.

У каждого человека есть свои средства и приёмы для запоминания, которыми он уже пользуется. Поэтому, как это, быть может, парадоксально ни звучит, надо изучить собственную память, ту, которая у вас уже есть, и, если хотите, понять её и научиться разговаривать с ней на том языке, который ей более понятен. Она будет вам очень благодарна за такую заботу. Что-то понять про свою память вы сможете, попробовав запоминать различными способами, используя различные средства, приёмы и техники (в том числе и новые, о которых вы узнаете далее) и выбрав из них для каждодневного применения те, на использование которых она откликается особенно отзывчиво.

Нарад, 
автор  данной рассылки и сайта "Основы тайных знаний" - http://www.narad.crimea.com/  или http://narad2.narod.ru/

(Не забывайте обязательно заходить на сам сайт, в котором постоянно происходят разные изменения!) 

Примечание: здесь и в последующем, помимо всего прочего, используются  и перерабатываются материалы авторов: Татьяны Кавиновой,  Татьяны Никитиной, Сергея Лебедева, Владимира Логинова.

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное