Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фонд таинственных явлений

  Все выпуски  

ФОНД удивительных и загадочных явлений, таинственных фактов


Информационный Канал Subscribe.Ru


ТАИНСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ,
ЗАГАДОЧНЫХ ФАКТОВ и
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ СНОВИДЕНИЙ
ФОНД
         
         
         
         
         
выпуск # 191 от 30 октября 2005
[ ... ]

ДАВАЙТЕ СОЗДАДИМ ЧУДО!

Стратегические игры "SimCity" и "Civilization" можно считать упрощенным и "нормальным" вариантом одной и той же игры. В них и только в них я имею какой-то опыт. Я не фанатик "стакана", не ас "F-19", не герой "Рыцарей неба" и не поклонник "Винг Коммандера". И вообще компьютера у меня нет. Но я имею пятипроцентный рейтинг, соответствующий способностям вождя филиппинского народа Фердинанда Маркоса. И, конечно, я вправе судить или оценивать. Ведь тем, кто знает наверняка, сии действа просто ни к чему. Так что, почему бы и нет? В конце концов, как правило, мы даем характеристику незнакомому городу, пару дней погуляв по его улицам. И часто ли ошибаемся?

Итак, "Цивилизация". 4000 год до н.э. В моем распоряжении "переселенческая телега" (она останется неизменной вплоть до создания космических кораблей, а дальше мне продвинуться как-то не удалось). Телега может заниматься ирригацией, рыть шахты, строить дороги и основывать города.

Все, вроде, хорошо: есть река и море, плодородная почва. Пусть будет город. "Париж заложен в 4000 г. до н.э."

(Окружающий мир неизвестен, – только те мили, где побывала телега или будущие "боевые соединения". Играть можно на Земле или на Отражениях оной, сконструированных Вами по параметрам соотношения воды и суши, климата, возраста планеты. Машина, с учетом Вашего выбора, нарисует карту и случайным образом разместит вас и прочих на этой карте.)

Город – это уже цивилизация. Можно начинать научные исследования. Что у нас есть? Ничего у нас нет. Не повезло. В свое время сразу давали бронзовое дело. Это не так уж мало – фаланги можно делать. А фаланга... Впрочем, пока что нам никто не угрожает.

Так, накаркал. Орда варваров. Однако, милиция у меня уже готова. Фортифицируем... "Barbarians destroyed". Обошлось.

На чем я остановился? Наука. Дадим 70-процентное финансирование – шут с ней, с экономикой. Изучать будем алфавит, а то перед соседями неудобно.

Вторая милиция? Пусть исследует окружающую местность. А алфавит, между прочим, уже готов. Красиво! "Великий муж Франции (в этот раз я – француз, поскольку почитаемую мною Великобританию не предложили) изобрел Алфавит". Музыка, лавровый венок. Толку, пока что, никакого. Как и от кодекса законов. Колесо, что ли, изобрести?

Не надо! Милиция наткнулась на свиток с древней мудростью. Там именно про колесо. Займемся законами.

Пока суть да дело, Париж построил телегу. Пусть ирригирует, строит дороги, а потом заложит город.

Ох, долго она ирригирует. Каменный век.

Изобрели бронзовое литье. Теперь фаланги. Скорее! О боги! Этого-то кто звал?

Докладывает министр внутренних дел: беспорядки в Париже. Народ требует зернохранилище.

Если что и вызывает острую ненависть к народу, так это "SimCity" и "Civilization"! Вечно что-то требуют. Казаков им, а не коммунальные услуги! Впрочем, верховой езды у нас еще не знают. Придется делать зернохранилище.

Народ доволен. Предлагают мне дворец. Не отказываться же? Выбираю ионийский стиль.

Тысяча лет прошла. Машина записывает игру. Стандартный текст перезаписи файла "Save in progress". Символично. Спасение в прогрессе... Как там с прогрессом?

Отлично! Математику открыли, а это, между прочим, катапульты.

Орлеан основали, и Реймс построили. Пора сделать нечто грандиозное, тем более что "construction" уже открыто. Что бы выбрать? Пусть будет Фаросский маяк.

Когда-то я предпочитал Александрийскую библиотеку. Там много полезного можно вычитать. Только несвоевременные открытия в прок не идут – проверено.

Заявились ацтеки во главе с великим Монтесумой. В сопровождении двух советников. Бедно живут ребята! Впрочем, не беднее меня. Наука съедает все деньги. Зато есть уже и письменность (дипломаты), и железное дело (легионы!), и астрономия. Скоро изобретем навигацию и начнем производить триеры. [?]

Монтесума хочет меняться знаниями. О'кей. Просит бронзовое дело. Предлагает церемониальное погребение. По рукам. Подписываем вечный мир между Монтесумой и воеводой Кашалотом. Да будет так!

Варвары – раз, два, три, четыре. Несерьезно. Катапультой их. И нечего соваться к великому французскому народу.

Города растут, хотя время от времени бастуют. Строю храмы. У них хорошее свойство – восстанавливают общественный порядок. Послал к ацтекам дипломата. Триремы осваивают близлежащие острова. Население перевалило за миллион. Время идет. Уже канун новой эры. Народ украшает дворец и пьет за процветание державы и ее доблестного воеводы. Если бы они не строили дворцов и не разрушали бы собственных городов (по примеру хорошо выдержанных джиннов), проблем у меня было бы несколько меньше...

Кстати, о проблемах. Мои разведчики встретились с русской цивилизацией. Даже дыхание перехватило: на экране знакомая усатая физиономия. "Кинг Сталин", "хвостом его по голове". При четырех советниках. Денег там куры не клюют. Почему-то во всех Отражениях русские живут лучше, чем в...

Требуют секрет пороха. (Его мы недавно изобрели и стали делать мушкетеров. Этот кретин, военный министр, потребовал прекратить строить бараки -- мушкетеры-де всегда наведут порядок. Эту песню я уже которое тысячелетие слышу.)

Пороху не дам. Я не самоубийца. И потом, подчиниться наглому требованию – не для великого правителя лорда Кашалота, покровителя наук и искусств, строителя Фаросского Маяка, Университета и обсерватории Николая Коперника.

Иосиф Виссарионович разозлился. Губы сжал, глаза потемнели. Заявляет, что поганой метлой выметет с лица планеты наш поганый же "pride". "Все у него были сволочи..." Или я не так перевел? Смысл однозначен. "Готовьтесь к войне!"

Всегда готов. Интересно, чем он собрался воевать против моих фрегатов? Триеры я шапками закидаю.

Париж забастовал, и это уже надолго – лет на пятьсот. Чего им не хватает? Поселим мушкетеров и пару пушек. Без толку. Ну ладно.

Денег нет. В городах неприятности. Доволен лишь советник по науке: развивает электронику! На дисплее – микросхемы. И никакого лаврового венка – чистенькая лаборатория, ученые в белых халатах. Все современно. 14 век. Нет, надо им хоть деспотию на монархию сменить.

"Вы действительно нуждаетесь в революции?"

Ответы: "нет, нет, спасибо" и "мы действительно хотим новое правительство". Действительно хотим.

На весь дисплей газета "Париж сегодня." Огромным шрифтом: "Французы голосуют за монархию". Причем тут французы? Это я за нее голосую.

А мой выдающийся соотечественник изобрел компьютер. Вон он – стоит в лаборатории. Присмотрелся. Гады, в "Цивилизацию" играют! Наверняка, в рабочее время. Так, теперь ясно, от чего загнется "моя" цивилизация.

Париж все еще бастует. Русские высаживаются на юге острова и быстренько строят город. Долго и нудно волоку туда пушки. Дороги надо было мостить, а не "персоналками" развлекаться!

Город взял. Получил в подарок две золотые монеты и "религию". С паршивой овцы...

Есть: физика, паровой двигатель, строительство мостов, железные дороги, индустриализация. Фабрику строить лет двести, а денег таких нет и не будет. И это они называют индустриализацией?

Да, кстати, у нас уже Республика и воинская повинность, то есть, – стрелковые дивизии. А я теперь – Первый Гражданин.

Возможностей – голова кружится. У меня плавят сталь, и можно делать броненосцы, но пока не изготовлены даже простые пароходы. Плавают парусники, построенные две тысячи лет назад, да пара фрегатов из позапрошлого века. Есть перегонка нефти – крейсера и самолеты. Исследуется реактивная авиация – года через два можно будет строить бомбардировщики и авианосцы. Мы готовы открывать атомную энергию. Запустили спутник и приступаем к изготовлению космических станций.

И при всем этом положение мое практически безнадежно. Три города, где я заложил броненосцы и бомбардировщики, забастовали. Пришлось строить им соборы, и деньги, приготовленные на военную технику, "сгорели". А "кинг" Сталин идет в наступление: фаланга за фалангой, катапульта за катапультой. "Будь у нас хоть немного времени, мы непременно справились бы со всеми этими трудностями, но неприятельские корабли уже тысячами шли на нас, атакуя оружием, которое казалось устаревшим на много веков по сравнению с нашим сверхсовременным вооружением. Наш доблестный флот, мощь которого была подорвана нашей собственной наукой, сражался из последних сил, но был вынужден отступать под ударами превосходящего по численности противника и сдаться на милость победителя".

Приятно отметить, что через много столетий археологи, раскапывая остатки французской цивилизации, нашли плиту с непонятными письменами: "Кашалот еще вернется!"

Не скучно читать? А представьте, каково играть. А тем, для которых основой мира является история? Я видел, и сам такой.

А для кого-то занудство. А еще некоторые халву не любят и рыжих женщин. Кто может сделать лучше -- пусть сделает. Ура! Восторги кончились -- перейдем к критике.

Господа! Мушкетеры, даже очень "фортифицированные", не способны потопить броненосец – это вас кто-то обманул. И фаланге просто не из чего сбивать бомбардировщики. Она вооружена, если позволите мне напомнить, копьями. И если легион сталкивается со стрелковой дивизией образца 1914 года, его смешивают с землей, и "вероятности" тут решительно не причем. Согласны? А вот составители модели "Civilization" – нет.

Я ничего не имею против пацифизма и даже очень его поддерживаю, но за чем же за уши тащить его в военно-экономическую игру? Или, другими словами, если ты моделируешь войну, так хоть прочти о ней что-нибудь.

В "Цивилизации" при столкновении соединений сравнивают их силовые коэффициенты. Так – во всех военных играх, и это правильно. Но дальше начинается бред и, пусть не обидится на меня великая американская цивилизация во главе с королем Эйби Линкольном, типично американский бред. Я атакую стрелковой дивизией (сила при ударе – 3) фортифицированную фалангу (сила при обороне 2х6=12). Модификатор 3/12. Следовательно, с вероятностью более 3/4 я потерплю поражение и – согласно правилам этой игры – моя дивизия будет уничтожена до последнего кашевара. И никаких тонкостей типа "одновременный удар превосходящими силами", "удар во фланг", "окружение" "Цивилизация" не понимает. Так что упомянутая фаланга может перемолоть штук двадцать сверхсовременных соединений.

Это чтобы не повадно было воевать?

А вот и главные слова. Я-то знаю: создатели игры не были психоисториками (ну, хотя бы, Азимовыми, негодяи!) – увязать десятки используемых параметров в единую систему им не удалось. А определенные представления на тему, как надо управлять государством, имелись – как у каждого из нас. И, дабы добиться их торжества, программу научили "мухлевать". Несолидно, господа!

Можете быть уверены: если своей позитивистской, сциентической и милитаристской политикой вы окажетесь на грани того, чтобы по правилам игры добиться решающего преимущества, у Вас что-то произойдет. Скорее всего, возникнут беспорядки. А может, с Вами начнут войну. Или варвары вытопчут посевы. Или вражеская триера потопит ваш фрегат с телегой, мушкетерами и пушкой (на что вероятность менее 1/10 даже по "их" правилам, но это не мешает подобным событиям происходить в завидной корреляции с успехами вашей экспансии.)

Как-то зулусы построили пирамиды – так быстро, что, находись они в тех же условиях, что и я, им потребовалось бы еще полтысячи лет – пусть они и заложили "великую стройку" в первый же день игры в единственном своем городе, не снабдив его даже милицией. То же – с экспедицией Магеллана или Колледжем Исаака Ньютона: вам будут всячески мешать, добиваясь, чтобы строительство прекратилось – лучше, на самой последней стадии. А у программы, играющей против Вас, в таких делах все "пылесосом вычищено".

Если на планете много цивилизаций, не ждите, что они перебьют друг друга. Нет, они объединятся против Вас. (Впрочем, в данном конкретном вопросе программа иногда проявляет честность.)

Вынужден заметить, картежников, которые столь прозрачно передергивают карты, принято бить канделябрами.

Эта ругань, однако, не способна поколебать очевидный факт: "Civilization" – выдающееся достижение в мире компьютерных игр. Она могла быть точнее по содержанию, могла быть честнее, лучше организована (согласитесь, это же абсурд: играя с компьютером, вручную вычерчивать сравнительные таблицы – очень уж ненавязчивый сервис!), но она не могла быть лучше задумана и оригинальнее оформлена. Все-таки, охватить Игрой несколько тысячелетий человеческой истории – от пещер до звездолетов (и, вероятно, далее), сделать из игровых "открытий" блестящий учебник по истории науки, дать почувствовать себя "основателем династии" и создателем государства, попутно показав некоторые шипы на привлекательной розе, – это здорово! Мне приходилось иметь дело и с более сложными экономико-политическими играми, но они были рассчитаны на человека-посредника и удавались или не удавались в зависимости от его таланта. И, конечно же, все они были медлительными и совсем не зрелищными.

В "Цивилизации" одни лица Великих Правителей чего стоят! Что ни говори, приятно увидеть Махатму Ганди, окруженного членами Политбюро в высоких шапках (Индия построила Коммунизм!), вежливо извещающего: "Ну, теперь вам конец. Мой народ изобрел атомную бомбу".

И есть еще одно, что навсегда сделало меня поклонником программного продукта фирмы "MicroProse".

Всякий (?) школьник без труда перечислит семь знаменитых чудес света. Египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, Фаросский Маяк, Александрийская библиотека, Колосс Родосский, Мавзолей в Пергаме, Храм Зевса в Олимпии. Все это – из античной эпохи. Мы точно знаем, что с тех пор строят только одно – восьмое чудо света.

А в Игре "Чудо Света" – показатель развития цивилизации, ее визитная карточка, ее гордость. Чудеса Света дают играющему специальные очки. Они впечатляюще красивы на экране дисплея: впервые увидев, как переливается вода в висячих садах, я созвал всех сотрудников, существенно более, нежели я, занятых работой...

Чудеса создают новые возможности. Маяк увеличивает скорость кораблей – не навсегда, до изобретения магнетизма. Пирамиды сглаживают "волну времени", неизбежный спутник всех революций – сглаживают аж до самого коммунизма. Висячие сады добавляют "одно счастливое лицо в каждом городе"... Тоже не вечно – до эпохи индустриализации.

И Чудеса не кончаются с античностью. Чудо Света – росписи Микеланжело. Чудо Света – шекспировский Театр. И капелла Баха. И экспедиция Магеллана. Университет. Колледж. Обсерватория...

В индустриальную эпоху все еще неожиданнее. Вы знаете, что Чудом Света было движение суффражисток? Оно не только включило женщин в общественную жизнь (экономически выгодно!), но и добавило сакраментальное "одно счастливое лицо".

Что тогда говорить о Манхеттенском проекте? Спутнике? Программе "Апполон"? Организации Объединенных Наций? Или, скажем, – лекарстве от рака? В "Цивилизации" со временем выбор Чудес становится больше, хотя создавать их все так же трудно.

А все-таки приятнее жить, осознав, что ушедшая в небытие страна успела создать Чудо Света, пусть и одно. Космические полеты.

Господа, давайте построим Чудо Света!

С.Б. Переслегин


 

Пиво желательно пить охлажденным и с орешками, а эту рассылку -- смотреть в браузере и в онлайне.
© 2004-2005 проэкт Sfera, Пространство.Время.Знание, Трасса60.com, Клуб ДрузейЗамечательных Людей
|
sfera@ua.fm
|
админ@trassa60.com

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.mystery.unknown
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное