Недавно прошла церемония
награждения "ТЭФИ", на которой
приз за лучший сценарий получил
Борис Акунин (фильм "Азазель").
Именно "Азазель", я не смотрел
и не читал - настолько отвратили
рекламные кадры, но с творчеством
Акунина решил ознакомиться.
Просмотрев список его
произведений, я решил начать чтение
с "герметичного детектива"
Левиафан. Но прочитав его, я так и не
смог сформулировать свое отношение
к этому писателю.
Тогда я прочитал еще две книги -
"Пилагия и белый бульдог" и "Турецкий
гамбит". Поэтому сегодняшняя
рецензия будет сразу по всем трем
книгам.
Я не знаю почему Акунин выбрал
временем действия своих книг
дореволюционное прошлое. Возможно,
ему хотелось "предсказывать"
дальнейшее развитие событий, может
таким образом он избавлял героев от
общества мафии. В любом случае,
ничего особенно хорошего из этого
не вышло - герои книг скорее
напоминают наших современников.
Некоторое время назад, я увидел по
телевизору интервью с Борисом
Акуниным, в котором он сказал много
интересных вещей. Например, что в
его книгах практически нет
реальных исторических персонажей (почти
все они вымышленные), и историю по
ним изучать нельзя. Ну и что же
тогда остается от прошлого? Так что
Акунин, по сути, - писатель-фантаст.
Судя по стилю книги, у меня
сложилось мнение, что Борис Акунин
пытался сделать Пилагию чем-то
вроде Перри Мейсона, а Фандорина -
гибридом Шерлока Холмса с Эркюлем
Пуаро. Осталось наделить их чертами
Мегрэ, Марпл и Дональда Лэма и набор
будет полным ( а нет, я забыл про
всяких Пинкертонов...).
Но это все мелочи - главное в
детективе - сам детектив. А вот с
этим у Акунина достаточно
средненько. Единственным явным
достоинством его книг является то,
что преступника действительно
можно вычислить - улик обычно много,
и указывают они на преступника
достаточно явно. Вот только слишком
явно. Но это было бы еще пол беды -
главное, что психологически в книге
не все гладко. То есть я не верю, что
конкретно описанное лицо могло
поступить именно так, хотя улики
ясно указывают на него. Если бы я
работал следователем и у меня
сложилась бы такая ситуация, то я бы
перепроверил все еще десяток раз.
Причем, например в "Левиафане",
я даже знаю, каким образом можно
было бы объяснить события более
внятно и интересно, с минимальными
изменениями (их можно объяснить
таким образом даже в том варианте,
который мы имеем сейчас, только одна
фраза в тексте немного мешает).
Вообще-то, главная беда "Левиафана"
- искусственность ситуации. Точнее,
проблема в том, каким именно
образом получается указанная в
названии "герметичность" -
автор просто напихал тех
персонажей, которых хотел, в одну
комнату, даже не удосужившись
толком объяснить почему именно их.
А при той развязке, которой снабжен
этот роман, объяснять надо даже
больше, чем при любой другой.
Кстати, насколько я понимаю, в
этом романе Акуниным допущена одна
большая ошибка - один из героев
книги говорит, что китайские и
японские иероглифы пишутся
одинаково. По-моему, это не так. К
счастью, эта фраза никак не влияет
на сюжет, поэтому ее можно просто
проигнорировать.
Лучше всего, на мой взгляд, дела
обстоят в "Турецком гамбите",
там все достаточно очевидно, хотя в
этом деле тоже нужно знать меру -
когда 99-процентная уверенность в
личности преступника появляется в
середине книги, а потом с каждой
главой укрепляется, это уже не
слишком хорошо. Единственный плюс -
то, что читателю заметны все огрехи
в логике, а их я не обнаружил.
В том же выступлении, о котором я
говорил, Борис Акунин сказал, что он
хотел сделать героев живыми людьми,
а не схемами, как у Агаты Кристи. Он
хотел, чтобы если кого-то из героев
убивают, его было жалко и т.д. Могу
сказать, что это у него, к счастью,
не получилось - схематичность
персонажей у него выше, чем у
Королевы Детектива. Например, Эраст
Фандорин напоминает какого-то
зомби. Мало того, что он ни фига не
делает, так он еще и все-время
молчит. Ему бы у Коломбо поучиться...
Все действия Эраста какие-то
заторможенные, а поступки - не
отличаются особым умом. Других
подробностей характера Фандорина
вспомнить невозможно в принципе.
Насчет Пилагии сказать особенно
много тоже нельзя. Разве что, в
отличии от Фандорина, ее характер
описан хотя бы чуть-чуть. Вот только,
я сомневаюсь, что монашка с
характером главной героини фильма
"Действуй, сестра" была
допустимым явлением в прошлом.
Время от времени, Борис Акунин
пытается в своих книгах и
пофилософствовать. Понятно, что из-за
того, что пишет он о
дореволюционном времени, Акунину
удается выглядеть "провидцем".
Быть может далекие поколения
земных историков раскопают какую-нибудь
рукопись Бориса Акунина и скажут:
"он единственный, кто мог
предугадать ход дальнейших событий".
Но мы то знаем - что это все не
философия, а лишь ерш на
безалкогольном пиве.
Единственная понравившаяся мне
фраза Бориса Акунина - о том, что
Федя Достоевский был большим
халявщиком, когда заставил
Раскольникова пришить не только
сволочь-старушку, но и ее сестрицу-красотку.
Ведь убийство - отстой, даже если
грохнули задницу от Шапокляк. Стиль
у Акунина немного другой, но это не
меняет смысл сказанного. На самом
деле Достоевский схалявил еще
больше - он вместо совершенно
обычного человека сделал героем
книги параноидального шизофреника,
который придумал жутко кривую
теорию, в которую даже сам не верил,
но при этом руководствовался ей.
Результат - возникший комплекс
неполноценности.
А в остальном, книги Акунина
вполне приличные. Особенно мне
понравился их небольшой размер.
P.S.: Все произведения,
упомянутые в этой рецензии
являются собственностью их
авторов. Даже если им за них стыдно.