Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Как сделать свою жизнь успешной" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Наше поведение и принимаемые решения определяются существующими в нашем сознании предустановками. Кроме программ действий такие предустановки обуславливают выводы, которые мы закономерно делаем из той или иной ситуации.
Итак, из предыдущего очередного выпуска следует, что наше поведение и принимаемые решения определяются существующими в нашем сознании предустановками. Кроме программ действий такие предустановки обуславливают выводы, которые мы закономерно делаем из той или иной ситуации. Вот один психологический эксперимент
Вообще-то, большинство задач люди решают, исходя из того, что знают по предыдущему опыту, но не из того, что есть на самом деле. Им не приходит в голову проверить, что могут быть нетипичные ситуации, и попытаться собрать дополнительные данные. Так, например, слыша слова гражданин России, прежде всего представляется, что это русский или уроженец России, хотя это может быть и африканец. При словах Укусила змея! нам представляется что-то ужасное, хотя многие змеи (может быть, даже большинство видов) не ядовиты, но полозы, например, очень любят нападать на людей и кусаться, а укусы их не опасны, хотя болезненны. Следствием этого явления является большое количество анекдотов, суть которых сводится к одному и тому же сюжету в различных ситуациях и с различными персонажами: человек мыслит типично и привычно, делая стандартные выводы в ситуации, которая требует абсолютно другого осмысления. Таковы серии анекдотов из семейной жизни и некоторые другие, которые не стоит упоминать, чтобы не обидеть представителей тех или иных национальностей, поклонников политических взглядов или исторических деятелей. Также наличие непреодолимых установок в сознании делают одних людей сплетниками, других – скандалистами, третьих – пессимистами, в общем, теми людьми, чьи шансы на жизненный весьма ограничены, так как их жизнь состоит из бесконечной череды повторений бесполезных или вредных действий, которые, во-первых, отвлекают их время, силы и средства от действительно нужных задач, ведущих к благополучию и новым (а чаще даже первым в жизни) победам, а во-вторых, создают ореол человека, с которым лучше не иметь дела. А ведь наиболее грандиозные успехи достигаются не единолично, но в сотрудничестве с большими группами людей. Одиночки и раньше могли сделать далеко не всё, а теперь в век сверхсложных технологий, монополизации да глобализации и подавно. В этом отношении любой проект напоминает космический полёт или восхождение на Эверест (по-старому – Джомолунгма, по-новому – Сагарматха). В обоих случаях высокой цели достигает лишь небольшая часть начальной экспедиции: тысячетонная ракета, теряя отработанные ступени, выводит на орбиту в лучшем случае несколько тонн полезного груза, а большинство лиц, обеспечивающих альпинистские восхождения остаются в базовых лагерях на различном удалении от вершины. На полёт Гагарина работал научно-технический и экономический потенциал могучей страны, полковник Джон Хант (руководитель экспедиции на Эверест) сделал ставку на Эдмунда Хиллари и Тенцинга Норгея и не ошибся. Но кто сделает ставку на человека, который расплодил в себе массу неприятных для окружающих качеств и думает при этом, что все другие о нём такого же высокого мнения как и он сам? Но вернёмся к предустановкам и тому как они могут мешать достижению успехов. Вот пример коллектива, который напоминает локомотив, у которого до половины колёс всегда вращаются в сторону, противоположную желательному направлению движения. Начальник – из тех, про которых Уинстон Черчилль говорил: Он хотел бы быть невестой на каждой свадьбе и покойником на всех похоронах. То есть быть всегда самой заметной фигурой. Ему бы подошёл гордый девиз: Быть первым: во всём и всегда! О глупости этого девиза ещё будет речь впереди, в данном же случае это определило то, что желание выделиться требует постоянной саморекламы, отсюда любовь к небольшим задачам, выполнением которых можно быстро похвастаться, любовь хвалиться процессом выполнения задачи, но не конечными итогами. Как это происходит? Объявляется о решении осуществить какую-либо масштабную задачу, что приведёт к следующим блестящим результатам. Все восхищены. Потом даже начинаются некоторые действия в этом направлении и демонстрация процесса, что даёт ещё некоторый всплеск интереса. А что потом? А потом надо пахать несколько месяцев, чтобы отработать тот аванс внимания, который уже получен. Успех не гарантирован, а свежесть восприятия его достижения как сенсационной новости уже исчерпана объявлением его итогов ещё при старте. Кому же, охочему до сенсаций, понравится долгое время корячиться над тем, что никого не удивит? Естественно, усилия героя переключаются на поиски нового средства привлечения всеобщего внимания, а объявленный масштабный проект постепенно забывается. Не правда ли, по такому принципу осуществляется большинство компаний в странах, где вы живёте? Если бы всё объявленное осуществлялось, у всех бы давно было бы всего вдоволь. Но, поскольку такое явление типично, то никто подобных деятелей не пугает и не ловит, как кот синицу в доме, который построил Джек. Однако желание быть первым у руководителя, о котором идёт речь, имеет своим следствием и другие тормозные эффекты, то есть крутит часть колёс паровоза в противоположную сторону. Чтобы быть первым, нужно постоянно самосовершенствоваться. А успехи в этом деле трудны, нечасты и малозаметны. Нет повода для саморекламы. Даже вообще – самосовершенствование и самореклама слабо совместимы, одно отбирает ресурсы времени и сил у другого. Но самореклама даёт, пусть и дутый, но немедленный эффект. Сил на самосовершенствование не остаётся. Выход: подавлять конкурентов, что доступней всего в своём же собственном коллективе:
Отсюда у данного индивидуума возникли акцентуации характера, временами переходящие в зачатки психической болезни. Желание представить других хуже себя, порождает массу фантазий, но ведь хочется найти и бесспорные злоупотребления. Поэтому при любых неясностях ситуации (а естественно, что от подобного руководителя в коллективе стараются скрыть всё, что только можно разрулить без вмешательства шефа), оценка ситуации производится исходя из следующих предустановок: 1) подчинённый только и думает, как бы отвиляться от работы; 2) подчинённый только и думает как бы чего либо украсть или использовать служебное время в личных целях; 3) только благодаря самоотверженной бдительности начальника коллектив выполняет поставленные задачи. На самом же деле коллектив (а это мастерская, выполняющая индивидуальные заказы)в основном старается нейтрализовать дурости начальника, потому что ворон ворону глаз не выклюет, и, если за провал задания начальник и получит мешок клизмотерапии, то он непременно поделится со всеми починёнными, и главный козёл отпущения будет найден именно среди них. Таким образом, предсказывать то, что будет – трудно, но предсказать то, чего никогда не случится – гораздо легче. А никогда не случится то что, этот руководитель и возглавляемый им коллектив, достигнут каких-либо масштабных успехов, хотя бы районного масштаба: не может паровоз, у которого часть колёс крутится назад обогнать нормальные паровозы. Успех руководителя обусловлен достижениями возглавляемого коллектива, которые являются производной от суммы индивидуальных достижений каждого работника. Если индивидуальные достижения отдельных работников искусственно занижаются, чтобы на этом фоне поконтрастней выглядел не слишком выдающийся начальник, то общий успех коллектива, как и успех начальника, не достигнет значительных высот. Девиз (в общепризнанном значении этого слова, а не тот, который подразумевает психологическую программу в контексте данной рассылки) тоже имел место в деятельности этого антигероя:
На выборах он провалился. Хотя подчинённые нравственную задачу, желать ему успеха или неудачи? решили так. Конечно, не слишком порядочно бедным избирателям такую свинью (в двух смыслах) подсовывать, но большинство депутатов ничуть не лучше, наш хоть из любви к скандалам, вполне возможно, какое либо непотребство победит (ведь он настроен на поиски злоупотреблений), а для коллектива в этом прямая выгода: шеф будет постоянно болтаться по депутатским делам (а большей частью – по правам и привилегиям) где-то на стороне и будет меньше мешать нормальной работе коллектива. Но – не судьба. Итак, говоря о девизах, как о программах действий, невозможно упомянуть, что они являются психологическими явлениями того же порядка, что и предустановки в оценке ситуации. Правильная оценка ситуации является основой принятия правильного решения: исход большинства битв определяется точностью разведывательных данных и пониманием полководцем сложившейся обстановки. Недаром такое важное значение придают разведке все ведущие мировые державы. Но что толку в разведке, если полководец (а вы все являетесь полководцами в походе к достижению личного успеха) интерпретирует полученные данные, руководствуясь не логикой и непредвзятым анализом , но своим больным воображением, то есть предустановками. Таким образом, нейтрализация влияния предустановок на оценку ситуации является одним из условий правильного планирования путей достижения успеха. Но о роли девиза пока было сказано далеко не всё, об этом в следующих выпусках.
P.S. Аббревиатуре N.S. как псевдониму, определяющему авторство, в начале весны исполняется 25 лет. Материалы, посвящённые этой дате появятся на сайте http://ns-protocarriera.sbn.bz (а именно юмор: http://ns-protocarriera.sbn.bz/humor.html, Стихи: http://ns-protocarriera.sbn.bz/poem.html, авторская песня: http://ns-protocarriera.sbn.bz/song.html.) в первой половине марта.
Надеюсь и в дальнейшем быть для вас полезным и большей частью приятным собеседником. С надеждой на дальнейшее общение N.S.
|
В избранное | ||