Истории людей ( http://peoples.ru/ )
Валерий Гергиев (http://www.peoples.ru/art/music/classical/gergiev/interview2.shtml)
В OPERA DE PARIS МЕНЯ НАЗЫВАЮТ ГЛАВНЫМ ПРИГЛАШЕННЫМ ДИРИЖЕРОМ http://www.izvestia.ru/culture/article1260988
В Париже в Opera de Paris состоялась премьера Отелло Дж. Верди в постановке известного
румынского режиссера Андрея Сербана и декорациях архитектора и художника Петера
Пабста. Однако не кинематографические спецэффекты или звездные голоса солистов
стали предметом обсуждения публики и прессы. В этот вечер за пульт оркестра Парижской
национальной оперы впервые встал Валерий Гергиев. Возможно, после этого успешного
дебюта в списке великих театров, которыми руководит или с которыми плотно сотрудничает
маэстро Гергиев,
появится еще один - Opera de Paris. В антракте первого спектакля Валерий Гергиев
согласился дать эксклюзивное интервью.
+-Кажется, вы уже много раз выступали в Париже, почему же сейчас в программке
Отелло возле фамилии Гергиев стоит звездочка дебютанта?
-Я никогда не дирижировал в Парижской национальной опере потому, что у меня сложились
замечательные отношения с Театром Елисейских Полей. И хотя не было никакого эксклюзивного
контракта, который оговаривал бы, что мы выступаем там и только там, но так сложилось,
что нас стали регулярно приглашать именно в Champs Elysees. Но когда в Opera
пришел Жерар Мортье - крупнейшая фигура в области мирового музыкального менеджмента,
который знаменит также и тем, что у него практически нет страха перед самыми
смелыми и
неожиданными проектами и идеями. Вот и сейчас он приглашает коллектив мариинского
театра с постановкой Носа Шостаковича.
+-То есть это не разовый проект, а долгосрочное сотрудничество?
- Мортье в принципе хотел, чтобы я стал членом содружества музыкальных директоров,
которое они сейчас придумали для Opera. Не подумайте, что я готов взвалить на
себя заботу еще об одном театре и стать таким же главным приглашенным дирижером,
каким я являюсь в Metropolitan, где я первый в истории главный приглашенный дирижер
с новыми постановками и огромным репертуаром. Так что на этот пост, предложенный
Мортье, я дал согласие в основном в рамках своего репертуара. Так что я хочу
избежать такого самодовольного
тона - мол, я буду здесь делать проекты исключительной новизны и важности. Что-то
в самом деле будет новым и важным, а где-то я буду работать в режиме быстрого
творческого контакта, который здесь ценят. И я его тоже люблю. Иногда можно за
час-полтора создать эффект, которого невозможно добиться за два месяца репетиций
и объяснений, чего ты хочешь.
+- Я несколько раз слышал вашего Отелло. Эта опера явно задевает какие-то ваши
струнки. Чем? Честолюбием и коварством Яго, мощью и ревностью Отелло? Чем?
- Честно говоря, совсем другим. меня безумно привлекает в этой опере ответ Джузеппе
Верди - немцу. Когда Вагнер стал крушить и захватывать все бастионы, которые
принадлежали некогда итальянской опере, могучий старец из Бусетто взял да и ответил.
мне, как человеку, который любит Чайковского и Вагнера, который посвятил очень
много времени работе над их шедеврами, мне очень нравится возвращаться к Верди.
Именно позднему Верди. Я люблю и его Травиату, но там дирижер как бы помогает
певцу создать определенное настроение.
В Отелло дирижер значительно больше участвует в создании и самих образов, и всего
сюжета. Он в большей степени как бы вживается и в мощного, но несколько наивного
Отелло, и в не менее мощного, но коварного и циничного Яго. Он имеет шанс побыть
всеми. Но все же именно потому, что я сейчас разговариваю с читателями, мне бы
очень хотелось сказать, что для меня самое важное сейчас не мои успехи за границей.
Важнее всего для меня вернуться с концертами в российскую глу
бинку - объехать заново все те города, в которых мы уже были в прошлом году,
добавив к ним новые. Причем я рассчитываю привезти туда программу для хорошо
подготовленного слушателя, а не того, который знаком только с парой фрагментов
из Щелкунчика и Сороковой симфонией моцарта.
+- Вам не кажется странным стечением обстоятельств, что и у Мортье, и у вас в
Мариинке на весну запланированы премьеры Тристана и Изольды Вагнера?
- (немного замявшись): А вы знаете, что в числе первоначальных предложений Мортье
был и этот Тристан, но я никак не мог из-за того, что у меня уже запланированы
выступления в Covent-Garden на эти самые сроки. Но дирижировать согласился Эсса
Пекка Салонен, и это очень хорошо. К тому же, возможно, что я смогу этим Тристаном
продирижировать впоследствии, когда он уже станет частью репертуара.
+- Жерар Мортье пригласил ставить Тристана знаменитого своими дерзостями Питера
Селларса. А у вас ставить будет вызывающий не меньшие споры Дмитрий Черняков...
-Да, но хочу отметить, что эта постановка будет именно постановкой Тристана,
где все усилия нашей команды будут направлены на прочтение именно оперы Вагнера,
а не на то, что там увидит новомодный режиссер. Вот скажем, в этом Отелло многое
пришлось переделать, невзирая на то что Андрей Сербан сам по себе очень знаменит.
+- Но работы Чернякова вам явно симпатичнее...
-Да, правда. И все же я прежде всего хочу поставить Вагнера, а не Чернякова...
+- Мортье благодаря его авангардным взглядам на оперу неоднократно был бит и
прессой и публикой - и это в толерантной Австрии. В результате он покинул свой
пост директора Зальцбургского фестиваля. Вы же пытаетесь идти похожим путем в
куда более консервативной России. Вам не страшно?
- (хитро посмеиваясь): Нет. Не страшно
===================================================================
Приглашаются к сотрудничеству авторы статей о людях,
писатели и просто фаны.