Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Людям о Людях

  Все выпуски  

Людям о Людях Выпуск от 25.08.05


Информационный Канал Subscribe.Ru

Истории людей ( http://peoples.ru/ )
Олег Табаков (http://www.peoples.ru/art/theatre/producer/tabakov/interview4.shtml)
В МОЛОДОСТИ НИКТО, КРОМЕ МАМЫ И МОСФИЛЬМА, НЕ  ПОМОГ МНЕ http://www.izvestia.ru/culture/article2528302

В среду руководителю МХТ имени Чехова и Табакерки народному артисту России Олегу
Павловичу Табакову исполняется семьдесят лет.

+Надо же на что-то покупать рыбок

+- В России в подавляющем большинстве актеры живут за чертой бедности. Чего не
скажешь о тех, кто играет в двух театрах, которыми вы руководите.

- Я так много наслушался словоблудия о гражданственности, инакомыслии, сопротивлении
власти и так далее, что твердо знаю: те, кто много разговаривает в этом русле,
мало или совсем мало делают. Я предпочитаю дело. То есть делаю то, что подсказывает
мне мой жизненный опыт. Потому что я помню, как в молодости мне отчаянно нужны
были деньги и как никто, кроме моей мамы и Мосфильма, не помог мне (смеется).


Я нередко вижу либо ханжество, либо некоторую интеллектуальную жуликоватость
моих коллег, которые делают вид, что так заняты принятием решений на горних высях,
что нет им дела до презренной прозы, в которой прозябают их ведомые. 

+- В связи с таким пристальным вниманием к этой прозе у вас не изменилось отношение
к вашему молодому герою из фильма Шумный день, который саблей крушил мебель,
выражая презрение к мещанскому покою и уюту? 

- Я думаю, что сейчас, в данной ситуации, он бы поступал так же, как я. Именно
это во мне говорит, а не что другое. Надо же на что-то покупать рыбок. Разве
это не важно?

+Дастин Хоффман приходил ко мне учиться

Десять часов утра. Из подъезда дома на улице Расплетина выходит Олег Табаков
с сыном Павлом. На этот раз прогулка будет короткой - у отца много дел, и Табаков-младший
относится к этому с пониманием. Павел слегка стесняется фотокорреспондента, который
вращается вокруг него, но стойко выдерживает испытание. Попрощавшись с Павлом,
мы направляемся в больницу, где врачи должны провести экстренную проверку состояния
здоровья худрука МХТ. Табаков сетует, что дотянул с этим до последнего дня -
завтра он отбывает в
Венгрию на съемки. Не было времени: на плечах Табакова два театра, съемки, он
занят в спектаклях МХТ и Табакерки, а вчера был конкурс в Школе-студии МХАТ.
Табаков долгое время был ректором этого вуза. 

+- Я слышал, что, когда вы приезжаете преподавать в Америку, к вам приходят учиться
как молодые актеры, так и те, кто уже давно играет на сцене. 

- У американцев, в отличие от нас, есть наивная вера в то, что они всему могут
научиться. Давно я подрабатывал тем, что вел курсы в американских университетах.
И на занятиях появился Мюррей Абрахам, который играл Сальери в фильме Амадей
Милоша Формана. Прошли сутки - и появился Дастин Хоффман. Эта почти святая вера
- я хочу, я могу, я буду - производит очень сильное впечатление. Американцев
как учеников я бы поставил почти вровень с русскими. В американской школе, где
я впервые преподавал, среди прочих были
двое парней из Техаса - одному шестнадцать лет, другой еще моложе. И были еще
два профессиональных актера - одному шестьдесят семь, а другому - под шестьдесят.
И эти четверо были самыми лучшими учениками (смеется). Конечно, это можно объяснить
нашей пословицей Что старый, что малый - но дело не только в этом. 

Подъезжаем к клинике, Олег Павлович уходит диагностироваться, а мы с шофером
Дмитрием выходим покурить. Я интересуюсь, нужно ли проходить какой-то конкурс,
чтобы стать шофером Олега Табакова? Не по актерскому мастерству, но все же? Он
отвечает обстоятельно: Я возил народных артистов, им нравилось. Меня порекомендовали
Олегу Павловичу, он две недели присматривался - и взял. У нас такое правило -
мы возим народных на спектакль, увозим домой после спектакля, ну когда им нужно
в больницу или еще куда. Конечно,
актеры вроде Семчева или Пореченкова добираются сами - молодые еще. С моим напарником
мы возим Олега Павловича через два дня. - Как его зовут? - Тоже Дима. Чтобы Олег
Павлович не путался (смеется). Олег Павлович возвращается и оповещает, что вроде
бы все в порядке, врачи результатами довольны. Я интересуюсь, не продолжает ли
он курить трубку. 

- Не разрешают, но я порой так, как соску... Но на сцене - бывает, есть два спектакля,
где я курю. Так что - балуюсь. 

+-После инфаркта, который у вас случился в 29 лет, вы эту привычку не бросили
хоть на время? 

- Нет, по молодости лет. 

+- На вас не произвело впечатления слово инфаркт? 

- Ты знаешь, не произвело. 

+На Михаила Афанасьевича цветков не хватило

Следующий пункт - Новодевичье кладбище. Олег Павлович каждый год приходит сюда
по окончании сезона: Для актеров сезон - основная единица измерения жизни. Когда
один сезон ушел, а другой еще впереди, я прихожу к своему учителю, Василию Осиповичу
Топоркову. Мы выходим, и даже тут, у входа на Новодевичье, неудержимы проявления
любви народной к Табакову. Мужчина высовывается из машины и радостно кричит:
Олегу Табакову привет! Табаков отвечает на приветствие, покупает в магазине цветы,
а на выходе - другая поклонница,
пожилая дама: Олег Павлович, здоровья вам, и Мариночке, и Пашеньке. Табаков благодарит,
и мы под легко накрапывающим дождем идем к могиле Никиты Сергеевича Хрущева.
Олег Павлович кладет две гвоздики: Этот человек дал возможность опубликовать
Один день Ивана Денисовича, и после этого для меня началась другая реальность.
А потом он разрешил Современнику родиться. Я дружил с его дочерью, с его зятем
Аджубеем. Конечно, не потому, что они имели отношение к генсеку, мне п!
 росто нравились эти люди. 

Пока мы идем от могилы Хрущева к месту, где похоронен учитель Табакова Василий
Осипович Топорков, Олег Павлович рассказывает о своих ушедших близких: В детстве
самым моим любимым и любящим меня человеком была бабушка. Она стала первой потерей
в моей жизни. Страшная беда, которая началась с войной, закончилась смертью бабушки
- она умерла после победы. И когда это случилось, я понял, что самая счастливая
пора моей жизни закончилась. Все, точка. А потом и баба Аня умерла. Но это все
для моих близких людей, для
моей семьи, было естественной частью жизни - и рождение, и смерть, и похороны,
и наше горе. Как праздновали Пасху или Рождество, так и хоронили своих умерших
- это нормальная составляющая жизни, или бытия. 

+- А ваш старший сын Антон застал бабушку? 

- Конечно. Ему любви досталось много. Моя мама его опекала и обожала. А незадолго
до того как у меня появились дети, наша соседка по коммунальной квартире из Саратова,
Марья Николаевна, решила приехать ко мне. Она и была второй бабушкой Антона,
и очень много любви в него вложила. Помню, с ней еще до рождения Антона такой
инцидент произошел. Она была верующим человеком и собралась помирать. Купила
саван, тапочки, позвала меня и говорит: Вот книжка сберегательная, похоронишь
меня. Я обиделся: Я вас и за свои
деньги похороню (смеется). А в это время, буквально в эти дни, моя первая женя
Люся родила дочку Сашу. И Марья Николаевна встала, бросила умирать и жила еще
восемь с половиной лет. Отвела мою дочь во второй класс и померла. Это был один
из самых сильных жизненных уроков.

Мы подходим к могилам учителя Табакова, Станиславского, Ефремова и Чехова.

Олег Павлович кладет цветы. Оглядывается назад, на могилу Булгакова, и отмечает:
На Михаила Афанасьевича цветков не хватило. - МХАТ вообще к нему всегда был несправедлив.

+- У вас остались друзья, которые были с вами в детстве, юности - и дальше? 

- Умерли. Двое таких у меня было - Миша Свердлов, который умер в Израиле, так
и не реализовав свой актерский и режиссерский талант. И Славка Нефедов, который
окончил Щепкинское, потом работал в провинции и наконец - в московском театре
Вернисаж. Он тоже помер два года назад. 

+- Помните свою первую встречу с Топорковым? 

- Он сидел за столом, в центре приемной комиссии, было очень жарко - и он часто
обмахивался ярким шелковым платком. 

+- Он, конечно, потом бывал на ваших спектаклях. 

-Я видел, что он радовался за меня. Первый мой спектакль большого, я бы сказал,
концертного успеха - Третье желание, комедия, поставленная Женей Евстигнеевым.
Тогда я и понял, что в комедии хлеб мне обеспечен. Я играл образцового мещанина,
маляра. Там была сцена, на которую зритель реагировал очень бурно, - когда я
в течение получаса выпивал бутылку коньяка. Я придумал себе такую репризу: когда
в очередной раз выпивал, то говорил: Причина та же. На какое-то время эта фраза
даже вошла в обиход в Москве... Василий
Осипович пришел и по-отечески, серьезно, меня журил: Ты что сразу все карты выдаешь?
Надо потихоньку разворачивать образ. 

Очень мудрые слова говорил. Основной учитель ремесла моего, которым я на жизнь
зарабатываю, - конечно, Василий Осипович. Мне кажется, ученик должен удивленно
смотреть на учителя: Как он это сделал? Вот так я и глядел на моего учителя.
Ведь сейчас в Москве, дай бог, пять человек, которые могут научить актерскому
мастерству. 

А моя актерская родословная ведется от Владимира Николаевича Давыдова, знаменитого
актера Малого театра, - он был учителем Топоркова. А Давыдов считал своим учителем
Михаила Семеновича Щепкина. Так что мои ученики остаются последними в этой цепи.


+- Может, кто-то из них, например Евгений Миронов, еще наберет курс актеров когда-нибудь?


- Когда он наконец переиграет все главные роли в спектаклях мирового репертуара,
думаю, он придет к педагогике. 

+Я не рефлектирующий, а скорее, бульдозер 

Мы едем к одному из самых важных театральных домов в жизни Табакова - Современнику.
Табаков просит остановить машину у входа. 

+- Вы часто проезжаете мимо этого здания. Есть ностальгия? 

-: Нет. 

+- Так не может быть. 

- Может. Если ностальгия и есть, то с оттенком печали по поводу нереализованности
намерений. Я ведь вообще человек не рефлектирующий, а скорее, бульдозер. И нынче
главное, связывающее меня с этим театром, - это Валька Гафт. Он ведь с моего
курса, или я с его курса... И всякий раз, когда я вижу его, радуюсь. Еще - Галя
Волчек, которую я люблю. Все равно люблю. 

На этом похвальное слово театру, где Олег Павлович проработал больше двадцати
лет, закончилось, и мы поехали к театру на Чаплыгина, знаменитой Табакерке. К
этому зданию Олег Павлович подходит с гораздо большей охотой и бодростью: он
ведь отец-основатель, хозяин. Все здесь поначалу было в его ведении - и хозяйственные
дела, и художественные. Мы останавливаемся у входа в Табакерку. 

- Жители этого дома поначалу вели себя достаточно враждебно к нашему театру.
Подвал им нужен был для иных целей, ведь здесь живут состоятельные люди. Было
много протестов, судебных исков. 

+- Как вы пытаетесь погасить ревность ваших учеников к Художественному театру,
к тому, что вы теперь занимаетесь все-таки преимущественно им? 

- Я умудряюсь довольно разумно эту ревность канализировать. Ведь когда мне досталось
это наследство, оно было в руинах. В зале было сорок - сорок два процента зрителей.
И поначалу я сделал так, что спектакли МХАТа шли в пятницу-субботу-воскресенье,
а в остальные дни на этой сцене играл подвал. И в результате зрители подвала
стали обновленной аудиторией МХАТа. 

+- Я помню, как на прошлом сборе вашей труппы в Табакерке, когда речь зашла о
новом спектакле и о возможности кого-то пригласить, ваши актеры кричали: Не надо
нам приглашенных! Справимся сами!

- Они ведь небезосновательно ощущают себя мощной командой: Смоляков, Хомяков,
Мохов, Беляев, Егоров, Безруков. Есть в другом театре такое же созвездие, принадлежащее
этому поколению? Олег Ефремов лет двенадцать назад впервые сделал мне предложение
объединить мой театр и МХАТ. Мы тогда с ним сидели в кафе Ностальгия и обсуждали
его предложение. Я пришел к своим и рассказал об этом. Они категорически отказались.


+- А потом вы решили с ними уже не советоваться. 

- Да, потом принял решение единолично. 

+- Вы не делите эти два театра на прошлое и настоящее? 

- Нет. Могу только повторить: я в МХТ человек из ведомства Шойгу (смеется). 

+Я научился не засыпать на симфонических концертах 

Наш дальнейший маршрут - к дому на Большой Молчановке, где Табаков, когда был
студентом, прожил три года. По пути проезжаем небольшое здание, и Табаков рассказывает,
что здесь была Тургеневская библиотека, где мы готовились к экзаменам. Вообще,
этот район очень много значит в моей жизни. Недалеко отсюда мы с Мариной расписались.
Около метро Чистые пруды находится Дом пионеров, с которого моя студия начиналась.
И в этом дворце пионеров работала мама экс-главы администрации президента Волошина.
Он даже говорил,
что хотел поступать в мою студию. Вот как переплетаются пути-дороги. 

Олег Павлович указывает шоферу, куда ехать. Ищем дом. Табаков останавливает машину,
оглядывается, задумывается. Ой, беда! - Что такое, Олег Павлович? - Дома нет...
Выскальзывает из машины, озирается. А, вот он! Ну слава богу, а то я уж думал...
Кошмар. Чего ты смеешься? Вот так и сходят с ума... Выходим из машины около небольшого
сталинского дома. В одну из квартир на предпоследнем этаже дома номер восемнадцать
переехал Табаков, когда учился на третьем курсе. 

- Моей однокурсницей в Школе-студии МХАТ была Сусанна Павловна Серова. Я часто
бывал в этом гостеприимном доме, и в трудный для меня момент внучка художника
Серова, Ольга Александровна Серова-Хортик, отвезла меня на Молчановку. И здесь
я прожил три года. Здесь я и стал обретать человеческий облик. Я прошел в Музее
имени Пушкина как бы ликбез в отношении всего, что касается живописи, ваяния
и зодчества. Стал посещать Большой зал консерватории. Там я, будучи приведен
Ольгой Александровной Серовой на первый свой
симфонический концерт, проспал значительную его часть. И постепенно научился
не засыпать. 

Олег Павлович призывает нас сесть в машину, поскольку из окон уже начали выглядывать
любопытствующие: Олег Табаков, довольно громко рассказывающий о своем прошлом,
привлек внимание. Мы направляемся в МХТ, но продолжаем разговор о доме, где только
что были. 

+- Сколько вы не были здесь? 

- Пятьдесят лет. (Смеется.)

+- Почему смеетесь? 

- А как всерьез произносить такие цифры? Как кто-то правильно заметил, драма
не в том, что мы старимся, а в том, что в душе остаемся молодыми. Что такое старость?
Это оскудение мышц, а душа ведь не стареет. 

+- Олег Павлович, мы проезжаем мимо другого МХАТа - имени Горького, театра Татьяны
Дорониной. 

- Мы Леонтьевский переулок проезжаем, дом Константина Сергеевича Станиславского.
Это более важно. 

+Обещал - значит должен

У шлагбаума в Камергерском переулке машину останавливает охранник. Лицо его сурово.
Куда едете? - Новенький, что ли? - интересуется шофер. Пока охранник готовится
обижаться, Олег Павлович выглядывает из окна: Меня зовут Олег Табаков. Охранник
бежит поднимать шлагбаум, и мы въезжаем в Камергерский. Табаков выходит из машины
и останавливается у главного входа в МХТ. 

- С переходом во МХАТ у меня не было выбора. Если бы я мог назвать человека,
который мог бы сделать это лучше меня, я б назвал. И поверьте - я бы денег значительно
больше заработал. Американцы, европейцы платят за кино хорошо. Конечно, я понимаю,
что нанес урон театру на Чаплыгина, нашему подвалу. Но все равно помогаю. И достаточно
интересно сформировал сезон будущий. 

Мы входим через служебный вход, и тут Табакова ловит его пресс-секретарь и обсыпает
вопросами-упреками: Олег Павлович, я так мучаюсь, чтобы организовать вам интервью
с центральными газетами, вы от всех отказываетесь, а тут я вдруг узнаю, что вы
дали интервью газете с ничтожным тиражом, какого-то маленького городка - Я дал
интервью только одному журналисту из провинциальной газеты - Не царское это дело
- давать интервью провинциальной газете, - стонет царедворец. Обещал - значит
должен. Табаков направляется
к своему кабинету, секретарь - рядом: Готовится передача к юбилею Валентина Гафта
- Это обязательно. Сегодня после спектакля пусть приедут - Зачем после спектакля,
почти ночью? Может быть, в антракте? - Можно и в антракте - Конечно. Вы Тартюфа
играете. Парик снимем - и все... А в американское посольство пойдете? - А что
там? - Первого июля, день национальной независимости... - У них четвертого, не
путайте - А прием первого... - Сообразим. Мы входим в кабинет худрука МХТ. 

Табаков вдруг свистит оглушительно - вызывает секретаря. Влетает женщина. Оля,
сколько завтра идет репетиция? - Полтора часа - Сколько идет показ на третьем
курсе? - Два сорок - Я, наверное, посплю перед спектаклем. Часика полтора, в
гримерке.

Идем в гримерку Табакова. По пути он звонит сыну Антону: Сынка, сегодня вечером
сядем где-нибудь и попьем чаю. В гримерке - широкая кровать, холодильник, о котором
Табаков с любовью говорит Там - все мое! 

+- Что это за фотография, где вы в женском платье на какой-то вечеринке? 

- Это юбилей Вальки Гафта. Я решил его разыграть, а он долго не мог понять, что
происходит: откуда эта девушка взялась, из какого эпизода его юности (смеется).

+- Как вам удается заснуть посреди дня на час-полтора? 

- Опыт. Я пришел на радио, когда мне было двадцать, и там работал с Пляттом,
Весником, Дудником, Грибовым, Яншиным, Плотниковым... Это были допущенные к кормушке
люди. Основные свои деньги я заработал на радио. И когда было тридцать минут
записи без меня, я за ширмой на полу устраивался поспать. Откемарил - и снова
за работу... 

Я оставляю Табакова в гримерке - сон перед спектаклем это святое. Через несколько
часов у него спектакль - он играет Тартюфа, а Марина Зудина - Эльмиру.

===================================================================
Приглашаются к сотрудничеству авторы статей о людях,
писатели и просто фаны.

Ваш Alex

оптимизация сайтов

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.people
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное