Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русский народный календарь

  Все выпуски  

Русский народный календарь


Служба Рассылок Городского Кота

11 сентября
Иван Пролеток

Именинники: Иван.

Красно лето работой, а Иван Пролеток красными товарами.
На Ивана-постного собирай коренья рослые.
Начало Репных Дней. Репа - восстанавливающая прирост Рода, национальная гордость СвятоРуси.
С 11 сентября начинается Бабье лето, которое продлится до 22 сентября.


12 сентября
Свытник

Именинники: Александр, Аникей, Арсений, Гаврила, Григорий, Данила, Евстафий, Ефрем, Иван, Макар, Никодим, Павел, Савва, Спиридон, Христофор, Яков.

Вот и последнее стелище на льны приспело. И овес убран.
До этого дня были оставлены на корню на ниве ячменные стебли еще с августовского жатвенника. Был обычай завивать ячменные стебли со льняными да овсяными, заговаривать ниву на будущий урожай.


13 сентября
Журавлиное вече. День Киприяна

Именинники: Геннадий, Куприян.

Журавли покидают родные Болота.
Будто слышим из осеннего неба мы в сентябре: "Прощай, матушка-Русь, я к теплу потянусь". Это слово журавлиное, горькое. И когда бы ни привелось нам его услышать, мы, не отводя глаз от выси небесной, ще клин журавлиный едва обозначен, замираем, ощущая себя частицей родного края.

Мы слышим журавлиное прощание, заповеданное птичьему роду из века в век, из сентября в сентябрь. Перед сознанием древний обычай, когда ребятишки по сырым выкошенным, жухлым полям бегут и кричат в ответ: "Колесом дорога!" Они кричат это, чтобы воротить по весне журавлей к родным полям.
Есть древнее поверье, что колесо не остановится на полпути, оно рассечет мглу, перед ним расступится нечистая сила, и ярое, живое, полное жизненной силы, желаемое человеком, оно воротится на родимую сторону.

НА БОЛОТЕ
13 сентября ведали в деревне люди: журавли вече собирают. На болоте - журавлиный смотр, птичий спор: "Чьи крылья сильнее, чьи глаза видят яснее малое и великое на земле? Чье нутро выносливее? Кто впереди птичьей стаи будет лететь?" И журавли без веры не живут.
Говорят, что рожденный 13 сентября - Киприан, он посвящен бывает в заботы журавлиные. Он-то знает, да не разнесет по деревне, где хоронится журавль, крыло которого зверь к земле пригнул. Птица эта у человеческого жилья спасения искала. Киприан открыто и гнездо птицы, и жизнь трав на трясине.
Болотный огонь называют люди чертовой огниной. Человека, в неурочный час попавшего на болото, водит огонек этот, спасу не дает - близехонько вспыхнет, огарком обернется. А когда ступит заблудший в его сторону, то беда. В трясину угодит, или sила нечистая швырнет через кочку его кувырком.
А вот Киприан этот чертов огонь - нипочем. Киприан, мол, не обманется, на лихой ветер замахнется - тот отшатнется. На худой огонь обернется - и худой огонь изгаснет. Место тряское, недоброе Киприану - что путь протоптанный.

ЯГОДА-КЛЮКВА
В деревне верили, что рожденный 13 сентября знает путь к журавлиинику, к россыпи клюквенной. Красна, кругла ягода-клюква. От всякого века, землю обошедшего, ей дана сила полная. Ягода-клюква - от недуга, что насылают по осени на человека гнетуница и лихорадка. Они не только из человека, но и друг из друга жилы тянут. А уж коли к человеку пристали, то похолодят, каменят нутро-то.
Ягода-клюква на болотной трясине растет, по кочкам, а то и россыпью великой. Ее солнце печет, дождь хлещет, а журавль ждет, когда она полыхнет. Ягода-клюква мхом утирается, мхом укрывается. Мох ее тепло хранит. Недаром и в избе у человека мох тепло держит, хранит избу от темных сил, потому в избу нежить уж просто не проскользнет, а станет рассоху искать.
За журавлинкой, за ягодой-клюквой на болото ходили после 13 сентября. Ведь пристанищем sилы темной, нечистой была зыбучая падь. Зелену ягоду-клюкву брать sлу угождать, - верили в стародавние времена люди. Приговаривали: ягоду-клюкву не тронь, покуда не полыхнет она, не отгонит sло в зыбучую топь!
А коли какая девка грех на себя возьмет, прежде срока, прежде 13 сентября, журавлинку оберет, в девку ту бесплодница может вселиться. У парня нечистая sила ум смешает. А коль баба какая иль мужик журавлинку прежде срока огребут, то помутит того, поводит по болоту, огоньком-то поблазнит, побессилит.


14 сентября
Семен Летопроводец. Старый Новый Год.

Именинники: Ермоген, Марфа, Семен.

Завершался сев озимых хлебов.
Идет бабье лето. Бегают девки мух хоронить. Разроют землю, завернут мух в лист жухлый и, засыпая землей, поют-причитают.
На осенины обзаводились новым огнем. Вытирали огонь то из дерева, то высекали из камня. Ждали заветной искры живой.
С летопроводца (14 сентября) до Гурия (28 ноября) в старину отводилось время свадебным неделям.


15 сентября
Козий род

Именинники: Антон, Иван, Федосий, Федот.

Убирают двор, сарай, где овцы и козы стоят. Мхом утыкают. Травой-вереском одымляют.
А коз и овец выгоняли днем на поскотину. Велес трубит в пастуший рог, заповедует осенней влаге наполнить следы-копытца живительной силой.


16 сентября
Домна Доброродная

Именинники: Августа, Аникей, Василиса, Домна, Дорофей, Ефим, Иван, Петр, Феоктист.

Прибирает в доме всякую рухлядь Домна.
Мешки из-под картошки, худая обувь вымывалась в реке, а что уже не впрок стало - Домна на гряде вместе с картофельной ботвой сжигала.


17 сентября
День Неопалимой Купены. Поздние вилы

Именинники: Вавила, Федор, Юлиан.

Тут мужское дело - стога обойти, вилами потыкать, чтобы залезшая в сено трясуха или гнетуха скотине после вреда не учинили. И на сеновале в этот день мужики вилами орудуют. Загодя, впрок дело это. А те, кто в осенней поре дом рубят, то вилами мох поворошить поспешают.
И говорят, бывает, выстонет кто-то, неладно так станет, будто ком отшатнется от вил да оком курячьим взглянет. Все то - Кумоха. В некази болотной она, с охапкой подбела (с травой-бесплодницей), в отопочках лягушачьих на пороге избы, на завалинке присядет. Около да возле все оглянет. Из несусвети ее платье. А глаза - огромные, цветом что мокрец-трава. А ведь мокрец-трава сухо не живет, слизью жабьей слывет.
Свои отрепочки Кумоха порасправит. Ждет, кто кусок хлеба подаст, кто водицы, сердобольные принимают ее за странницу. А она, Кумоха, рукастая, в ковше-то намутит, непросыхающую топь у порога вытомит. Человека после крутить, трясти станет, то холод, то огонь в его нутро прянет. Уж Кумоха в месяце-ревуне загодя хмурит житье-бытье человеческое.
Все жарче в овине. Сушатся снопы. Вилы снуют, как бы напоминают: сена коли не хватит, так и солома будет сьедома.
Молятся о защите от пожаров. Над разведенным в овине огнем скажет старая бабка: "Огню не верь, от него только одна матушка Неопалимая Купина".
Ходили на заре в храм поклониться чудесной иконе.


   Все даты в календаре указаны по новому стилю.
   Ваши вопросы и пожелания отправляйте Трифону
   по адресу: org@land.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное