Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русский народный календарь

  Все выпуски  

Русский народный календарь


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

19 февраля.
Вукола Телятник

Именинники: Вукола, Максим, Фотий, Мария, Марфа.

На Вуколу - начало весеннего отела коров.
Растет солнечное время. Говорит хозяйка:
"Пригрей, солнышко, и нашей коровушке бока!
Не опростай хлевка, поставь на ноги телка!"
Теплое сытное пойло корове не раз на день надобно принести. Посытнее накормить Буренку. Теленок к вымени тянется. В хлеву играет.
Отелившуюся корову, оягнившуюся овцу в хлевах окуривали чабрецом, чтобы молоко было чистым, а молодняк рос здоровым.
По истечении двенадцати удоев после отела, когда пройдет молозиво совершают обряд "моление молока":
Старшая хозяйка (большуха) обкладывает горшок с молочной кашей сеном и ставит в чашку с овсом. Потом трижды поднимает чашку над головой со словами: "На сто бычков! На тысячу телушек!"
Затем снимают приволоку (пенку) и едят кашу. Сено и овес отдают телку и корове, а приволоку только теленочку.
! Животину водить - не разиня рот ходить.
! Домашний теленок лучше заморской коровы.


20 февраля.
День Луки и лука

Именинники: Лука, Парфений.

Примечали:
На Луку полуденный ветер - к урожаю яровых.
В этот день готовят еду с луком.
"Чеснок да лук - от семи недуг!" - говорит народная мудрость.
И не ошибается. Эти два растения способны решить почти все проблемы с весенним авитаминозом и снижением иммунитета.
Начнем с того, что при хранении в репчатом луке и летнем чесноке содержание витамина "С" не уменьшается, а увеличивается! И это при том, что заложенные на хранение яблоки, капуста и корнеплоды к концу февраля теряют от половины до трех четвертых содержащегося в них витамина "С".
Конечно, вы можете тратить последние деньги на лимоны и апельсины, легко пережившие благодаря генетической модификации долгое путешествие из Америки в Россию; или покупать "аппетитно" пахнущие больничной палатой поливитамины, которые на девяносто девять процентов не усваиваются организмом по той простой причине, что человек не привык получать витамины в до предела концентрированном виде.
Но насколько мы наследственно приспособлены к получению даже самых полезных веществ из продуктов, которые никогда не росли на территории России?
Лук и чеснок возделывают в наших землях несколько тысяч лет - и весь этот срок они спасали нас от весеннего авитаминоза.
Кроме витамина "С" лук и чеснок содержат и другие уникальные компоненты - фитонциды. Фитонциды - это вещества, подобные по действию антибиотикам: они способны уничтожать микроорганизмы и некоторые типы вирусов.
Растению фитонциды нужны, чтобы предохранить луковицу от гниения и вредителей. А человеческий организм приспособился использовать эти вещества в собственных интересах. Но если антибиотики вместе с болезнетворными бактериями уничтожают и необходимую организму микрофлору, обеспечивающюю нормальную работу организма, то фитонциды лука и чеснока нашим организмом воспринимаются как "свои" - и при употреблении этих растений наш иммунитет только усиливается. Фитонциды настолько сильны, что могут даже легкие и бронхи очистить от скопления слизи.
   В этот день загадывали о лете.
Глядели, судили-рядили:
Коли солнце заходит красно - к холодному лету. К ветрам колючим.
Облака плывут высоко - к хорошей погоде.
А синие облака плывут - тепло несут.


Рецепты
Зеленый лук.
Мелко порезать 7-8 перьев, 1 пучок петрушки и 3-4 стебля или листика мяты (можно сушеной).
Заправка:
2-3 ст. ложки растительного масла и 1-2 ч.ложки яблочного уксуса.
Готовый салат можно посыпать мелко нарезанным крутым яйцом или измельченной на терке вымоченной брынзой, но тогда в салате не должно быть яблочного уксуса.

Репчатый лук. (сырой или печеный).
Нарезать мелко горсть, посыпать измельченными грецкими орехами или нарубленными яйцами (1-2 шт.). Заправка:
растительное масло и мелко нарезанная зелень петрушки или укропа (можно посыпать салат любыми сушеными ароматическими травами).


21 февраля.
Захарий-Серповидец

Именинники: Федор, Захарий, Савва.

Святцы называют Захария Серповидцем потому, что в одном из пророческих откровений он видел свиток, летающий по воздуху (наподобие огромного серпа).

В этот день глядели серпы на лето.
Крестьяне доставали заткнутый в притолоку серп, которым жали, и верили, что углядит Серповидец крестьянский серп - и наточит остро, и силу спорую вдохнет.
Гремели по селам наковальни, кузнечный молот звонко праздновал именины серпа.
Захарию-серповидцу молятся бабы-жницы.
Примечали:
Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.
!Не тогда серпы точить, когда на жнитво идти.


22 февраля.
Никифоры-Панкраты. Лаптев день

Именинники: Никифор, Иннокентий, Панкратий.

Тешился февраль оттепелями, а в амбарах, пустые закрома видя, над мужиком подначивал:
"Коли думаешь до первой травы прокормиться - собирайся по хлеб за тридевять земель!"
Февраль знай себе дует, зерно из сусеков выдувает.
! Старик-мороз у ворот тепло уволок.
! Не у всякого Панкрата - в закромах богато.

На Никифора плетут особо здравые, целительные лапти. Ведь, действительно, наши предки носили лапти и весьма хорошо себя чувствовали, потому что это очень биогенная обувка. Сохранилось поверье, что пращуры воплощаются частично в своих потомках, так, например, зона стопы относится к прародителям, щиколотки - к дедушкам и бабушкам, колени - к родителям.
Лапти помогают латать Родовую Память, т.е. то хорошее, что наработано многими предыдущими поколениями. И когда во время простуды люди парят ноги, тем самым они не только усиливают циркуляцию крови в организме, но и "прокачивают" энергоканалы, связующие с предками и получают от них ПодДержку (т.е. то, что Держит Подъ, Основу.)

Из истории лаптей.

Во все времена наши предки охотно обувались в лапти - "лыченицы", "лычаки", "лычные сапоги",- причём, несмотря на название, зачастую сплетённые не только из лыка, но и из берёсты и даже из кожаных ремешков. Практиковалось и "подковыривание" (подшивание) лаптей кожей. Способы плетения лаптей - например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка - были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене - тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками. А вот поляне, древляне, дреговичи, радимичи, по-видимому, носили лапти в прямую клетку.
Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и навыков. Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, "лыка не вяжет", то есть не способен к элементарным действиям! Зато, "связывая лыко", мужчина обеспечивал обувью всю семью - специальных мастерских не было очень долгое время. При археологических раскопках во множестве найдены остатки стоптанных лаптей, заготовки и инструменты для плетения - кочедыки.
Делали кочедыки из костей (из рёбер животных) или из металла. Учёными найдены кочедыки, изготовленные ещё... в каменном веке. Вот как давно появились первые лапти! О глубокой древности лаптей свидетельствует, между прочим, такой эпизод. Старообрядцы-"кержаки", жившие на Урале в XIX веке, лаптей не носили. Зато мёртвых хоронили исключительно в лаптях!
Лапти были распространены не только у восточных и западных славян, но и у некоторых неславянских народов лесной полосы - финно-угров и балтов, у части германцев. Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок-кожаных "поворозов" или верёвочных "оборов". Завязки несколько раз перекрещивались на голени, прихватывая онучи.
Дешевизна, доступность, лёгкость и гигиеничность такой обуви не требует доказательств. Другое дело, как свидетельствует практика, лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за десять дней, после оттепели - за четыре, летом, в страдную пору, - и вовсе за три. Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей. "В дорогу идти - пятеры лапти сплести" - гласила пословица.
А у наших соседей шведов существовал даже термин "лапотная миля" - расстояние, которое можно пройти в одной паре лаптей. Сколько же требовалось берёсты и лыка, чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры (как это, увы, делалось в позднейшие времена), березняки и липовые леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху.
Трудно, однако, предположить, чтобы язычники, с почитанием относившиеся к деревьям, поступали столь душегубски. Всего вероятнее, они владели различными способами брать часть коры, не губя дерева и умудрялись раз в несколько лет снимать кору с одной и той же берёзы...


   Все даты в календаре указаны по новому стилю.
   Ваши вопросы и пожелания отправляйте Трифону
   по адресу: info@mailru.com


OVUM

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное