Именинники:Гавриил, Василий, Анна, Алла, Лариса.
Заметив в этот день светлый восход солнца, убирают всю санную сбрую и говорят "Выверни оглобли".
Крестьяне нередко прощались с санями и ставили их под поветь до новой зимы.
На Гавриила не прядут, а то оттянет руки сухота. Женщины в этот день оканчивают последнюю пряжу. Если же которые продолжают еще прясть после этого дня, тем говорят: "Не пойдет впрок".
Стужа наведывается украдкой, под покровом темноты. Приметы:
Во время распускания почек березы бородавчатой вылетают опасные вредители елей - жуки-короеды.
Зеленение черемухи показывает, что пора сажать ранний картофель.
Начало сокодвижения у березы повислой и бородавчатой.
Оттаивает почва, раскрывает почки черемуха, зацветает красная верба.
Цветение вербы - сигнал выставки пчел на пасеке.
Звали Матрену еще и полурепницей.
Отбирали в этот день из погребов половину репы на семена.
Ведь бытовали на крестьянском столе испокон репа да капуста. А уж по весне, когда хлебные запасы были на исходе, именно каши из репы, кислые щи из капусты помогали крестьянскому роду дотянуть до лучка-зимняка, до щавеля и крапивы.
В этот день крестьянки в последний раз использовали благодатное назначение снежного наста: спешили холсты "онастить". С этой целью они расстилали по чистому насту сотканные за последние недели льняные холсты - для отбеливания. Места для этого облюбовывали сразу же после Крещения: особую, защищенную от ветра, на солнечной стороне, площадку с крепким настом, которую называли "настищем" или "стлищем". Нерасторопные хозяйки, не успевшие к этому времени наткать полотен, тужили: "Чужие холсты постятся, а наших и в суровые не бывало ". Суровьем называли напряденную льняную нить, смотанную в клубок. Промедление в этих заботах влекло потерю "прибытка" незадачливой ткачихой, который она могла бы выручить на весенних торгах, загодя наготовив холстов.
Своевременное и старательное отбеливание холстов на последнем насте было в эти дни основной заботой сельских ткачей. Проворных мастериц тканого дела нахваливали во всех поколениях: "Пряла и ткала - весь дом одевала". После серпа и мотыги для сельской женщины главным орудием труда был ткацкий станок. Если стан ломался, то ткачиха сама его и налаживала: "Все богородицы ткачи, а наполовину и плотники". Так говорили о мастерицах на все руки. Конечно, без Божией молитвы и помощи святой Матрены никакое дело у ткачих не ладилось. "Баба ткет, а Бог ей рубашку дает".
В этот день крестьянки ставили свечу в церкви перед строгим образом, осуждающим нерадивых хозяек, - св.Матроной. Ее избрали покровительницей самого строгого и ответственного процесса в ткачестве - отбеливания новотканных холстов и льняной пряжи. Этот процесс дал название и изделиям, изготовленным из отбеленного холста. Говорили: "У нас белево на стлице", или: "Холсты постланы на белево". Бельем стали называть не только нательную, ночную одежду, но и постельные принадлежности.
Особенно высоко у селян ценилось белье, собираемое в качестве приданого для невесты. Если в ее сундуке находились белокипенная одежда, постель, занавески, то это считалось признаком высокой опрятности невесты. Осенённые благодатью святой Матрёны-Наставницы, русские крестьяне щеголяли в белопенных сорочках и спали на белоснежных простынях...
10 апреля Мать-и-мачеха
Именинники: Илларион, Степан.
Мать-и-мачехи цветок теплит землю.
10 апреля теряет силу Степанов венок. Вили этот венок еще прошлым летом,
15 августа. Вся семья, от мала до велика, собиралась на лугу.
Травинка к травинке прикладывалась, цветок с цветком свивался. Приносили наши предки венок в избу. Славили его, вешали в красном углу. И оделял он своей красотой стены дома и живущих в этом доме.
Когда подступала беда, отрывала матушка от венка травы и цветы, водой,
что вскипела в печи, окатывала. И добрый дух цветущего луга одолевал
болезни, помогал душе человека поверить, что настанет светлый день.
До 10 апреля было дано человеку свое нутро от ломоты, от худобы избавить, а душу - от всех скорбей. Сказано ведь: "Полая вода, где стоит, там кипит".
И вербы ветка, омытая в такой воде, творит чудо.
"Бей вербной веткой себя, охлестывай, покуда добрые силы в тебе не затеплятся". Свет душе можно возвернуть до 10 апреля. "Вешнее времечко береги!" - скажет старая бабка.
Мать-и-мачеха всяк снегодень после 10 апреля оделит материнской заботой.
Даст своего огня, своего тепла. Мать-и-мачеха - что солнышко расцветшее.
Кто пригнет этот цветок к земле? Наступит своей тяжелой ногой снег-старик?
Подкосит тупой серп метели? Она - мать-цветок. Что бы то ни стало - она
поднимается, несет свою ношу. И не оставит она того, кто в сиротстве
поднимается. Даст хоть каплю материнского тепла тому, кто одинешенек на
белом свете!
Именинники:Евстафий, Иван, Кирилл, Марк.
Говорили о белоствольной:
"Стоит дерево цветом зелено.
В этом дереве - четыре угодья:
первое - больным на здоровье,
второе - людям колодец,
третье - от зимы свет,
четвертое - дряхлым пеленанье."
Березовым соком отпаивали больных, чистили кровь,
выгоняли немочь из желудка.
12 апреля Иван Лествичник
Именинники:Зосим, Сафрон, Иван.
Чтобы небесные дожди на землю сошли, чтобы зеленые ростки скорее ввысь
поднимались, кланялись Лествичнику крестьяне.
В этот день пекли в деревне обрядовое печенье - "лесенки".
Укладывали из теста два катыша супротив друг друга. И клали поперек
порожки. Выкатывали порожки тоже из теста. Кто в семье был, и старому,
и малому матушка выпекала свою "лесенку". Чтобы всяк рос в своем здоровье.
А порожков-то было двенадцать - по числу месяцев! Обгорел порожек в
чьей-то "лесенке", матушка непременно посчитает, который это месяц грозит
бедой. И уже смекала, как уберечь от беды.
Главное - не съеденная "лестница", а оживление памяти о древнем, добром и мудром наставнике, заботившемся о чистоте и крепости нравственных и духовных опор ближнего. Людям необходимо помнить, что "сегодня нужно быть лучше, чем вчера, а завтра - лучше, чем сегодня..."
13 апреля Огнище
Именинники:Вениамин, Иннокентий.
Огнищанка (т.е. крестьянка), рожденная в этот день, в поле уголья несла, разводила огонь, через который крестьяне проносили сохи и бороны.
Была в старину и соха, которая называлась огнищевая, была она с прямым сошником, который легче прыгал через корни деревьев.
14 апреля Марья Зажги снега, заиграй овражки
Именинники:Мария, Ефим, Макар.
Марья зачинала половодье. Она "играла" снежками в овражках. Гнала солнечные лучи на красное угорье, звала девок на весенние гульбы.
В этот день варят постные щи из квашеной капусты. С Марьи - пустые щи и до Марфы - зеленые щи (16 мая), активно подъедают запасы квашеной капусты.
Обычно этот день приходится на Великий пост и щи в любом случае не должны содержать мяса.
Заложенные на хранение свежие качаны уже успели подгнить и потерять большинство полезных свойств. Поэтому до нового урожая свежую капусту лучше уже не есть. Другое дело капуста квашеная.
У очень многих людей в весенние дни обостряется язва желудка или кишечника, возникают гастриты, нарушения кислотности желудочного сока. В таких случаях даже "правильное" питание мало помогает: ведь какие бы ценные вещества не содержались в пище, неправильно работающая система пищеварения не способна извлечь пользу.
Причина нарушений лежит не столько в питании, сколько во взаимодействии человеческих и природных ритмов. С середины апреля по середину мая снижается активности желудочно-кишечного тракта и нам требуется особый режим питания: квашеная капуста, щи из нее, лук, чеснок и др.
Все даты в календаре указаны по новому стилю.
Ваши вопросы и пожелания отправляйте Трифону
по адресу:
info@mailru.com
Архив рассылки "Русский народный календарь" доступен по адресу http://tradicia.km.ru
Присылайте новости фольклорной жизни в Вашем регионе info@mailru.com