Летний Праздник Золотых Половин Человечества.
Посиделки с угощениями растительной пищей и Толченой Водой. Подготовка ко Дню Берегини.
Кузьма и Демьян, покровители бабьих работ, ни свет ни заря встают, баб на покос ведут.
ПОКОСНАЯ РУБАХА
В старину полагалось и бабам, и девкам на покос особо одеться. Велики были сенокосные
дни. Но загодя говорить о тяжкой страде, изнурительном зное, работе до трех потов
было округе на суд. Подготовка к покосу проходила загодя, в глубоком средоточии,
утворения света-радости в доме. Чтобы ненароком нерадивостью, горечью-досадой не
прогневить держателя гроз Илью.
Доставались из сундуков покосные рубахи. На севере они были удивительно праздничные.
Красный цвет и белый - символы красоты, силы, светлого начала - испокон были главными
на русской земле. Верх рубахи - воротушку - шили крестьяне из кумачового холста,
а низ - становину - из белого, где подол обязательно был расшит узорами, что защищали
и хранили от всякого sла.
Рукава рубахи тоже были вышиты. И белая нитка, которой по красному крестик за
крестиком вышивали, в чудотворный узор сливалась, передавала светоносную силу бога
плодородия Ярилы. Поклонение земле, рожденным землей травам и цветам в эти страдные
сенокосные дни было озарено даже крестьянской одеждой.
Ведь были вышиты на покосных рубахах взявшие силу ростки, цветущие травы, птицы-счастья.
По народному поверью, торопились Кузьма и Демьян к лугам.
Кузьма-Демьян косы отбивают, а бабы кашу "ссыпчину" варят. Каша эта - общая. Кто
крупы принес, кто масла, кто соли. Все вместе, рядом, всем крестьянским миром собираются
ныне, чтобы, из одного горшка отчерпнув, после вместе нести долю великих страдных
дней.
А когда каша сварится, поспеет, то разносится крик над утренней землей:
Кузьма-Демьян, идите ести к нам! Крестьяне говорили:
"Роса косы точит. До солнца обойдешь три покоса - не находишься босо".
15 июля Берегиня
Именинники: Фотий.
День ВеликоЧестивой Берегини - Учительницы сберегаться от sла, защитница здравия.
Она хранила крестьянский от всех напастей, от недородов. Она берегла крестьянский
скот, была пособницей рыбакам.
По древним поверьям, в этот день Берегиня оглядывает сенокосные угодья, полнит травы
целебными силами.
Позднее вера в Берегиню перешла в такие заговорные слова:
"Матушка Сырая Богородица, сыми с ново сердца тяготу.
Встану благословись хлеб-соль едучи, во дворе ли идучи,
острой косой ли скашимиочи!"
Руки Матери Сырой Богородицы как бы держат цветы и травы. Вышивальщицы украшали
полотенца знаками росы, животворная сила которой, касаясь лица крестьянина, снимала
бы усталость, передавала бы утреннюю прохладу.
В сенокосную пору полагалось вышитые полотенца выносить на луга. Умываясь, косцы
вытирали лица целительными полотенцами, свято веруя, что образ Матери Сырой Богородицы
приник к их душам и не оставит и ныне, и впредь.
В этот день нужно быть осторожным, остерегаться наркоманов и их "помощи".
Мокий землю мочит, а Демид - на стогу стоит. Мокий поля орошает, а Демид с сеном
убрать поспешает.
Обкошенные лощины и угорья нет-нет да и манят невесть откуда выкатившимися земляничинами.
А то внезапно из-под косы взлетит перепелка. Тише, пусть успокоится птица-хлопотунья.
Обкашивали, обходили те укрытья птичьи.
Летняя страда была неоглядной. Немало пота надо пролить, чтобы и на скотину накосить,
и хлебом закрома наполнить.
Все даты в календаре указаны по новому стилю.
Ваши вопросы и пожелания отправляйте Трифону
по адресу:
org@land.ru