Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Северная Осетия 12


Виртуальное путешествие по Кавказу

 

Северная Осетия 12

 

Добрый день, уважаемые подписчики!

Это 12 выпуск рассылки,
разосланный 126 подписчикам

Тем, кто недавно к нам присоединился, рекомендую ознакомиться с предыдущими выпусками рассылки.

 

     Нашу с вами рассылку, уважаемые подписчики, благополучно перевели в Серебро. Но вот особого пополнения наших с вами рядов, к сожалению, пока не наблюдается. А жаль!..

 

     Что ж, будем надеяться, что перелом таки произайдёт! Ну, а пока продолжаем знакомиться с историей Северной Осетии. Её советский переод.

 

ГОРСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Закончилась гражданская война. На северном Кавказе, как и во всей России, победила Советская власть. Ее противники были вынуждены уезжать за границу. Так
наша родина потеряла очень много талантливых, образованных, честных людей.
Гражданская война оставила в наследство разруху, голод и холод. Не хватало хлеба, жилья и одежды. Не работали рудники и фабрики. Но простые люди» уставшие
от войны, были рады наступившему миру.
Нужно было восстанавливать разрушенное, строить новую жизнь. Сообща легче делать тяжелую работу. Вместе с друзьями быстрее преодолеешь трудности. Поэтому
осетины вместе с соседними народами решили создать единую республику. Жителей Кавказа часто называли горцами. Вот почему для республики выбрали такое название—Горская
Автономная Советская Социалистическая Республика.
Горская республика образовалась в ноябре 1920 года. В ее состав вошли Северная Осетия, Чечня, Ингушетия, Кабарда, Балкария и Карачай.
Жизнь Горской республики начиналась в очень трудных условиях. Но Советская власть объявила рабочих и крестьян хозяевами всех богатств. И люди работали,
надеясь на лучшее будущее. Они верили, что все теперь зависит от их труда.
Земля стала собственностью государства. Каждый крестьянин получал земельный надел. В горах мало удобной земли. Жителям горных ущелий ее всегда не хватало.
Поэтому безземельным горцам Осетии выделили землю в равнинных селениях. Многие крестьяне-горцы переезжали жить на равнину. Советская власть помогала им
переселяться, выдавая каждой семье по 200 рублей. Тогда на эти деньги можно было купить лошадь с арбой или трех коров. Горцы основали на равнине новые
селении: Нарт, Фарн, Коста, Ставд-Дурта. Сначала переселенцы жили в землянках и шалашах. Только через несколько лет появились у них крепкие и просторные
дома.

gor-pes/IMG_0020

Скачки. Художник М. Туганов

Вы, конечно, помните осетинский обычай «зиу». Односельчане собирались на зиу, чтобы кому-то помочь или сделать важную общую работу. В первые- годы Советской
власти горожане и сельские жители часто устраивали зиу. Люди весело трудились с утра до вечера: восстанавливали заводы, мельницы и школы, строили дома
и возили дрова для бедняков.
Некоторые крестьяне объединялись, чтобы совместно обрабатывать землю. Республика помогла им купить трактор. Для них во Владикавказе открылись курсы трактористов.
Советская власть объявила войну неграмотности. За парты сели и взрослые, и дети. Исполнилась мечта народа: в школах изучали осетинский язык, литературу,
историю и географию Осетии. Летом 1920 года в Осетии открылось 155 осетинских и 33 русские школы. Теперь осетинские дети могли учиться на родном языке.
Бедные осетины верили в справедливость и силу Советской власти. С уважением и любовью говорили в горах о Ленине. Простые люди считали, что Ленин—настоящий
джигит, богатырь на белом коне. В последний год своей жизни Владимир Ильич Ленин тяжело болел. Среди врачей, лечивших Ленина, был Бидзиго Районов—известный
осетинский революционер и талантливый врач.
21 января 1924 года Ленин умер. Осетины поступили так, как велит древний обычай. Они поставили памятник Ленину и сложили песню о
нем. Писатель Кудзаг Дзесов рассказал об этом в своей книге «Памятник из песни и камня».
Обелиск, который установлен в осетинских горах, был самым первым памятником Ленину. Он и сегодня стоит в Куртатинском ущелье, недалеко от поселка Фиагдон.
Горская республика прожила недолго. Оказалось» что у горских народов разное хозяйство, разная культура, разные интересы. Чтобы оставаться добрыми соседями,
удобнее создать для всех народов отдельные республики.
Прошло уже много лет. Нам хорошо видны достижения и ошибки того времени. Наша страна стала первым в мире социалистическим государством. Не сразу наладилась
новая жизнь. Народам Советской России пришлось пройти через многие трудности. Все происходило впервые. Никто не знал ответов на главные вопросы: Что принесет
народу строительство социализма? Возможно ли построить общество равноправия и справедливости? Людям оставалось работать, надеяться и верить большевикам,
которые победили в гражданской войне. Большевики считали, что трудности скоро закончатся, а впереди — светлое будущее.

 

 

 

ПЕРВЫЕ ПЯТИЛЕТКИ

Чтобы построить новую жизнь, мало победить разруху и голод. Нужно создать передовую промышленность и развитое сельское хозяйство. Это нелегкое дело. Для
удобства работа планировалась сразу на пять лет. Первая пятилетка началась в 1928 году. Вся Осетия стала строительной площадкой. Возводились новые цеха
и заводы, дома для рабочих» больницы и школы.
Крупнейшей стройкой первой пятилетки был Бесланский маисовый комбинат. Маис—это второе название кукурузы. Еще до революции Северный Кавказ славился большими
плантациями кукурузы. Отсюда ее вывозили

per-pat/IMG_0021

Строитель нового мира. Художник М. Туганов

даже за границу. Из кукурузы можно получить крахмал и патоку. Эти продукты были очень нужны стране.
«А почему бы не построить большой завод?— задумались в Осетии.— Ведь на заводе-гиганте можно переработать кукурузу всего Северного Кавказа!»
Инженеры из Осетии побывали на лучших заводах Европы и Америки. Используя мировой опыт, Осетия построила самый большой в Европе маисовый комбинат. БМК —
так звучит его имя в сокращении.
БМК изменил жизнь окружающих селений. Многие крестьяне стали работать на комбинате. Вокруг него вырос рабочий поселок. А вскоре и селение Беслан превратилось
в город.
Другая знаменитая стройка — электростанция на реке Гизельдон. Эту станцию придумал крестьянин из селения Даргавс — Цыппу Байматов. Он даже построил у себя
дома действующий макет станции. Вначале никто не верил Байматову. Но инженеры проверили и подтвердили его расчеты.
Гизельдон берет начало в ледниках и пересекает горную Даргавскую долину. Потом река водопадом обрушивается в Кобанское ущелье. Цыппу предложил прорубить
в горе тоннель и по нему пустить воды Гизельдона на турбины электростанции.
Гизельдонскую ГЭС строила вся Осетия. Бурную реку заперли в долине Даргавса и пустили вниз по новому руслу. У подножия горы выросли причудливые строения
гидроэлектростанции. Она начала давать электричество в 1934 году.
Гизельдонгэс стала символом социалистической Осетии. Молодежь училась здесь разным профессиям. Все—от землекопа до инженера— верили в силу народа, строящего
новую жизнь.
Первые пятилетки—время тяжелой работы и больших надежд. Счастливое будущее казалось близким. Ритм этого времени—в стихах Мисоста Камбердиева:
Счастье—в песне и в работе,
Не в смиренье, не в покое.
Жизнь возьмем мы за поводья
Крепкой, верною рукою!

Петь о счастье сердце радо
Для людей страны могучей.
Жизнь встает весенним садом,
Жизнь шумит ключом кипучим.

per-pat/IMG_0022

Цыппу Байматов

Неузнаваемо изменилась осетинская деревня.
До революции беднякам не хватало земли. Чтобы прокормить семью, они шли в кабалу к помещикам или кулаку. Советская власть дала крестьянам землю. Но крестьянское
хозяйство было по-прежнему отсталым. Главными орудиями труда оставались плуг, серп и коса.
Единство Серпа и Молота было символом социализма, символом свободного союза рабочих и крестьян. Но при помощи серпа и молота невозможно по¬строить общество
будущего. Нужны умные станки и машины, нужны трактора и другие механизмы для сельского хозяйства.
Вместе со всей страной Осетия строила заводы и электростанции. Многие крестьяне становились рабочими. Быстро росли города. Ведь мощной промышленности требуются
рабочие руки.
Деревня отставала от города. Крестьянин-единоличник мог обработать только свое небольшое поле. У крестьянской семьи не было денег на трактор.
Как преодолеть отсталость сельского хозяйства? Для этого есть разные пути. Можно поддержать единоличника: дать ему побольше земли, помочь купить трактор.
Но Советская власть опасалась, что некоторые крестьяне разбогатеют и превратятся в кулаков. Поэтому было решено создавать крупные хозяйства, объединяя
крестьян.
В Осетии уже работало несколько крестьянских товариществ. Крестьяне вместе покупали трактор, вместе трудились в поле. Большое коллективное хозяйство сокращенно
называли колхозом. Первая пятилетка объединила в колхозы большинство осетинских крестьян. К сожалению,это делалось насильно. Зажиточных крестьян, не согласных
объединяться, объявляли кулаками и отправляли в ссылку. Многие из них погибли.
Колхозники жили небогато. Большую часть урожая забирало у них государство. Колхозная деревня обеспечила город продуктами питания. Взамен сельское хозяйство
получало все больше машин и механизмов.
Проезжавший по Осетии путешественник восхищался видом колхозных полей и садов:
«Большие пространства засеяны пшеницей, кукурузой, картофелем, подсолнухом. Поля похожи на огромные ковры, вытканные умелым художником. Они переливаются
на солнце тысячами разных оттенков.
Трудно отыскать в Северной Осетии селение, в котором бы не было фруктовых садов. Полюбуйтесь издали селением Карджин! Впереди—долина с рекой, за ней—пологие
холмы, затянутые свежей зеленью фруктовых деревьев. Между развесистых крон проглядывают белые домики».
В годы первых пятилеток Осетия стала краем промышленных городов и колхозных селений.

 

 

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Одна из самых трагических страниц осетинской истории — это 13 и 14 века. Под ударами: татаро-монголов и Тимура пало Аланское государство. Уцелевшие жители
Алании укрылись в горах. И народ возродился, в горных ущельях выросли осетинские общества. Но государства у осетин уже не было.
Народ, не имеющий государственности, не может быть равен другим народам. Такой народ не сумеет защищать свои интересы, развивать хозяйство и культуру.
Долгие четыре века осетинский народ был замкнут в горных ущельях. В битвах с иноземными захватчиками осетины отстояли свою независимость. В борьбе с суровой
природой сохранили они свою древнюю культуру. Разделенные на несколько обществ, все осетины помнили о единстве народа. Осетия оставалась их общей родиной.
Каждым обществом управлял свой Нихас. Нихас—это народное собрание, на котором решались важные вопросы. Когда дело касалось всего народа, собирался общеосетинский
Нихас. На него съезжались представители от всех осетинских обществ.
В 1774 году Осетия присоединилась к России, вошла в состав огромного российского государства. Но мечта о возрождении собственной государственности не погибла.
Свобода, самостоятельность и единство Осетии были важными: целями революционного движения.
После революции в нашей стране началось создание национальных государств. Их союз получил название «СССР»—Союз Советских Социалистических Республик. Осетины
собственными силами начали восстанавливать свою государственность. В 1917 году был впервые созван Съезд осетинского народа. На осетинских съездах 1917,
1918, 1919 годов избирался Осетинский Народный Совет. Ему поручалось управление Осетией. Постепенно формировалась национальная армия. Началось создание
осетинских школ и училищ. Только поначалу дело шло медленно из-за гражданской войны. А потом появились другие препятствия.
Восстановить единую государственность осетинам не удалось. Их надежды были обмануты. Советская власть решила разделить Осетию между двумя союзными республиками—Россией
и Грузией.
Осетинская государственность все-таки возродилась. В Осетии возникли два государственных объединения. В 1922 году образовалась Юго-Осетинская Автономная
Область в составе Грузии. Летом 1924 года Горская республика разделилась на самостоятельные автономные области. Так появилась Северо-Осетинская Автономная
Область. В декабре 1936 года Северная Осетия превратилась в автономную республику. Северо-Осетинская Автономная Советская Социалистическая Республика по-прежнему
входила в состав России.
Осетия была тесно связана со всеми республиками СССР. Для всего Советского Союза добывали цинк и свинец в осетинских горах. Всей стране были известны крахмал
и патока с Бесланского маисового комбината. Из других республик Осетия получала уголь, машины и ткани.
Юноши и девушки из Осетии учились в Москве и Ленинграде, Ростове и Баку. Из разных городов и республик приезжали студенты в Северную Осетию. Здесь после
революции открылись четыре института: сельскохозяйственный, педагогический, горно-металлургический и медицинский. Дети рабочих и крестьян могли получить
высшее образование. Они становились врачами, агрономами, инженерами, учителями.

Осетинка

Осетинка

Национальное государство защитило осетинскую культуру. Все дети Осетии учились в школе. Появились школы, в которых преподавание шло на осетинском языке.
Учиться на родном языке очень важно для человека. Язык — это хранитель и двигатель культуры народа. А культура включает все, что создано людьми с древнейших
времен. Помните, мы уже говорили об этом? Забывая родной язык, человек теряет связь с культурой своего народа, с наследием предков. Такой человек уже не
сможет понять культуру других народов. Разве станет уважать Чужой язык и чужие обычаи тот, кто не знает своего языка и своих обычаев? Тот, кто не чувствует
своей боли, не может разделить чужую.
На равнинах Осетии много курганов, под землей скрыты остатки древних городов. В горах сохранились башни и склепы. В селениях и городах стоят старинные дома
и храмы. Все это—тоже культура народа, его богатство и слава. Советское государство запретило разрушать исторические ценности. Мы и сегодня можем полюбоваться
аланским кувшином или старым надгробием. По-прежнему стоит на берегу Терека Сунитская мечеть. Издалека видна Осетинская церковь, рядом с которой похоронен
Коста Хетагуров.
В советской Осетии ярко проявился талант народа. В осетинскую литературу пришли молодые писатели и поэты. Родился Осетинский театр с замечательными актерами.
В картинах художников отразилась жизнь простых людей, их мечты и надежды.
Все достижения Осетии связаны с общими успехами советской страны. Общими были не только счастливые победы, но и ошибки, и горе.
Жестокость революции и гражданской войны не прошла бесследно. Постоянный поиск врагов продолжался и после. Людей преследовали за знатное происхождение,
за дружбу с иностранцами, за шутку по адресу начальства. Советская власть слишком многое делала насильно. Разделила Осетию на две части—северную и южную.
Заставила крестьян вступить В колхозы. Жестоко наказывала всех несогласных.
В тридцатые годы появились доносчики, которые могли оклеветать любого человека. Невинных людей пытали, держали в тюрьмах, расстреливали. В те страшные годы
погибли многие осетинские писатели, ученые, честные революционеры. Пользуясь этим, к власти стали пробираться невежественные и злые люди. Они не любили
свою родину и не думали о народном благе.
Вместе со всей страной Осетия преодолела это тяжелое испытание. Наверное, помогла сила народного духа. Добрых и честных людей в
любую эпоху больше, чем негодяев.
Все это тоже наша история. Ведь история включает и хорошее, и плохое. Не стыдно признаться, что в прошлом было много зла. Стыдно

 защищать это зло и нести его в будущее.

 

 

 

СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ—МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ РЕСПУБЛИКА

Северо-Осетинская республика стала родиной для людей разных национальностей. С давних пор в Осетии живут представители многих народов— русские и украинцы,
армяне и грузины, азербайджанцы и греки, евреи и татары, немцы и поляки. Осетия всегда славилась своим гостеприимством и большим уважением ко всем народам,
религиям и языкам. Люба страна делается сильнее и счастливее, если в ней дружно живут де разных народов.
С 16 века на Северном Кавказе живут казаки. Казаки - это особая часть русского народа. Казаки происходят от людей, которые не хотели подчиняться государству
и помещикам. Чтобы сохранить свободу, они уходили на дальние границы Русского государства. Жили казаки в хорошо укрепленных селениях—станицах. Суровая
жизнь в постоянной опасности воспитала мужественный характер казака—бесстрашного воина и
трудолюбивого земледельца. Со временем казачьи станицы подчинились правительству. А государство признало свободу и привилегии казаков. Казачьи полки прославились
в походах и сражениях русской армии. Казаки навсегда сохранили обычаи предков. По-прежнему они сами выбирали себе атаманов. Атаман и на войне, и в мирной
жизни был командиром, глав избравших его казаков.

Польский католический костел

Польский католический костел

Казаки» жившие по берегам Терека и его притоков, назывались терскими. Среди терских казаков есть и осетины. Они живут в двух станицах недалеко от города
Моздока. Осетинские казачьи станицы называются Черноярская и Ново-Осетинская.
Большая часть казаков стояла в гражданской войне на стороне белых. Победившая Советская власть жестоко наказала казаков. На Северном Кавказе многие станицы
были уничтожены. Но в Осетии этого не произошло. На съезде народов Терека осетинская делегация заявила, что Осетия не позволит обижать своих казаков. Так
и остались стоять среди осетинских селений русские станицы Ардонская, Архонская, Змейская и Николаевская.
Еще в древности установились торговые, культурные и родственные связи между Аланией и Арменией. Эти добрые отношения не прерывались и позже. Армянские купцы
привозили в Осетию свои товары—на продажу и для обмена. В те времена было опасно ездить по незнакомой стране. Бывалые купцы имели в каждом осетинском обществе
друзей и защитников. В начале 19 века армянские ремесленники и торговцы стали поселяться во Владикавказе. Число осетинских армян быстро выросло в годы
первой мировой войны. Эта жестокая и несправедливая война шла с 1914 до 1918 года. В Турции, которая воевала с Россией, началось истребление армянского
населения. Спасаясь от гибели, турецкие армяне искали приюта в разных странах. Многие из них нашли вторую родину в Осетии.
Две с половиной тысячи лет насчитывает история дружеских связей осетинского и греческого народов. В осетинских легендах говорится, что когда-то греки вместе
с осетинами жили в горном Туальском обществе. И некоторые осетинские фамилии имеют греческое происхождение. В первой половине XIX века в Осетии вновь появилось
греческое население. Своих земляков привез сюда известный греческий промышленник Спиридон Чекалов. Это были строители и мастеровые. Они добывали руду в
Садоне, прокладывали дороги, строили дома и мосты. В годы первой мировой

Армянская церковь

Армянская церковь

войны в Осетию стали перебираться турецкие греки. Во Владикавказе работала греческая школа, давал спектакли греческий театр.
Во второй половине 19 века в Осетии появились два немецких селения. Одно из них называлось Михайловское, а другое—Эммаус. Немцы переезжали в Россию и на
Кавказ по приглашению правительства. Германия славилась образцовым хозяйством своих крестьян. Переселяя немцев в Россию, царь надеялся использовать их
опыт. Трудолюбивые и аккуратные немецкие крестьяне быстро освоились в Осетии. Они завоевали уважение умением трудиться и добрым характером.
Много интересных событий в истории Осетии связано с людьми разных национальностей. Не все поместилось в этом коротком рассказе. История Северной Осетии
доказывает, что жить дружной семьей совсем не трудно. Надо только любить нашу общую родину и помнить, что все люди — братья.

     Источник: www.osetini.com.

 

     В следующем выпуске рассмотрим историю Северной Осетии в годы второй мировой войны.

 

А на сегодня всё. Ваши вопросы, отзывы о рассылке и комментарии вы всегда можете направлять на мой электронный адрес.
До встречи в следующих выпусках!
с уважением,
Аргунов Артём

 


В избранное