Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Северная Осетия 16


Виртуальное путешествие по Кавказу

 

Северная Осетия 16

 

Добрый день, уважаемые подписчики!

Это 16 выпуск рассылки,
разосланный 195 подписчикам

Тем, кто недавно к нам присоединился, рекомендую ознакомиться с предыдущими выпусками рассылки.

 

     Сегодня продолжаем знакомиться с Осетинскими праздниками и традициями.

 

ЗАЗХАССАН

ЗАЗХАССАН (букв, «день несения елки, тиса или вербы») - один из весенних праздников поминального цикла, посвященных усопшим в течение года. Выходцы из некоторых
ущелий справляют Баданта, другие - Зазхассан.
Зазхассан справляют в субботу, когда до Пасхи остается неделя. Название праздника связано с елью, сосной, тисом - вечнозеленым деревом, что является символом
жизни.
К празднику накрываются богатые столы, на ель или сосну вешают конфеты, орехи, различные фрукты. Ель (сосну) чаще наряжали для женщин-покойниц, для муж-
чин делали алам.
Алам посвящали покойному, и всадники, участвующие в скачках в память о покойном, провозили его по улицам, тряся в наиболее людных местах. Затем алам отвозили
на кладбище.
Ель также отвозили на кладбище. Совершив обряд посвящения, раздавали нанизанное на ней женщинам, а ель оставляли у могилы.
В наше время алам уже не делают, но ель еще наряжают. Помимо этого из жердочек и проволоки делают подобие небольшого деревца, которое также обвешивают сладостями
и фруктами. Называется это - цырагь.

КУТУГАНАН

КУТУГАНАН (букв, «день плетения амбаров»). Сейчас праздник почти забыт, но наши предки очень любили и почитали его.
Кутуганан - праздник хлеба, земледельческих работ, свидетельство неразрывной связи людей с землей, природой.
К празднику накрывались столы, пеклись традиционные три уалибаха. Люди ходили друг к другу с поздравлениями, возносили молитвы, просили у Всевышнего, чтобы
закрома всегда были полны хлеба, чтобы год будущий был богаче года предыдущего, чтобы из собранного урожая справлялись свадьбы и кувды.
Женщины выпекали из теста фигурные булочки в виде конусообразных сопеток - «куту», соревнуясь, чье «произведение» будет лучше.
Кутуганан был праздником не только людей старшего поколения, но и юношей, которые соревновались в стрельбе из лука по мишени. Мишенями служили «кутута»
из теста, достававшиеся победителю. Выиграть в этих соревнованиях было большой удачей: считалось, что год для счастливчика будет очень удачным, закрома
его всегда будут полны зерна.

ТЫХОСТ

ТЫХОСТ считается одним из самых древних осетинских праздников. Приходился он на воскресенье перед Пасхой и отмечался всей сельской общиной
К Тыхосту люди обращались а очень трудные, тяжелые времена, подчас он оставался их единственной надеждой.
..Засуха, земля потрескалась от жары, хлеба погибают. Единственная надежда - Тыхост. И люди возносят ему молитвы, просят, чтобы он послал дождь, иначе все
погибнет. И мягкий теплый дождь обильно орошает землю...
Говорят, если кому-то нужна была срочная помощь; он взывал: «Тыхост, помоги!» И Тыхост в обличий всадника спешил на помощь.
Рассказывают, некий юноша пас отару овец. Ему захотелось увидеть Тыхоста и он крикнул:
- Тревога» Тыхост!»На помощь!
Тыхост тут же оказался около него:
- Кто тебе угрожает?
Никто, мне просто захотелось тебя увидеть. Тыхост рассердился:
- Ты забавляешься мною, как игрушкой. Так стань же камнем!
И юноша превратился в камень.
В представлении народа Тыхост является другом, правой рукой Уацилла. Не зря к нему обращались: «О Тыхост, ты хорошо знаешь наше положение: засевы наши
погибают. Просим тебя, попроси Уацилла, чтобы он послал дождь».

КУАДЗАН - ПАСХА

КУАДЗАН - ПАСХА, один из наиболее любимых осетинами праздников, приходится на второе-третье воскресенье апреля, на первое воскресенье после полнолуния.
Термин Куадзан - трансформированное «комуадзан» (букв, «отпускание рта», т.е. конец поста,)
К Пасхе готовятся заранее: варят пиво, мясо, готовят пироги. Почетное место на столе занимают яйца: их красят в разные цвета, отваривают, солят. Соседи
и родственники одаривают ими друг друга. В наше время редко кто соблюдает пост, но в старину съесть яйцо на Пасху означало конец поста. Поскольку Пасха
у осетин является еще и праздником поминального характера, то в первую очередь шли в семьи, которые в течение года потеряли кого-то из близких, чтобы поддержать,
обнадежить их.
Когда семья собиралась за пасхальным столом, глава семьи возносил молитву: «О Иисус Христос, благодетельствуй нам из того райского края, в котором ты находишься!
Ты распределяешь места в истинном мире для тех, кто держал пост во Имя Твое. Моя семья, от
мала до велика, воздавая Тебе честь, тоже держала пост. Да пойдет это Тебе впрок и да обеспечишь Ты нам и потомству нашему милостью Своей места в раю».
Глава семьи вспоминал и Барастыра - властителя страны мертвых. «Да пойдет ему (Барастыру) впрок приготовленный для него нывонд и да попросит он Иисуса Христа
приготовить место в раю для старых покойников и для тех, кто в скором времени отправится
в мир иной».
На Пасху устраивали общесельский кувд. Люди веселились, пели, устраивали танцы. Особенно радовались дети, которым обязательно шили какую-либо обновку. Они
ходили по домам, и все давали им яйца, сладости.

МАРДТЫ КУАДЗАН - ПАСХА МЕРТВЫХ

МАРДТЫ КУАДЗАН - ПАСХА МЕРТВЫХ справляется через неделю после Пасхи. Ее еще называют Поминальной Пасхой. В этот день старики заходили в дома, где в истекшем
году кто-то умер, и просили их прекратить соблюдать пост.
На Поминальную Пасху закалывали бычка или барана, накрывали столы, на которых обязательно должны были быть яйца. Иногда пасхальные поминки, сговариваясь,
устраивали две-три семьи вместе.
Женщины, взяв приготовленную снедь, шли на кладбище, чтобы поплакать на могиле, посвятить принесенное покойнику.
Пасхальные поминки справляют и по сей день. Собираются соседи, ближайшие родственники, накрывают поминальный стол. Женщины, как и раньше, идут на кладбище,
чтобы посвятить приготовленное покойному.

БАЛДАРАН

БАЛДАРАН приходится на первое воскресенье после Пасхи. Справлялся праздник очень широко» длился неделю и свидетельствовал о неразрывной связи человека с
природой.
Рассказывают, отправился некогда один дровосек в лес за дровами. Срубив дерево, он увидел, что на срубе выступили капли крови. Дровосек очень удивился и
поспешил в село рассказать сельчанам про увиденное. С тех пор и стали отмечать праздник Балдаран, посвященный началу оплодотворения природы.
По представлению наших предков, у любого существа, будь то человек, зверь или птица, и даже у неодушевленных предметов есть пары. Балдаран является днем
их встречи, их слияния. В этот день женщины непременно должны были быть в длинных платьях, им не разрешалось сидеть ни на земле, ни на камне во избежание
зачатия. Отдыхать днем не полагалось из опасения, что Бог может увидеть человека спящим, и он весь год проведет в вялом, инертном состоянии.
Праздник отмечался всей сельской общиной, предварительно выбирали ответственного за его проведение.
Балдаран не забыт и по сей день.

САУБАРАГ

САУБАРАГ (букв. «Черный всадник»). В наше время о Саубараге почти забыли, но еще в начале века он был широко известен и почитаем. По утверждению ученых,
культ Саубарага возник в 17 - 18 вв., когда Осетия была раздираема межродовой борьбой и набеги
превратились в важнейший источник наживы.
Святилище Саубарага находится в Алагирском ущелье, близ села Быз, в пещере, куда не ступает нога человека. В осетинской мифологии Саубараг является покровителем
разбойников и воров. Представляют его всегда сидящим на черном коне, в черных одеждах. С высокой скалы он наблюдает и покровительствует тем, кто отправляется
на воровской промысел. Молодежь,
отправляясь в поход или набег, поручала себя заботам Саубарага, молилась, чтобы он даровал им счастливую дорогу и удачу в делах. Они верили, что Саубараг
непременно благословит их и поможет осуществить задуманное.
Каждую весну жители селения Быз и других селений Алагирского ущелья устраивали в честь Саубарага общесельский праздник с закалыванием быка, варили пиво,
готовили араку, в каждом доме резали барана. Праздник длился целую неделю.
Существует такая легенда: однажды жители, отмечающие праздник Саубараг, захотели узнать, что находится в его пещере. Сплетя из липовой коры веревки, они
спустили на них в пещеру человека. Добравшись до пещеры, тот ослеп и взмолился: «Хуыцау, в моем стаде есть бык с белой шеей, я принесу его Тебе в жертву,
только» Саубараг, дай мне взглянуть на тебя». Посланник тут же прозрел и увидел в пещере троих мужчин, сидящих на золотых стульях. Перед ними горел костер,
и жарились шашлыки. Увидев это, он снова ослеп. Зрение вернулось к нему, как только его вытащили из пещеры. Через неделю он зарезал быка и созвал на кувд
все село.
Предки утверждали, что за отары, пасущиеся около святилища Саубарага, не стоит волноваться: им не страшны ни злые люди, ни волки. Волки, посмевшие приблизиться
к ним, превращались в камни.

 

 

КАСУТА

КАСУТА - день шествия к воде - отмечали через две недели после Пасхи, устраивая общесельский кувд. Пиршество длилось до вечера. Люди возносили Богу молитвы,
веселились, пели, танцевали. В конце застолья выбирали фысыма - человека, ответственного за проведение следующего праздника, и посылали ему домой куваггаг.
Помимо этого в каждом доме делали традиционные три уалибаха, варили кашу и несли все это в поле, к реке. В этот день девушки и молодые женщины водили молодых
невесток к реке. Старшая из сопровождающих женщин возносила молитву, обращенную к Богу, просила, чтобы молодая была обильна чревом и чтобы род, в который
она пришла, множился. Молились русалкам, чтобы они оберегали людей от бед и наводнений, чтобы не обделили молодую своей благодатью.
Из мужского населения женщин сопровождали только шафер и дружка.
Молодая невестка должна была принести в дом воды. Хозяйка дома (афсин) благодарила сопровождающих ее: «Да будет вам благодать русалок, да покровительствует
вам Донбеттыр и да будет ваша жизнь так же привольна, как воды, текущие к морю».
Праздник Касута в наше время почти забыт, хотя есть еще единичные села, отдельные фамилии, которые отмечают его.

ТАРАНДЖЕЛОЗ

ТАРАНДЖЕЛОЗ- один из древнейших осетинских праздников. Святилище Таранджелоз возникло одновременно со святилищами Реком и Мыкалгабырта на месте трех слезинок
Бога, которые Он уронил по поводу смерти нарта Батрадза. Таранджелоз - божество плодородия, его святилище находится в Трусовском ущелье, на вершине высокой
горы. Праздник отмечают через три недели после Пасхи в воскресенье. Празднуют всей сельской общиной, хотя многие отмечают его в кругу семьи, близких, соседей.
В жертву Таранджелозу приносили барана или ягненка, причем кусарт делали в святилище. Заранее варили пиво, делали араку. Праздник длился несколько дней.
Люди пели, танцевали. Молодежь устраивала скачки, демонстрируя свою ловкость и удаль. Старики, совершив определенный молитвенный ритуал, просили Таранджелоза
о ниспослании благодати, тогда они никогда не будут нуждаться в хлебе и зерне.
Праздник Таранджелоза отмечается и в наши дни.

НИККОЛА

НИККОЛА - один из самых древних святых. Имя его было известно еще аланам. В осетинской мифологии
- это божество хлебных злаков, всего, что произрастает на земле для пользы человека. В представлении осетин он очень близок людям, хотя и живет на небесах.
Он часто спускается на землю, вместе с косарями косит сено и, если понадобится, участвует и в других сельскохозяйственных работах.
С приходом весны перед пахотой в каждом селении приносили в жертву приобретенного на общественные деньги барана и просили Никколу ниспослать хорошую погоду,
обильных покосов, урожая, здоровья и счастья жителям села.

ЗАРДАВАРАН

ЗАРДАВАРАН - день поминовения усопших в текущем году. О происхождении этого термина есть две точки зрения. Одни ученые считают, что терцин «Зардаваран»
(букв, «класть сердце») произошел от следующего обычая. В этот день приносят в жертву барана или ягненка, посвящают его покойному, а сердце жертвенного
животного закапывают у могилы, что свидетельствует о том, что родные помнят об ушедшем в мир иной, по-прежнему считают его членом семьи.
Другие ученые убеждены, что термин произошел oт дигорского слова «залда» - дерн. В этот день родственники приходят на могилу, приводят ее в порядок, обкладывают
зеленым дерном (зардаваран - класть дерн),
В Зардаваран накрывается поминальный стол, приглашаются ближайшие родственники, соседи. Один из стариков посвящает приготовленные яства покойному, и все
садятся за трапезу.
Женщины, взяв с собой четное количество пирогов, сладости, выпивку, мясо и др., идут на кладбище. Поплакав, погоревав, они посвящают принесенное покойному,
а потом садятся за импровизированный поминальный «стол».

 

 

РЕКОМ

РЕКОМ - один из самых любимых и почитаемых осетинами праздников. Длится целую неделю. Раньше в святилище Реком шли паломники со всей Осетии, особенно почитали
его жители Алагирского ущелья. Праздник и в прежние времена и в наши дни начинается с закалывания жертвенного животного.
В прежние века поклониться Рекому шли столько паломников, что в святилище негде было яблоку упасть. Это было что-то вроде осетинских Олимпийских игр. Молодежь
состязалась в танцах, в пении, в скачках, в стрельбе из лука, в рукопашной борьбе.
Поклониться Рекому шли не только осетины, но и грузины. Скорее всего это были огрузинившиеся осетины, и зов крови вел их в святилище одного из самых почитаемых
предками дзуаров.
Рассказывают, грузины шли поклониться Рекому. С ними была семья - муж, жена, маленький ребенок, - которая вела на закланье барана. Случайно на веревке,
на которой вели барана, оказалась свиная щетина. Семья об этом, конечно же, не знала. Когда они добрались до превала и до Рекома осталось совсем немного,
семья превратилась в камни. Реком - суровый дзуар - не простил им их оплошности.
В окрестностях святилища многие фамилии имели временные жилища, в которых поселялись на время праздника. В больших чугунных котлах варили пиво, люди приносили
жертвы: кто барана, кто быка. Каждое село накрывало отдельные столы, и люди приглашали друг друга, посылая почетные бокалы. Взявшись за руки, с пением
совершали вокруг святилища ритуальное шествие.
Женщины не имели права приближаться к святилищу, но посылали туда свои кувинагта, и жрецы произносили над ними ритуальные молитвы. Каждое село имело своего
жреца - дзуары лага, который наблюдал за ходом праздника и собирал мысайнаг1. Босые, с обнаженными
головами, с маленькими белыми флажками в руках, они обходили ряды паломников. В прежние времена в качестве мысайнага могли дать лук, стрелы, пуговицу, бусинку,
серебряные или медные монеты.
По мнению ученых, святилище Реком было построено в 1382 году. Легенда гласит, что некогда Уастырджи решил возвести для осетинского народа святилище из вечного,
негниющего дерева. А такие деревья росли в лесу за Рекомом. Уастырджи приказал своим волам перебраться через ледники и привезти деревья. Деревья сами падали,
повозки наполнялись, а волы по указанной
дороге везли необычный строительный материал. На месте будущего святилища повозки сами опорожнялись, а волы возвращались к Уастырджи. Так, - гласит легенда,
- без помощи человека возникло святилище Реком...
Реком и по сей день широко отмечается в Осетии. Делают кусарт, приглашают родственников и соседей, возносят молитвы и препоручают себя заботам Уастырджи
Рекома.

КАРДАГХАССАН

КАРДАГХАССАН (день приношения домой трав) отмечают через 30 дней после Пасхи, в июне, чаще всего в первое воскресенье месяца.
Кардагхассан - последний весенний праздник. Природа, меняя свой облик, переодевается в зеленый наряд, сердце радуется при виде нежной травы, молодых побегов,
тянущихся в объятия синего неба.
В прежние времена к празднику готовились заранее. Из муки тщательно промытого и высушенного зерна делали традиционные олибахи, резали барана или овцу.
Жители села со своими кувинагами шли в поле. Пироги пекли в основном с начинкой из листьев свеклы (цахараджынта).
Старший возносил молитву, испрашивая у небес удачного года, богатого урожая, увеличения поголовья скота.
На Кардагхассан в некоторых селах Осетии пекли гуыдын - большой пирог с начинкой из различных съедобных трав, который должны были отведать все домочадцы.
Посторонних угощать этим пирогом не полагалось.
Возвращаясь домой с кувда, люди несли с собой пучки трав, цветы и разбрасывали их по углам дома.
Кардагхассан отмечается и по сей день, особенно в горных и равнинных селах.

ДАУДЖЫТЫ БОН

ДАУДЖЫТЫ БОН (День духов) отмечали через неделю после Кардагхассана в воскресенье. К празднику делали араку, варили пиво. По мере возможности делали кусарт:
чаще всего это был ягненок.
Сделав традиционные три пирога и шашлык из внутренностей, возносили молитву духам.
Три треугольных пирога, шашлык и араку несли в святилище, где жрец возносил ритуальную молитву. обращенную к духам, просил, чтобы они покровительствовали
собравшимся, чтобы те милостью покровительствующих им духов могли каждый год отмечать здесь праздник.
После молитвы все садились за импровизированные столы, по три человека за каждый, и начиналось пиршество.
В святилище собирались люди из разных сел, пели, веселились, посылали друг другу почетные бокалы в знак уважения. Женщины всегда сидели отдельно. В разгар
пиршества молодежь устраивала танцы, которые продолжались и по возвращении домой.
Все считали долгом пригласить соседей и на славу угостить их.
В наши дни праздник отмечается менее широко, чем прежде.

САНИБАЙЫ БАРАГБОН

САНИБАЙЫ БАРАГБОН - праздник Саниба и по сей день отмечают жители Алагирското ущелья, Архон, Дайкау и других близлежащих сел, а также выходцы из этих мест.
Но в прежние времена праздник отмечался более широко: в святилище (16 век), которое находится в селении Архон, собирались паломники со всей Осетии, как
мужчины, так и женщины. В некоторых местах
праздник отмечали весной, в других - перед началом сенокоса, уборкой хлебов, но чаще всего он приходился на июнь.
Подготовка к кувду начиналась с избрания фысыма посредством жеребьевки. Жеребьевка проходила в три этапа: сначала жребий бросали представители сел, потом
улиц и, наконец, отдельные лица. Тому, чей жребий выпадал, - независимо от материальных возможностей -
нужно было найти кусарттаг на общий кувд. Голову жертвенного животного обвязывали красными лентами и вели в святилище. Жрец произносил над ним ритуальную
молитву, после которой приступали к закланию животного.
Саниба был веселым праздником: люди веселились, пели, танцевали. Молодежь устраивала скачки, демонстрируя свою удаль.

ЦЫРГОБАУ

ЦЫРГОБАУ (Островерхий курган) является одним из самых популярных святилищ в равнинной Осетии.
Ученые относят его появление к концу 18 века, когда поблизости образовалось селение Ольгинское (по воспоминаниям стариков, село называлось тогда «Иры унтараз»),
а до этого было местом отдохновения Людей, работающих на окрестных землях.
Старинный курган виден издали. Каждый год в третье воскресенье июня сюда собираются паломники из сел Правобережного района, из Беслана, Владикавказа, приносят
кувинаг: три треугольных пирога, физонаг, араку. Совершив ритуальное шествие вокруг кургана, дэуары
лаг - жрец возносит молитву, просит благодати Цыргобауа, Уастырджи Цыргобауа, чтобы их милостью был собран богатый урожай с окрестных земель, который пойдет
на кувды и свадьбы, чтобы стада, пасущиеся окрест, множились и были употреблены на те же цели, чтобы люди жили в дружбе и согласии друг с другом, не знали
горестей и бед.
Цыргобау - праздник любви, дружбы, братства. Люди веселятся, поют, танцуют, радуются встрече.

УАЦИЛЛАЙЫ ЧИРИЙАГАХСАН

УАЦИЛЛАЙЫ ЧИРИЙАГАХСАН (букв, «день мытья зерна») приходится на понедельник после Дауджыты бона. К этому дню варили пиво, по возможности приносили жертву.
Женщины относили зерно, предназначенное на праздничные пироги, к реке и тщательно промывали. Вместе с ними шли юноши и девушки, которые, пока зерно сушилось,
устраивали танцы.
Праздник свидетельствует о том, что осетины очень почитали Уацилла, и, желая оказать ему особые почести, промывали зерно, из муки которого пекли праздничные
пироги. Считалось, что неоскверненный кувинаг Уацилла примет с большей охотой.

УАЦИЛЛА

УАЦИЛЛА занимает одно из основных мест в паитеоие осетинских божеств и является покровителем хлебных злаков и всего того, что произрастает на земле для
пользы человека* Его называют также Богом-громовержцем.
Уацилла поклонялись еще наши предки - аланы, когда поселились у подножья Кавказских гор и начали заниматься земледелием. Он является очень могущественным
божеством: чтобы трава на пастбищах и сенокосах была сочной и жирной, молятся Уацилла, во время засухи длительной непогоды поклоняются ему же. Очень редко
за праздничным или свадебным столом старший не вспоминает имя Уацилла, не произносит тоста в его честь.
Как самое почитаемое божество, Уацилла имеет много посвященных ему святилищ, главным из которых является святилище в Даргавсе, на горе Тбау - святилище
Тбау Уацилла. Праздник Уацилла отмечается в каждом ущелье, в июне, через две недели после Кардагхассана и продолжается несколько дней. Многие семьи на
Уацилла делают кусарт. В старину это делала каждая семья, даже самые неимущие приносили в жертву ягненка, ибо в этот праздник не принято было демонстрировать
свою бедность.
В знак особого почтения женщины пекли пироги молча, ниже глаз обвязав лица полотенцами, чтобы даже дыханием не осквернить их.
Перед закланием жертвенному животному давали лизнуть соль и с тремя пирогами и чашей пива произносили над ним ритуальную молитву, дабы Уацилла принял жертву.
Отрезав голову животного, ее несколько минут держали над огнем, чтобы опалить шерсть и тем самым известить Уацилла, что ему принесена жертва, а затем прикладывали
к шее.
Каждая семья несла кувинаг в святилище Уацилла, но входить туда никто не смел. Уацилла являлся могущественным, суровым божеством и мог ослепить человека,
если он без крайней необходимости входил в его святилище. Этим правом обладал только жрец.
На празднике Уацилла в святилище оставляли чашу с пивом. Если за год пива не становилось меньше, то год предстоял урожайный, счастливый. Если же пива стало
меньше - жди неурожая.
Бывало и так, что жрец ночью оставался в святилище. Предание гласит, что в эту ночь Уацилла являлся в святилище и выливал пиво. Если пиво выливалось в сторону
Осетии, то год будет урожайным, люди не будут знать тревог и печалей.
Люди и по сей день отмечают праздник Уацилла. Некоторые встречают его в кругу семьи, другие устраивают общесельский кувд с закланием быка, теленка или барана.
К этому дню специально варят пиво и делают араку.
     Источник: www.osetini.com.

 

     Это были праздники, отмечаемые в апреле, мае и июне. В двух следующих выпусках мы с вами, уважаемые подписчики, ознакомимся с праздниками оставшихся шести месяцев, а уже на следующей неделе переберёмся в другую республику Кавказа.

 

     П.С. Немножко обновил свой официальный сайт, так что, кому интересно ознакомиться с моим творчеством (имеются в виду стихи, песни, рассказы, романы и статьи), то приглашаю в гости!:) Мой сайт живёт по адресу: http://www.argunovartem.ru.

 

А на сегодня всё. Ваши вопросы, отзывы о рассылке и комментарии вы всегда можете направлять на мой электронный адрес.
До встречи в следующих выпусках!
с уважением,
Аргунов Артём

 


В избранное