Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путевые заметки о разных странах Большой каньон и Альбукерке, США


Большой каньон и Альбукерке, США

Моему мужу предстояло ехать на конференцию в Альбукерке. Так как штат Нью-Мексико, где расположен Альбукерке, граничит с Колорадо, в котором мы живём, то ехать решили на машине, сделать небольшой крюк и посмотреть Большой каньон, что в штате Аризона.

Границы Колорадо, Нью-Мексико, Аризоны и Юты сходятся в одной месте. Эта точка называется “Четыре угла“ и является единственным местом в США, где пересекаются границы четырех штатов. Мы решили объехать по окружности вокруг “Четырех углов“, двигаясь против часовой стрелки. Выехав из Колорадо на запад, мы сначала собирались посмотреть долину Монументов в Юте; потом повернуть на юг к Большому каньону в Аризоне; оттуда ехать на восток в Нью-Мексико, где у Серёжи была конференция, после окончания которой мы возвращались на север к себе домой в Колорадо.            

Выехали рано утром и к полудню на горизонте появились силуэты, напоминавшие крепости с башнями и бастионами. Это мы подъезжали к долине Монументов.

Долина занимает обширную территорию. “Монументов“, т.е. возвышающихся геологических образований в ней очень много. Самые популярные из них имеют собственные названия, как например,  Правая и Левая Варежки.

К этому времени мы находились на земле индейцев навахо. Племя навахо оседлое и веками занималось скотоводством. Современные индейцы зарабатывают себе на жизнь продажей украшений из серебра и полудрагоценных камней. Вдоль дороги стоят ряды лотков, где эти украшения и сувениры продаются в большом выборе и дешевле, чем в городе. Закончив осмотр долины, мы тоже накупили серебряных браслетов и ожерелий, очень симпатичных и в три раза дешевле, чем потом видели в Альбукерке.

Вечером того же дня мы уже были в Аризоне и заночевали в городке Туба-Сити. Городок чистенький, еда дешевая и вкусная. Население в основном индейцы, которые своими чертами лица и смуглой кожей сильно напоминают мексиканцев. Остановились мы в Туба-Сити, потому что от него до Большого каньона рукой подать,  а в каньоне .мы собирались провести весь следующий день.

Рано утром, ещё до того, как появились толпы туристов, мы стояли на краю Большого каньона и наблюдали восход солнца. Фотографий каньона много и в натуре он выглядит точно также, как на фотографиях. Наша задача была спуститься до небольшого плато, находящегося примерно посередине по высоте каньона, и, конечно же, подняться снова наверх. На тропе, ведущей вниз, надписи, предупреждающие о том, что не следует предпринимать попыток дойти до дна каньона и вернуться обратно за один день. Надписи развлекали моего мужа, который успешно это проделал лет десять назад, когда был в лучшей физической форме.

В горы мы ходим летом почти каждые выходные, а вот спускаться в ущелье или каньон мне до этого ни разу не доводилось. Самая трудная часть для меня – это подъём. Когда идешь в гору, то сначала надо подняться, т.е. преодолеть тяжёлую часть пути. Если чувствуешь, что устал и до вершины не дойти, то всегда можно повернуть обратно. Идти вниз легко и приятно и на это сил всяко хватит. Другое дело, когда сначала нужно спуститься, а потом подняться. Совершенно невозможно оценить, сколько понадобиться сил, чтобы потом из этого каньона выбраться, а наверх все равно надо идти. Устал или нет – в каньоне оставаться не будешь.

Как я и предполагала, спускаться было одно удовольствие. Тропа хорошо оборудована. Вдоль неё устроены места отдыха с туалетами и фонтанчиками с питьевой водой. Постепенно тропа выходит на плато, с края которого отлично видно реку на дне каньона. Большинство людей ниже не идут. Те, кому неохота трудить свои ноги, могут ехать на мулах. Нас обогнала такая группа.

Мы немного постояли на площадке, полюбовались видом и парящим прямо над нами орлом и двинулись в обратный путь. Эта была совсем другая песня. Пока мы спускались, было ещё рано, солнце не успело подняться высоко и большая часть тропы оставалась в тени. Когда шли вверх, солнце уже стояло в зените и спрятаться от него было некуда. Наверх выбралась обливаясь потом. Спуск и подъём, включая время отдыха, заняли 6 часов. Мы доехали до городка Флагстафф, что там же в Аризоне и в нем остановились на ночлег.

У нас оставалось еще свободные полдня и мы заехали в национальный парк Сансет кратер (Sunset Crater). В 12-ом веке в этом месте было мощное извержение вулкана. С тех пор там все покрыто черной лавой и по сей день почти ничего не растет. Мы погуляли по вздыбленной лаве там, где это разрешено. Когда-то эти места были населены индейцами, но извержение вынудило их бросить плодородные земли. По-видимому, климат в 12-ом веке был совсем другим, более мягким, и были какие-то реки. Сейчас же эти места представляют собой выжженную пустыню. От индейцев осталось много поселений там, где они не погребены под лавой. Некоторые поселения так хорошо сохранились в засушливом климате, что в оставшихся от индейцев строениях во второй половине 20-ого века жили люди. Жилье принадлежало государство и оно аккуратно взимало арендную плату, хотя дома, построенные несколько столетий назад, были лишены всяких удобств. В них не было даже электричества, не говоря уже об водопроводе, газе и канализации. Просто стены и крыша над головой.

Вечером того же дня мы добрались до Альбукерке, где нам предстояло провести 5 дней. Пока мой муж ходил на конференцию, я обследовала окрестности. Альбукерке – маленький сонный городишко. Ограничение скорости на дорогах – 30-35 миль/час (50 км/час), но для местных и это слишком быстро. В Колорадо, где максимальная разрешенная скорость 65 миль (104 км)/час, все превышают по крайней мере на 20 км и это считается нормальным. За это даже полиция не останавливает. Будешь ехать медленнее, все будут тебе гудеть. А в Альбукерке никто никуда не торопится.

Городок, хоть и маленький по современным масштабам, все же сильно вырос за последние 50 лет. Знаменит он тем, что во время Второй мировой войны неподалеку от него в Лос-Аламосе работали над атомной бомбой. Здесь же, в окрестностях провели её испытания. Лос-Аламос в те времена был забытой Богом деревушкой. Ричард Фейман, тогда ещё совсем молодой и только что закончивший университет, был направлен работать в Лос-Аламос. Впоследствии он написал очень интересные воспоминания о том, как шла работа над проектом, и, о том в каких условиях жили ученые. Когда правительство США приняло решение строить в Лос-Аламосе лабораторию для работы над атомной бомбой, то из соображений секретности всем сотрудникам было сказано добираться до Лос-Аламоса попутным транспортом вразнобой, а не садиться всем вместе на поезд до Альбукерке. Прибытие большой толпы в захолустный городишко вызвало бы нездоровый интерес. Фейман всегда отличался неординарностью мышления. Поэтому он решил ехать поездом, что было гораздо удобнее. Раз все поедут на попутках, то ничего страшного, если один человек приедет поездом. Оказалось, что он тем самым помог выкрутиться из щекотливой ситуации. Когда Фейман сошел с поезда в Альбукерке, то к нему подошёл начальник станции и спросил, не он будет получатель большого груза, партии которого прибывали в течении последних дней. Фейман сразу сообразил, в чём дело. Людям запретили ехать всем вместе поездом в Альбукерке, но никто не подумал о том, что грузы все сразу туда тоже отправлять нельзя! Вот все и посылали почтой оборудование и личные вещи, а в Альбукерке на станции не могли понять, что со всем этим делать. Фейману пришлось выдать себя за предпринимателя, решившего открыть новый бизнес в Альбукерке, и объявить весь груз своим.

В Альбукерке есть музей, посвященный атомной энергии в целом и бомбе в том числе. Музей интересный и стоит пяти долларов, взимаемых за вход. Вообще, в историческом центре города много музеев. Расположены музеи кучно и можно весь день ходить из одного в другой. Очень неплохие Художественный музей и музей Естествознания. Познавательным также оказался Музей бирюзы. В окрестностях находятся самые большие в мире залежи этой самой бирюзы. От избытка свободного времени я сходила в местный зоопарк, тоже неплохой, и была там единственным взрослым посетителем без детей. Исторический центр Альбукерке хорошо сохранился. Там теперь сплошные магазины для туристов, но всё равно получаешь представление о том, как выглядел город лет 100 назад. Деловой центр расположен отдельно и изобилует банками и судами. На одной площади находятся три огромных небоскрёба, расположенные кольцом, – здания Городского суда и суда Графства. Не помню, что в третьем здании, но тоже какой-то суд. Фемида неслучайно так сильно представлена в этих сонных на вид местах: уровень преступности здесь высокий.

Из интересного в Альбукерке ещё рисунки на камнях – петроглифы. Мой муж сбежал на полдня с конференции и мы поехали на них посмотреть. Петроглифов довольно много, но большим разнообразием рисунки не отличаются. Кроме того, на камнях есть «петроглифы», нанесенные современными туристами, так что трудно отличить, что сделано индейцами, а что в наши дни.

Среди рисунков попадаются изображения местного мифического существа Кокопелли. Легенды о нём появились несколько столетий назад. Кокопелли прославился своим искусством играть на дудке и большой охотой до женского пола. Женщины не могли устоять перед ним и так и шли к нему на зов его дудки. В местах, где побывал Кокопелли, сразу вырастала рождаемость, хотя привлекательной внешностью он не отличался. Кокопелли всегда изображают горбуном со стоящими дыбом волосами и играющим на дудке. Кокопелли не считается богом, но если бесплодная женщина обратиться к нему, то у неё большие шансы забеременеть. Нрав у Кокопелли капризный. Он может сделать добро одним и зло подшутить над другими.

Мой муж – ученый, а, значит, ходит непроторенными тропами, и не только в науке. Потащил меня в сторону, а вдруг увидим там что-то необычное? В результате чуть не наступили на гремучую змею, гревшуюся на солнышке. Кожа змеи совершенно сливалась с камнями и мы бы её вообще не заметили, если бы змея на нас не зашипела.

По дороге домой мы заехали в столицу Аризоны Санта-Фе, городок размерами ненамного превышающий Альбукерке. В Санта-Фе сохранилась самая старая в США христианская церковь и миссия при ней. В остальном, те же магазины с сувенирами и глинобитные домики, что и в Альбукерке. Из Санта-Фе поехали прямо на север, к себе в Колорадо.

 

 


В избранное