Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Потому что круглая Земля.

  Все выпуски  

Потому что круглая земля.


Информационный Канал Subscribe.Ru


Потому что круглая земля.

ВЫПУСК №5. 13 апреля 2003г.



Израильский дневник



Иерусалим - город трех религий

Останавливаемся на смотровой площадке. Очень необычно и красиво. Все видно, как на ладони. Слава объясняет. Вот Старый город. Стена Плача, Масличная гора, где похоронены те, кто восстанет первым, когда придет суд Божий. Быть похороненным на этом месте - мечта всех верующих. Хоронят самых-самых, чьи заслуги неоценимы. Но за большие, нет, ОЧЕНЬ большие деньги можно попасть и тем, кто в религиозном мире неизвестен. Я был там несколько раз, но, к сожалению, ничего не понял. Плиты с высеченными на них словами на иврите и цифрами. Камешки на плитах - значит, кто-то посещает, так как у иудеев вместо цветов кладут камни. Я не видел других захоронений, но, наверное, похоронены и представители других религий. Потому что рядом находится православный монастырь, во время нашего посещения не работающий, и мечеть. Но я забегаю вперед, аж в третье мое посещение Израиля. А пока наш уважаемый гид рассказывает историю Иерусалима.

Иерусалим - древнейший из ныне живых городов (после Иерихона, конечно). Недавно в Израиле праздновали 3000-летие еврейского присутствия в Иерусалиме. Но и до этого, если верить надписи фараона Мернептаха (1213 - 1203 до н. э.), и археологическим данным, здесь (на холме Офель, сегодня - "Ир Давид") было не просто евуссейское поселение Салем, но вполне значимый, хорошо укрепленный город.

Начиная примерно с середины XVI века до н. э. история Иерусалима в значительной степени была связана с египетской активностью в Азии и с ответными действиями враждебных Египту северных соседей - хурритского царства Митанни и пришедшей ему на смену хеттской империи.

Здесь проходил так называемый "Via Maris" - международный путь, соединяющий Египет с Сирией через прибрежные равнины и долины северной Палестины. Эта узкая полоска земли между Средиземным морем и пустынями на востоке была чрезвычайно важна как Египту, так и его противникам на севере.

Египтяне контролировали эту территорию из нескольких административных центров. Наиболее важными из них были: Газа (где находился главный правитель), Яффа и Бет-Шеан. Там египтяне завели собственную систему управления и поставили небольшие гарнизоны солдат для поддержания египетского контроля над страной. Наиболее значительными хананейскими городами были: Лахиш, Гат, Хацор, Мегиддо, Акко, Ашкелон, Ашдод, и - Иерусалим.

А между этими полунезависимыми центрами цивилизации бродили бедуинские племена - "шасу", как их называют в документах из Тель-Амарны, и банды деклассированных элементов, которых те же документы назвают "хабиру". Наверное, это и были предки нынешних "хибру" - евреев. Объединенные, в конце концов, вышедшей из Египта под предводительством Моисея группой левитов, они захватили со временем разоренные египетской эксплуатацией города и создали свое государство.

Ну а потом - известная история: Давид выкупил у "Орны-евуссеянина" стратегическую высоту - холм Мория, возвышавшийся над Салемом, а через несколько лет захватил и сам город, проникнув в него по водным туннелям из Кидронской долины. <

При Давиде город стал столицей объединенного царства, его сын - Соломон построил первый Храм Единому богу, хранилище Ковчега завета... С этого и начинается история собственно Иерусалима.

До 73 г. н.э. город был населен евреями. Его захватывали вавилоняне, греки, римляне... Он был столицей Иудейского царства, и религиозным центром для рассеяных по всей ойкумене евреев. Во время вавилонского плена были написаны строки псалма "На реках Вавилонских": "Если забуду тебя, Иерусалим, да отсохнет десница моя...". Его разрушали, восстанавливали... обычная судьба древнего города.

Но после иудейского восстания в 73 году он был разрушен, казалось, окончательно, как гордый Карфаген: жители изгнаны, здания разрушены, сама земля вспахана и засеяна солью. Даже имя свое он утратил, превратившись в Элию Капитолину - отдаленный гарнизон римской империи.

Город исчезает из сферы политики и географии, сохраняя жизнь лишь в молитвах иудеев и христиан. Недолгое владычество христианизированного Рима и его преемницы - Византии несколько оживили город, украсив его многочисленными церквями, но физически он тихо умирал в тени "второго Рима". Арабское завоевание окончательно "убило" его, переведя из ведения географии в область богословия.

В эпоху крестовых походов, когда последний раз Иерусалим находился в центре внимания тогдашнего цивилизованного мира (как европейского, так и мусульманского), говорить о таком различении было бы не корректно: в средневековом сознании, "принятие креста", паломничество в Иерусалим и было семантически адекватно восхождению на небеса.

А после нового мусульманского завоевания, город и вовсе перемещается в духовную сферу, оставляя на выжженных холмах лишь бренные свои останки, все больше разрушаясь, погружаясь в сонную левантийскую одурь, в пески. Настоящая жизнь его - в молитвах и мечтах иудеев и христиан (для мусульман осознание духовной роли Иерусалима - реакция на европейскую экспансию и сионизм евреев. Недаром, в 1229 году египетский султан Малек эль-Камиль, "отдавая" Иерусалим императору Сицилии и Германии Фридриху II, сказал: "Я, в принципе, ничего особенного не потерял, лишь церкви и разрушенные дома").

К началу XIX века Иерусалим был отдаленным провинциальным городом Оттоманской Империи, управляемым из Константинополя. Сменяющиеся турецкие губернаторы поддерживали какой-то порядок при помощи небольшого военного гарнизона. В 1838 году в Иерусалиме было менее 16000 жителей. 5000 из них были арабами-мусульманами, 3000 арабами-христианами, и 6000 евреями. Кроме того, в городе проживали около ста европейских миссионеров и торговцев и 800 турецких солдат. Сонное оцепенение продолжалось до середины прошлого века.

Возвращение Иерусалима на землю, превращение его из умозрительного "горнего Иерусалима" в реальный живой город начинается с 30-х годов прошлого столетия.

Началось все с "голой" политики - ослабления Оттоманской империи, приведшего к Карловицкому миру в 1699 году (и окончательному крушению Великой Порты в начале 20-го века). Центральной Европе больше не грозило турецкое нашествие. Египетская же кампания Наполеона 1798 еще более усилила этот интерес. С армией Бонапарта в Египет попали писатели и художники, топографы и ориенталисты. Они - ученые, то есть, - стремились поближе познакомиться со знаменитыми местами, упоминаемыми в Библии, делали зарисовки, писали статьи. И заражали своим искренним интересом почтенную публику. Восток стал моден...

К 1896 году население Иерусалима увеличилось до 45300 человек: 28000 из них - евреи, 8700 арабы-христиане, и 8600 арабы-мусульмане. Демографическое давление привело к строительству зданий и районов на холмах вне стен, окружающих город с XVI века. А главное - город остался местом, достойным посещения, европейскими ли принцами, российскими ли крестьянами. И никакая земля не казалась слишком отдаленной, чтоб избежать притягательной силы Святого города.

Вот в этот город, рассказ о котором мы слушали с большим интересом, нам и предстояло войти буквально через несколько минут. Вы, конечно, понимаете, что то, о чем нам рассказывал Слава, несколько стерлось в моей памяти и, боясь ошибиться, я дополнил его из документальных источников. Но не только поэтому. Я еще попробую рассказать вам о своих впечатлениях обо всем увиденном. И очень хочу, чтобы между сухих строчек документального изложения текста вы почувствовали, что это такое - ступать ногами по следам 3000-летней истории. И пусть наша рассылка станет от этого менее живой ( а я и в дальнейшем хочу прибегать вот к таким переходам от документального текста к живому изложению) - потерпите. Будут еще и приключения и интересные встречи и опасные походы и необычные обряды. Я вам это обещаю. А, как говорил один киношный герой, "Сеня Колышкин - трепаться не любит!".


До встречи!
ВАШ ЯКОВ

Моя почта



Рассылки Subscribe.Ru
Потому что круглая земля.
Рассылки Subscribe.Ru
Всячина всякая от Якова

Архив рассылки "Всячина..."

Архив рассылки "Потому что..."


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное