Собрались мы опять вместе и пошли дальше. И путь наш лежал к Храмовой горе,
а дальше - по Старому городу, по его интересным улочкам, настолько узким, что
еле-еле можно идти вдвоем в ряд. Говорят, что ширину улицы определяли просто:
по ней должен пройти осел с двумя мешками по бокам. А в нашей группе были
ребята, которые с двумя мешками по бокам, наверное, и не прошли. Но это так,
к слову. Улочки будут потом, когда мы будем идти к Храму Гроба Господня, но
некоторыми своими мыслями я все же хочу поделиться с вами сейчас.
Совокупность этих улочек называется кварталами. Еврейских квартал, Армянский
квартал, Арабский квартал. Это основные. Вот вы, мои дорогие читатели, видели
где-нибудь в российском, украинском или белорусском городе название квартала
по имени коренного населения? Я понимаю, например, немецкий, татарский и др.
Но в Москве - Русский? В Киеве - Украинский? В Минске уж точно Белорусского
нет. А в Иерусалиме, столице Еврейского Государства, Еврейский есть. Масло
масленое. Я не знаю, с чем это связано. Может, кто-то из вас знает? Тогда
пишите, потому что я пишу по памяти и могу ошибаться. Поправляйте, делитесь
своими впечатлениями.
По улочкам мы еще пройдемся. А пока я хочу рассказать вам о мусульманских
святынях - мечети Аль Акса, Каменном куполе... Не помню почему, но туда мы не
попали. То ли праздник мусульманский в то время был, то ли вообще экскурсии
туда не проводятся, то ли наш общий Бог меня оберег от этого посещения.
Потому что уже позже я узнал от того же всезнающего друга Гриши, что евреям
туда лучше не ходить. Есть там где-то место, где приносили жертвоприношения.
И, если ты по незнанию на это место ступил, то... Я не знаю, какая беда может
произойти, но, знаете ли, береженого...
Поэтому пусть об этом расскажет кто-то другой. Вам ведь интересно? И хочу
заодно извиниться перед вами и авторами материалов, которые публикую, за то,
что не всегда даю ссылки. Источники разные, авторы тоже, в коммерческих целях
я материал не использую, а мое зачаточное состояние владения компьютером
отнимает слишком много времени на правильное оформление ссылок. А теперь -
давайте знакомиться.
Мусульманские святыни
Впереди, среди хаоса древнего города, как золотой символ надежды, высился
Каменный купол - красивая мечеть, воздвигнутая халифом Омаром и его
преемниками в VII веке н. э. и считающаяся третьим по своему значению
священным местом в исламском мире.
Именно Каменный купол я и приехал посмотреть не столько из-за его значения
для мусульман, сколько из-за того, что он был сооружен на месте храма
Соломона. Внутри него, как я знал, я увижу большой камень, который
ортодоксальные иудеи называли Шетийя, или краеугольным камнем мира. В Х веке
именно на этот камень "во мгле" святилища сам Соломон возложил ковчег завета.
Как человек, стремящийся вызвать в памяти образ давно ушедшей возлюбленной,
поглаживая какой-либо предмет ее одежды, я надеялся, что, прикоснувшись к
Шетийе, обрету более глубокое и прочное понимание потерянной реликвии,
поисками которой занимался.
В тот октябрьский вечер мои намерения не ограничивались этим. Я знал, что в
нескольких сотнях метров от купола я смогу посетить другое здание особой
важности для моего поиска - мечеть Аль-Акса, которую тамплиеры использовали в
XII веке в качестве своей штаб-квартиры. С этой базы, подозревал я, тамплиеры
вели собственные изыскания в пещерах под Шетийей, где, как подсказывают
некоторые легенды, был спрятан ковчег незадолго до разрушения храма Соломона.
И все же сначала я посетил мечеть Аль-Акса, скинув туфли и войдя в просторное
и прохладное прямоугольное помещение, почитаемое мусульманами как "самое
дальнее святилище", в которое ангелы якобы перенесли Магомета во время его
знаменитого Ночного путешествия. Существовавшие при жизни пророка (570-632
гг.) молельни исчезли давным-давно, и я столкнулся с мешаниной архитектурных
стилей, старейший из которых датируется 1035 годом, а самый недавний -
периодом 1938-1942 годов, когда итальянский диктатор Муссолини даровал
комплексу целый лес мраморных колонн, (некоторые колонны мечети Аль-Акса
относятся к византийскому времени и некогда поддерживали купол храма Девы
Марии - А.) а египетский царь Фарук финансировал реставрацию потолка.
Тамплиеры также оставили свой след в великой мечети. Заняв ее в 1119 году и
оставаясь в ней до 1187 года, когда их изгнал из Иерусалима Саладин, они
среди прочего, пристроили к центральному порталу три великолепных пролета.
Остальные архитектурные изыски рыцарей впоследствии были разрушены.
Сохранилась их трапезная (присоединенная к соседней женской мечети), и
просторный подвал, который они использовали под конюшни для своих лошадей
(так называемые "Конюшни Соломона"), также в отличном состоянии. (Сегодня в
этих конюшнях мусульмане - в нарушение законов государства Израиль и всех
договоренностей о "статус кво" - построили мечеть на 10 000 молящихся- А.)
Осторожно пробираясь в одних носках среди мусульман, уже собиравшихся на
вечернюю молитву, я ощущал странное и легкомыслие и одновременно
настороженность. Беспорядочная смесь разных эпох, старое, перемешанное с
новым, мраморные колонны Муссолини и исламские мозаики одиннадцатого столетия
как бы вступили в заговор, чтобы усложнить мое восприятие. Пронизанные
ароматами курений сквозняки гуляли по просторному, зашитому светом помещению,
вызывая видения европейских рыцарей, живших так давно и умиравших здесь,
назвавших свой странный и скрытый орден по названию храма Соломона, место
которого, ныне занятое Каменным куполом, находилось лишь в двух минутах
ходьбы отсюда.
Появление храма объяснялось весьма просто. Он был задуман и спланирован не
более и не менее как "дом покоя для ковчега завета Господня". Ковчег давно
исчез, не стало и храма. Он был полностью разрушен вавилонянами в 587 году до
н. э., и через полвека сооружение Соломона сменил второй храм, который, в
свою очередь, сравняли с землей римляне в 70-е годы н. э. Площадка не
использовалась до нашествия мусульманских армий в 638 году, когда и был
построен Каменный купол. На протяжении всех этих превратностей Шетийя
оставалась на своем месте. Святой пол, на коем покоился когда-то ковчег, -
единственный постоянный фактор, который пережил все исторические бури, видел
иудеев и вавилонян, римлян, христиан и мусульман, видел, как они приходили и
уходили, и выжил до нашего времени.
Покинув мечеть Аль-Акса, надев туфли, я направил стопы к обрамленному
деревьями участку Храмовой горы и к Каменному куполу, само название которого
отражает хранение в нем Шетийи. Огромное, изящное восьмиугольное здание,
облицованное роскошной голубой плиткой, отличается прежде всего своим
массивным золотым куполом, который действительно видно из разных районов
Иерусалима. На мой взгляд, в этом высоком и совершенном памятнике не было
ничего подавляющего. Напротив, он вызывал сложное чувство легкости и
изящества в сочетании со сдержанной, но обнадеживающей силой.
Первое впечатление находило свое подкрепление и дополнение в интерьере, от
которого у меня буквально перехватило дыхание. Парящий потолок, колонны и
арки, поддерживающие внутренний восьмиугольник, разного рода ниши и альковы,
мозаичные картины, надписи - все эти и многие другие элементы сливались в
благородной гармонии пропорций и дизайна, красноречиво свидетельствующей о
стремлении человечества к божественному и придающей этому стремлению
благородство и глубину.
Мой взгляд невольно устремился вверх, как только я вошел, - вверх к куполу,
дальние очертания которого терялись в прохладной мгле. Затем, словно
притянутый мощным магнитным полем, мой взгляд упал на самый центр мечети, где
прямо под куполом лежала огромная рыжевато-коричневая скала, местами плоская,
местами с зазубринами.
Это и была Шетийя. Приближаясь к ней, я чувствовал, как мое сердце забилось
быстрее, чем обычно, и что я дышу с трудом. Нетрудно было понять, почему
древние воспринимали этот огромный валун как краеугольный камень мира и
почему Соломон избрал его в качестве главного украшения своего храма.
Асимметричный, с грубой поверхностью, он выдавался из скального основания
горы Мориа столь же прочный и непоколебимый, как сама земля.
Ограда из резного дерева опоясывала всю центральную часть, но в одном углу
ограды был устроен проход, через который мне позволили пройти и коснуться
рукой Шетийи. Ее текстура от прикосновения бесчисленных поколений паломников
была гладкой, почти как стекло, и я стоял, погруженный в размышления,
впитывая через поры пальцев неимоверную древность, этого странного и
удивительного камня. Пусть это была и небольшая победа, но она значила для
меня чрезвычайно много, ибо Давала возможность насладиться этим моментом
спокойного размышления у источника тайны, которую я пытался разгадать.
В конце концов я оторвал руку от камня и продолжил обход Шетийи С одной
стороны от нее ступеньки вели в глубокий провал под камнем - пещерообразную
каменную гробницу, которую мусульмане называли Бир эль-Арвех - "Колодцем душ"
Здесь порой, по словам правоверных, можно услышать голоса умерших и звуки
райских рек Когда же я спустился по ступенькам, то не услышал ничего, кроме
произносимых шепотом молитв нескольких паломников, спустившихся сюда раньше
меня, простершихся ниц на холодном скальном полу и взывавших на сладкозвучном
арабском к Аллаху, Сострадательному, Милосердному, - к божеству, пророками
которого задолго до Магомета были Авраам и Моисей и который в своей
абсолютной исключительности ничем не отличался от Яхве, Бога ковчега.
Я уже знал, что ряд иудейских и исламских легенд описывает запечатанный
секретный проход под колодцем душ, ведущий внутрь земли, где,
предположительно, был спрятан ковчег во время разрушения храма Соломона и
где, по мнению многих, он все еще покоится, охраняемый духами и демонами...
Из книги Хенкока "Ковчег завета"
Письма из Далека
Уж очень мне хотелось сегодня, чтобы все разделы рассылки были заполнены.
Все-таки перешли сегодня на "летнюю форму одежды". Но писем по рассылке пока
нет. То ли все нравится, то ли ничего не нравится. Пишите свои замечания. И
по оформлению и по тому, что читаете. И присылайте свои рассказы о
путешествиях, о том, что видели. Ведь в аннотации рассылки так и написано: "О
тех странах, в которых побывал автор и читатели".
Юмор, развлечения, фотоприколы, с прямыми ссылками для просмотра, лучшее со
всего рунета, в ваш почтовый ящик! ЕЖЕНЕДЕЛЬНО - мы никогда, не будем вам
надоедать. Подписывайтесь - не пожалеете!!!
RULEZZZ! - рассылка компьютерного юмора! Более 9 тысяч подписчиков. Мы
смеемся на своем языке!
Реальные истории и просто рассказы,
анекдоты, афоризмы и фотоприколы на компьютерную тематику в каждом выпуске!
Размещение материалов подписчиков.
3-4 раза в неделю для вас 50кБт самого свежего материала. Оцени
профессиональный юмор.!