Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Потому что круглая Земля.

  Все выпуски  

Потому что круглая Земля.


Потому что круглая Земля

Выпуск №178. 12 июля 2006 г.

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

К читателю


Здравствуйте, друзья!


В городах, где я бывал...
"Фильтр длиною в жизнь" (ок-ние)


КАРЕН АГАМИРЗОЕВ

…На третьем этаже здания на Лубянке в огромном кабинете начальника одного из главных управлений КГБ СССР, за приставным столиком сидел майор Зарубин Алексей Петрович. Хозяин кабинета в строгом костюме молча смотрел на майора, которого знал уже не меньше десяти лет. По настоятельной просьбе Зарубина в огромных архивах КГБ СССР было найдено архивное следственное дело, заведенное в 1945 году в фильтрационном лагере в отношении бывшего советского военнопленного Бобрик Василия Петровича. Тоненькая серенькая папочка, всего четырнадцать страниц. Парная фотография работы лагерного фотографа: анфас, профиль. Совершенно лысый и очень худой человек с узким лицом. Зарубин еще 2 года назад обратился к заместителю Председателя КГБ СССР с рапортом о поиске уголовного дела на гражданина Бобрик В.П. О причине интереса делом данного гражданина Зарубин честно написал «…возможно, что это мой отец».
Все дело в том, что выйдя на пенсию, Василиса Ивановна болела и часто лечилась в госпитале МВД. Как-то Алёша по маминой просьбе что-то искал в ее бумагах, и случайно наткнулся на старый конверт, в котором нашел пожелтевшую от времени справку. С трудом разобрал выцветшие надписи и… Этого не может быть! Оказывается, в 1947 году гражданка Зарубина Василиса Ивановна с целью усыновления получила (так и было написано «получила») в детском доме в г. Баку мальчика семи лет, оставшегося без родителей, Бобрик Алексея Васильевича. Кто этот Бобрик? Какой такой Алёша семи лет? Это что, ОН – АЛЁША БОБРИК???…
Это открытие потрясло Алексея Зарубина. Первым порывом было срочно ехать в больницу к маме и все выяснить. К утру, после бессонной ночи, искренняя и бесконечная любовь к матери сделала свое дело. Алексей принял решение - мать не беспокоить. Никогда. Старую справку он положил на место. И начал розыск… С тех пор прошло два года. А вчера позвонили из приемной начальника главного управления КГБ СССР… Руководством комитета принято решение о допуске майора Зарубина, в виде исключения, к ознакомлению с обнаруженными в архиве документами.
…тоненькая папочка быстро закончилась. Последние страницы… акт о смерти, Постановление Верховного суда СССР 1959 года о полной реабилитации и снятии всех обвинений с гражданина Бобрик Василия Петровича (посмертно). Аккуратно подшита справка о том, что родственников гражданина Бобрик В.П. в результате розыска найти не удалось. Майор Зарубин начал листать папку назад. Вот! Вот он! Протокол допроса бывшего военнопленного Бобрик. Как ожог в голову ударила фамилия следователя отдела СМЕРШ, который принял дело к производству – лейтенант Зарубина В.И. Дата… знакомая подпись… с протоколом ознакомлен… Бобрик. И всё… время для Алексея остановилось. Генерал понимающе кивнул каким-то своим мыслям, взял со стола рабочую папку и тихо вышел из кабинета.

…Расстрелы происходили в комнатах с бетонным стенами и полами. Осталось от немцев. У стен стоят деревянные сооружения, похожие на стойки. В верхней части стоек имелись три отверстия, расположенные по вертикали. В эти отверстия стреляли в затылок бывшим военнопленным из соседнего помещения солдаты специальной команды НКВД с голубыми околышами и голубыми петлицами. Иногда, когда работы у солдат было слишком много, к расстрелам подключали и офицеров отдела СМЕРШ. Василиса тоже несколько раз участвовала в расстрелах. Она видела только затылки. Много затылков. Выстрел из ТТ – толчок отдачи затвора – затылок пропал, снова выстрел – толчок отдачи затвора – и так десятки выстрелов. К этому она относилась спокойно, как к обычной работе. В бетонном полу под стойками умельцами был устроен лоток и педаль для смывания крови. В ходе следствия по делу Бобрика, которое вела следователь Зарубина, на одного бывшего офицера-артиллериста, попавшего в плен в сентябре 1941 года под Гатчиной, дал показания некий военнопленный Шелудько, как на пропагандиста из РОА. Да непросто упомянул, а под протокол сообщил, что мол, этот Бобрик Василий Петрович, в администрации лагеря Nebenlager-41, занимался вербовкой русских военнопленных в РОА – Русскую освободительную армию.
На допросах Бобрик все отрицал, приводил многих свидетелей того, что он в это время был совсем в другом месте, даже требовал допросить его бывших хозяев, у которых он работал батраком по направлению немецкой лагерной комендатуры. Худой и весь лысый, Бобрик кричал, плакал, требовал прокурора, пытался доказать, что ни добровольно, ни по принуждению, он, Бобрик Василий Петрович, бывший инженер из Ленинграда, Родину не предавал и никогда во власовской армии не служил. Но так происходило с каждым вторым-третьим, и этим Василису было не пронять. В такие моменты она ненавидела все мужское племя на земле. Составила на тезку-Бобрика обвинительное заключение. Закончила уже под утро. Здесь же, в бараке, на свободной койке среди женского персонала лагеря, отдохнула до 8 утра. К девяти утра все материалы по делу потребовал военный прокурор. Почитал, удовлетворительно хмыкнул, помедлил немножко и подписал «Согласен на в.м.н.». Ничего не шелохнулось в очерствевшей за годы войны душе у Василисы Зарубиной. Через час военный трибунал вынес Бобрику приговор – «расстрелять».

…сколько прошло времени, майор Зарубин не знал. Очнулся только от громкого боя напольных часов в генеральском кабинете. Хозяина кабинета нет. На столе лежит раскрытое архивное уголовное дело на гражданина Бобрик В.П. Многолетняя привычка владеть своими чувствами, наконец, сработала. Мозг действовал как автомат. Снова и снова вчитывался Зарубин в единственный протокол допроса Бобрика В.П., особенно то место, где он говорит о семье…, вот… о сыне… Сын Алеша, шести лет, проживает в Ленинграде с матерью…
В кабинет тихо вошел помощник генерала. Зарубин все понял. Кивнул, закрыл дело и протянул офицеру. Твердой и тяжелой походкой Зарубин шел по ковровой дорожке Главного управления. Он знал, что эта тяжесть в сердце и в ногах будет с ним до конца его жизни, которую он проживет ради дорогой мамы…

…Через несколько дней, в ходе следствия по другому делу, и другим следователем, было установлено, что бывший военнопленный Бобрик Василий Петрович никогда не служил в РОА и никогда не занимался вербовкой советских военнопленных во власовскую армию. На последующих допросах Шелудько выяснилось, что он сознательно оговорил Бобрика В.П., чтобы под шумок на него самого не обратили внимание. Оказалось, что Шелудько сам два года служил у немцев полицейским в лагерной команде. В этот же день Шелудько был расстрелян. Всем сразу стало ясно, что следователь Зарубина трагически ошиблась, обвинив в измене Родины совершенно невинного человека. Начальник отдела СМЕРШ полковник Карский отстранил Зарубину от следственной работы. Теперь она часами стояла между двумя кругами верениц бывших военнопленных. Ей казалось, что все в лагере знали о произошедшем и она боялась встречаться со взглядами военнопленных.
Даже ночью она не могла сомкнуть воспаленные глаза. Перед глазами у Василисы стоял лысый затылок несчастного Бобрика… Никто в лагере не знал еще одного обстоятельства. На следующий день после вынесения приговора Бобрику, о котором к тому времени Зарубина начисто забыла, их, свободных в этот день офицеров контрразведки, направили в бетонный барак на приведение в исполнение приговоров в помощь солдатам НКВД. Без слов пошли все. Приказы не обсуждают. Такая работа... Пленных приводили тройками по числу стоек. Приготовили третью тройку. Зарубина проверила оружие, и по команде старшего через отверстие в стене навела ствол на прорезь в стойке. И только нажав плавно курок, она поняла, что произвела выстрел в знакомый блестящий затылок…

Младшего лейтенанта войсковой контрразведки СМЕРШ Зарубину демобилизовали в начале 1946 года. Полковник Карский ход делу не дал и следственное «дело» на Бобрика В.П. не было пересмотрено. Через год она нашла, наконец, маленького Алёшу Бобрика в детском доме в пригороде Баку. В районном московском ЗАГСе её заявление об усыновлении Алексея Васильевича, с новой фамилией - Зарубин, было удовлетворено. В послевоенное время такие случаи были на каждом шагу… Впереди была жизнь, которую Василиса твердо решила прожить ради этого бритого наголо худющего мальчугана. Вот только взгляд его она так за всю жизнь не научилась выдерживать, постоянно отводила глаза… Ей казалось, что глаза мальчика всё знают и никогда он её не простит.
Прошли долгие годы. Новая Россия живет в новом веке. Профессор, полковник ФСБ в отставке, Алексей Петрович Зарубин уже давно преподает юридические науки в Академии ФСБ России, имеет двух дочерей и внука. В отдельной светлой комнате живет его любимая мама. Но даже сейчас, когда ей около 90 лет, по прошествии стольких лет совместной жизни, она не может выдерживать пронзительный взгляд своего любимого сына, и отводит в сторону слабые глаза.

…Солнце уже вовсю завладело небольшой комнатой с высоким потолком. Старый диван-кровать. На спине ровно лежит старуха, положив морщинистые руки поверх одеяла. Мешковатые, почти без ресниц, веки были подняты. Глаза были сухими. Выцветшие серые зрачки, кажется, нашли свою цель.
В комнату тихо вошел уже совсем немолодой человек с совершенно лысой головой. В руках у него был поднос с завтраком для мамы, который заботливо приготовила для любимой бабушки старшая дочь. Поставил поднос на столик и подошёл к кровати.
Первый раз за всю жизнь мама не отвела взгляд…

Декабрь 2005 г.


Интересные ссылки

1.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...

2.Мастера и шедевры.
Интересные рассказы о выдающихся художниках - от Древнего Египта до наших дней. Об их жизни и творчестве, о картинах и тех, кто на них изображен.
По книге И. Долгополова "Мастера и шедевры".
Для истинных любителей искусства.


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

Здоровья и благополучия!
Ваш ЯКОВ

Моя почта


Рассылки Subscribe.Ru
Потому что круглая земля.
Архив рассылки "Потому что круглая Земля"


В избранное