Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Аналитика, эссе, интервью
http://russ.ru/ist_sovr
http://russ.ru/edu
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии РЖ http://russ.ru/forums
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Образование
http://russ.ru/edu

Лариса Алексеева


Культурология: эмоциональные заметки о "базисе" и постройке.

Мы сами открыли ворота, мы сами
счастливую тройку впрягли,
и вот уже что-то сияет пред нами,
но что-то осталось вдали...

Б. Окуджава

Разговоры о культуре сегодня напоминают дорожные жалобы под грустную песню:
долго ль еще, доколе и вообще - куда едем? Другое дело - культурология, 
современная внучка при доживающей свой век бабушке. Сегодня она входит в 
государственный стандарт базовых дисциплин гуманитарного знания, что само 
по себе факт отрадный (исполняется на мелодию песни "я люблю тебя, жизнь").
Даже замечательный, хотя бы уже потому, что культурология вместе с 
отечественной историей сменили известную пару своих обязательных 
предшественниц - марксистско-ленинскую философию и историю КПСС.

Тревожную ноту вносит это "хотя бы". В нем предпочтение соединено с 
опаской: то ли, так ли? Теория культуры взамен теории коммунизма - по 
старым чертежам?

Решившись на параллель, напомню, что прежние две "вечные науки" возводили 
здание научного коммунизма в головах студентов отнюдь не на песке. 
Общество, действуя согласно своему образовательно-воспитательному идеалу, 
успевало позаботиться о будущих своих строителях и полноценных гражданах 
еще в школе - на уроках истории, обществоведения, литературы, а также в 
октябрятской звездочке, пионерском отряде и комсомольской организации. 
"Красный уголок" в наших мозгах все время держали под контролем. В вузах 
основам всех наук предшествовали основы марксизма-ленинизма - лекции, 
семинары, зачеты, курсовые работы и даже государственные экзамены - и 
только потом можно было обменять тетради с конспектами на литературу по 
собственному выбору в макулатурном издании.

Отлаженная система коммунистического образования и воспитания со временем 
начала давать сбои, но ее не назовешь неэффективной. Главное ее достоинство
- осмысленное поступательное движение. Самое отвратительное в ней - 
обязаловка и формализм.

В нашем теперешнем общеобразовательном знании первое утрачено, второе - при
всех возможных оговорках - сохранено. Произошедшая смена воспитательного 
идеала, поиски новых форм образования, резко изменив ситуацию в части 
содержания, не создали сбалансированной системы преемственности и 
укорененности знаний. Пока это свободные потоки информации, в которых учат 
плыть по течению. Обязательность новых дисциплин заявлена, но гарантия 
знаний ограничивается заполненной строкой в аттестате или в зачетке.

Так чего же мы хотим и что можем получить сейчас, вливая новое вино в 
дырявые мехи?


"Как Лувр? " - спрашивают нового русского,
 вернувшегося из Парижа. - "Бедненько, но чистенько".

 Анекдот

Гуманитаризация современного образования началась с введения дисциплин 
культурологического цикла в средних и высших учебных заведениях с благой 
целью - воспитывать личность и формировать специалиста, так сказать, в лоне
культуры, развивая кругозор человека, его творческий, профессиональный 
потенциал. Поэтому в лицеях, гимназиях и во многих школах введены курсы 
истории отечественной и мировой художественной культуры, а в вузах - 
культурология, под которой в большинстве случаев подразумевается история 
культуры в различных ее модификациях и теоретическое понимание культуры как
некой самостоятельной сущности. Предполагалось, что в школе будет 
преобладать "фактологический" подход к изложению культуры как совокупности 
ее событий и явлений, который может быть назван 
элементарно-просветительским. Вузовский курс должен усиливать теоретический
компонент, формировать способность самостоятельного анализа не просто 
достижений культуры, а закономерностей, тенденций ее развития. Для 
"углубле!
нных" гуманитариев возможна и более сложная культурологическая подготовка, 
включающая рассмотрение направлений и школ мировой и отечественной 
культурологии, современные подходы к изучению явлений и элементов культуры.
Такова идеальная схема заявленной культурологической концепции. Как 
реализуется этот красивый проект на практике?

Стихийно, сумбурно, по большей части - "эксклюзивно", то есть без оглядки 
на то, как стыкуются его блоки между собой. Грустно, если иметь в виду, 
что, за редкими исключениями, и школьники, и студенты остались к этим 
предметам равнодушными, заведомо отнеся их в разряд третьестепенных.

Среди многих причин - несовершенство программ, их несогласованность, 
отсутствие ярких методик преподавания, требующих более сложного и искусного
механизма взаимодействия с аудиторией, чем на обычном уроке или лекции - 
это, что называется, проблемы становления и роста. Более серьезной 
представляется проблема умозрительности знаний, их разрыв с пониманием 
культуры, установлением живых контактов с ней. И самое тревожное: культура,
находящаяся в кризисе, в отторжении от общества, не имеет авторитета, и 
знания о ней не являются приоритетными. Теперь по порядку.


"Нынешнее поколение предпочитает дискотеки и бары, а
вот музеи и консерватории видало там, куда солнце не заглядывает"

Из студенческого реферата по культурологии.

 В своем целом дисциплины культурологического цикла предполагают наличие 
определенной "источниковой базы" и некий уровень культурной адаптации, 
обеспеченный эмоциональными впечатлениями от встреч с высокой культурой. 
Задача средней школы - способствовать формированию такого базиса. Как это 
происходит?

Как правило, курсы мировой художественной культуры, истории отечественной 
культуры, культурологии преподаются выборочно, по "стихийным" программам, 
случайным учебникам и непродуманным методикам. Что, а главное - как 
преподавать, определяется вкусом и выбором контактера - так пока можно 
назвать школьного педагога или работающего в школе искусствоведа, философа,
историка, - призванного заложить некие знания в серые клеточки своих 
воспитанников и одновременно обеспечить их встречу с прекрасным. В роли 
прекрасного в лучшем случае выступают репродуцированные копии, в худшем - 
рассказ на пальцах, а также эмоции и оценки преподавателя. Поэтому не 
удивительно, что обещанной встречи не происходит или она оказывается не 
самой удачной в жизни - "садись, два". Кроме того, пришельцы из вузов 
грешат лекционной манерой преподавания, которую школьники воспринимают с 
трудом. Что же касается редкостных семян "систематизированного знания о 
культуре как специфическом и уникальном феномене", то, п!
адая в "неокультуренную" почву, они обильных всходов не могут дать по 
определению.

Короткие встречи - быстрые проводы. Фиктивные знания, которые даже 
осведомленностью не назовешь, так молниеносно они выветриваются. Короче, в 
вуз приходят студенты, с которыми дальнейший разговор о культуре затруднен 
их слабой культурологической адаптацией. Знания, не ставшие пониманием, 
прокатившиеся информационным шумом сквозь головы, оставили в них гибриды по
образу и подобию клипов. Опера Чайковского "Могучая кучка" и прочие 
неожиданные сочетания, вызывающие стон: "Какая боль, какая боль!" 
Несвязанность, неукорененность, поверхностность...

Вопрос не в том, правильно ли выбран предмет в качестве краеугольного и 
базисного и нужны ли знания об истории и культуре будущим экономистам, 
менеджерам, юристам. Они - даже прогульщики - не спорят с тем, что культура
- дело полезное, но что ж так скучно-то: суггестия, когнитивный стиль, 
сенсотип... При этом в аудитории присутствуют двое-трое, которые ни разу не
были ни в одном музее, еще пятеро уверены, что Возрождение - всего лишь 
синоним перестройки, остальные не сомневаются, что необходимый для зачета 
реферат они "скачают" в Интернете.

У преподавателя фактически отсутствует шанс разговаривать с молодыми людьми
о закономерностях культурного процесса и восприятии культуры в ее 
многоликости и множественности, поскольку он лишен возможности опереться на
контекст, отклик, ассоциацию. Его монолог звучит на птичьем языке, а сам 
предмет разговора оказывается абстрактным, искаженным, вызывающим уж 
слишком примитивные ассоциации. Догадайтесь, почему Шишкин - самый 
популярный у молодежи художник? Правильно, потому что он - "автор" фантика 
вкусной конфеты, знакомой с детства.

Какова в этом случае цель базисного курса по культурологии и в чем задача 
его преподавателя? В том ли, чтобы за 10-12 лекционных часов сформировать 
"джентльменский набор" сведений, отличающих минимально образованного 
человека от другого образованного, который так и не подозревает, что 
"Троица" в Третьяковке, а "Джоконда" в Лувре и что то и то - шедевры 
мировой культуры? Опять от печки, опять на пальцах и со спринтерской 
скоростью? Или все-таки продолжать настаивать на "принципе культурного 
релятивизма", "экстатических состояниях сознания" и "этологическом подходе 
к изучению культур" (примеры - темы и разделы из учебного пособия А.А. 
Белика "Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский 
гос. гуманит. ун-т. М., 1999)? При любом раскладе в итоге - формальные 
зачеты и списанные рефераты, которые, за отсутствием макулатурных кампаний,
некуда девать.


"Самый низкий жанр - тот, который требует от нас
наименьших усилий"

П.Валери

Пространство культуры - пространство креативное, то есть творческое, 
созидающее, формирующее личность и требующее ее ответных усилий. При этом 
отношения личности с культурой достаточно сложны, во многом стихийны и не 
упорядочены. В налаживании индивидуальной культурной коммуникации роль 
образования и воспитания чрезвычайно высока. И, конечно, хотелось бы 
пробудить у молодых людей интерес к культуре, чтобы им нравилось о ней 
думать, ходить в музеи, с наслаждением читать хорошие книги, получать 
впечатления от живописи, чтобы настоящее они могли отличать от суррогата, 
подделки, симулякра. Но здесь надо быть крайне бережным, осторожным, 
формируя вкус, уважать выбор.

Культурология в студенческом сокращении - "культура". На вербальном уровне 
произошла подмена понятий: культура - особа веселая, молодая, творческая и 
ироничная - превратилась в "синий чулок", бабочку, наколотую на булавку. 
Наукообразную абстракцию, обязательную, но малозначимую и едва ли нужную 
дисциплину, стоящую в конце списка позади делопроизводства и бухгалтерского
учета...

Так может быть, отказаться от обязательности такого рода и подумать о том, 
как сделать эти курсы престижными, конкурсными и полноценным для тех, кому 
они действительно интересны. Объявить авторские курсы, сделать их 
избирательными, ввести сертификат за творческую работу, предоставив широкий
спектр тем, семинары и консультации по ним. Максимально актуализировать 
проблемы современной культуры. Разработать и включить в программы 
разнообразные контакты с музеями, освоить интерактивные формы и приемы 
знакомства с экспозициями и выставками. Активнее строить преподавание на 
основе компьютерных технологий, использовать технические средства, дающие 
новые возможности человеческой самореализации, в том числе - в творчестве. 
Наконец, почему бы не начать создавать специализированные инфраструктуры 
культурологического и творческого направлений с ориентацией на запросы и 
интересы самих учащихся?

Воздушные замки? Может быть, хотя все это в мире вполне существует и дает 
свои результаты. Другое дело - хлопотно, а стопроцентного охвата все равно 
не будет. И не надо. Знания имеют смысл, если они востребованы.

Идея в том, чтобы не навредить, препарируя культуру в студенческой 
аудитории.


Жуйте, дети, "стиморол" -
Будете здоровы.

Вредный совет

Один мой умный знакомый уверен в том, что кризис культуры предвещает кризис
общества, а не наоборот. Построить нормальное общество возможно, лишь 
развивая каждую отдельную личность, и здесь другого средства, кроме 
культуры, нет. Поэтому и общество, и государство заинтересованы в ней, и во
всякой цивилизованной стране существуют ведомства, занимающиеся культурой 
и образованием, поддерживающие их авторитет. При этом сама культура по 
отношению к государству всегда оппозиционна; заметим, что все общественные 
реформации предлагались людьми "культурно возделанными".

Кризисы культуры чаще всего связаны с тем, что культура или перестает 
заниматься собой, становясь рупором идеологии, или сублимируется, забывает 
об объекте своего "возделывания" - человеке, замыкаясь на сугубо формальных
проблемах и теряя тем самым сферу своего применения. В нашем случае, как 
представляется, первая причина незаметно переросла во вторую.

Включив в образовательную доктрину цикл дисциплин о культуре, нельзя не 
заботиться о самом "предмете" и его "связях с общественностью". Задача 
посложнее, чем в случае с научным коммунизмом. Идеология воздействует на 
коллективное бессознательное. Культура всегда обращена к индивидуальному, 
личностному - "двойной соблазн: любви и любопытства". И здесь без 
взаимности не обойтись. Влюбиться - без интереса к предмету - нельзя. Тут 
нет обратной связи. Это как реакция на рыбий жир. Все знают, что он 
полезен, но те, кого им мучили в детстве, сохраняют желудочный спазм на всю
жизнь.

Впрочем, бывает и по-другому. Учительница моего умного знакомого запирала 
портфели в классе и водила детей в Третьяковку. Может, он и стал поэтому - 
умным?

И последнее. Это в "прямоугольном мире" - каков "базис", такова и 
постройка. В живом, если не доводить его до "прямоугольного" состояния, все
иначе, нужно только додуматься - как?

----------------------------------------------------------------------------
Рубрики Русского Журнала:
Образование
http://russ.ru/edu
История современности
http://russ.ru/ist_sovr

Авторы Русского Журнала. Досье.
http://russ.ru/journal/dosie

Антологии РЖ
http://russ.ru/antolog

Русский университет
http://russ.ru/univer

Страница М.Я. Гефтера
http://russ.ru/gefter

Интернет-парламент
http://elections.ru

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru 
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" 
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное