Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Аналитика, эссе, интервью в Русском Журнале / Сумерки просвещения


Информационный Канал Subscribe.Ru Новый модный поиск - www.lycos.ru

Русский Журнал. История современности
Все дискуссии "Истории современности"



Андрей Ланьков
Валютная Аркадия современного образования
Австралийские сезоны

Начну со статистики: по состоянию на 2000 г. в Австралии имелось 45 высших учебных заведений, в которых обучалось 692 тысяч студентов. 33 из них именовались "университетами" - название, которое обычно присваивается наиболее крупным учебным заведениям более или менее универсальной направленности. Как и в доперестроечной России, в Австралии некогда существовала четкая формальная грань между специализированными и менее престижными "институтами" и "колледжами", с одной стороны, и собственно "университетами" - с другой. Однако, как и в постперестроечной России, в Австралии в последние годы эта грань почти исчезла, так как многие бывшие "институты" и "колледжи" добились право именоваться "университет! ами", что конечно, вполне понятно... с точки зрения маркетинга.

Обучение в австралийских университетах - двухступенчатое. После первых четырех (по некоторым специальностям - трех) лет обучения выпускник получает звание бакалавра. В отличие от США, доля тех, кто после этого продолжает учиться дальше, в Австралии не очень велика, и большинство бакалавров по окончании университета отправляется работать. Те студенты, которые хотят продолжать обучение, могут либо поступить в магистратуру и проучиться там еще два года, либо же получить так называемый "почетный диплом" (Honours degree), для чего требуется год дополнительных занятий. В самой Австралии "почетный диплом" практически приравнен к магистерскому званию, но за пределами страны эта система неизвестна, так что те студенты, которые собираются делать серьезную карьеру, работать или учиться за границей, предпочитают идти в привычную всем магистратуру. Звание магистра (M.A.) или, как минимум, "почетный диплом" сейчас практически обязательны для тех, кто рассчитывает на серьезную работу в ! крупном бизнесе или в правительственных учреждениях, хотя в учреждения рангом пониже без особых проблем возьмут и бакалавра. И степень магистра, и "почетный диплом" можно получить не во всех университетах, второразрядные вузы магистратуры по большинству специальностей не имеют.

После окончания магистратуры выпускник имеет право на поступление в аспирантуру, где в течение 3-4 лет он обязан написать диссертацию на соискание степени "доктора философии" - Ph.D., которая является примерным аналогом российского "кандидата наук". В отличие от США, аспиранты в Австралии не должны посещать каких-либо занятий, их единственная задача - написать и сдать диссертацию. Степень Ph.D. стремятся получить в основном те, кто собирается стать профессиональным ученым и всю дальнейшую жизнь заниматься наукой или университетским преподаванием. Требования к аспирантам и к качеству их работ - весьма жесткие, так что просто ради "корочек" в аспирантуру идут редко. Надо отметить, что пройти всю эту академическую лестницу (3-4 года бакалавриата, 1-2 года магистратуры, 3-4 года аспирантуры) без перерывов удается очень немногим. Чаще всего периоды учебы приходиться чередовать с весьма продолжительными периодами работы, так что к степени Ph.D. гуманитарий обычно добирается год! ам к тридцати с небольшим. Не редкостью является и просто пожилой аспирант - недавно диссертацию в ANU защитила 60-летняя дама.

Образование на стадиях магистратуры и аспирантуры для австралийских граждан бесплатное (им даже полагается небольшая стипендия), а вот бакалаврам - то есть, в нашем понимании, собственно студентам - за учебу приходиться платить. Плата до некоторой степени зависит от университета и специальности, и сейчас составляет примерно 2000 американских долларов в год - не слишком большая по австралийским мерам сумма. Однако и ее студент реально не платит. Эта сумма (примерно 8-10 тысяч за все время обучения) выплачивается государством, которое таким образом как бы дает студенту ссуду на образование. После окончания студент должен вернуть государству эти деньги с небольшими процентами, но выплата эта начинается только после того, как его доходы достигнут определенного уровня, - безработные или занятые на малооплачиваемых должностях получают отсрочку от выплаты. Вдобавок, вносимая от имени студента сумма не случайно именуется всего лишь "взносом на высшее образование" (Higher Educatio! n Contribtution Scheme, сокращенно - HECS). Она ни в коей мере не покрывает реальных расходов на образование. По состоянию на 1999 г., выплаты HECS составили в среднем лишь 19,0% всех поступлений в бюджеты австралийских университетов. Основную часть расходов нес на себе государственный бюджет - 48,0% поступлений в университетскую казну составляли прямые дотации центрального правительства. Кроме того, получают деньги университеты и от местных властей.

Как и в большинстве австралийских университетов, хозрасчетной единицей в ANU является факультет. Факультет получает из общеуниверситетского бюджета деньги, из которых потом платит зарплату преподавателям, оплачивает учебные пособия, компьютеры, оборудование, счета за электричество и т.д. Деньги распределяются между факультетами по сложной формуле, в которой принимаются в расчет несколько параметров. Важнейший из них - количество студентов, записавшихся на курсы, которые ведут сотрудники факультета. Эта система ведет к тому, что в Австралии, в отличие от США, между факультетами существуют весьма жесткие границы. Запись студентов на курсы, читаемые на других факультетах, в целом не поощряется - ведь с точки зрения администрации она означает, что деньги из факультетского бюджета уходят к конкурентам. Кроме того, при распределении бюджетных денег большое значение имеет количество опубликованных сотрудниками факультета статей и монографий.

Вообще говоря, в последние годы о вопросах финансирования и бюджета в австралийских университетах говорят все чаще. Коллеги с грустью вспоминают восьмидесятые годы, когда щедрые и, вдобавок, постоянно увеличивающиеся правительственные ассигнования позволяли университетской администрации вести безбедную жизнь, а преподавателям - усердно удовлетворять личное любопытство за казенный счет. Однако те времена миновали, и в 1990-е годы рука дающего явно оскудела. Отчасти это связано с политическими переменами: к глубокому неудовольствию зависящей от бюджетных выплат (и посему традиционно левой) университетской публики, лейбористов у власти сменили консерваторы, именуемые в Австралии "либералами". Новое правительство стремится сокращать государственные расходы - со всеми вытекающими отсюда для господ профессоров последствиями. Однако дело не только в злой воле (вариант: государственной мудрости) новой администрации. Объективные условия также требуют от Австралии жить по средствам! . Выплаты разнообразных социальных пособий достигли огромных размеров, низкая рождаемость ведет к постепенному снижению удельного веса работающего населения, конкурентоспособность австралийских товаров на мировом рынке медленно, но неуклонно снижается - так что правительство при всем желании не может раздавать деньги с прежней щедростью. В новых условиях университеты и факультеты начинают вести активную конкурентную борьбу за студентов, а также за иные источники финансирования, в первую очередь - за заказы на научно-технические разработки и разнообразные исследования (впрочем, привлечение студентов все-таки является приоритетным направлением в большинстве вузов).

В целом, оборудование крупнейших австралийских университетов нельзя назвать иначе как великолепным. Библиотеки, в которых есть практически все, - по крайней мере, если речь идет об англоязычных публикациях; великолепный доступ к Интернету для всех сотрудников и студентов (бесплатно); аудитории, по внешнему виду напоминающие конференц-залы московских коммерческих банков; вездесущие ксероксы и изобилие всяческого учебного материала - все это производит впечатление даже по сравнению с южнокорейским вузами - не говоря уж, конечно, о российских. Лекции записываются на магнитофон (заранее установлен в любой аудитории), и пленки с записями хранятся в библиотеке до конца семестра. Большинство крупных аудиторий имеет дистанционно управляемые видеомагнитофоны и устройства для воспроизведения на большом проекционном экране изображения с экрана монитора.

Перед австралийской системой высшего образования стоят три основные задачи. Две из них, пожалуй, универсальны - готовить квалифицированных специалистов и развивать науку (в первую очередь - фундаментальную, так как прикладными исследованиями занимаются в основном лаборатории частных фирм). Третья задача более специфична: высшее образование для Австралии является важным источником валютных поступлений. Иностранные студенты, разумеется, не имеют вышеописанных льгот и оплачивают полную стоимость обучения, хотя и для них на стадии аспирантуры есть немало стипендий (выдаются на конкурсной основе). Тем не менее, количество иностранных студентов огромно - в 2000 г. их было 188 тысяч, в два раза больше, чем в 1994 г. Привлекает иностранцев, во-первых, относительная дешевизна образования - в среднем студенту даже в лучших вузах и на престижных специальностях приходится платить около 7-8 тыс. долларов в год, что существенно ниже платы за обучение в американских университетах сравни! мого уровня. Во-вторых, сказывается общая репутация Австралии как страны безопасной, в которую родители могут спокойно отправить любимое чадо. В-третьих, подавляющее большинство (в 2000 г. - 82%) студентов-иностранцев составляют выходцы из стран Азии, для которых Австралия привлекательна тем, что дает возможность недалеко от дома получить образование западного образца на английском языке. В 2000 г. среди студентов-иностранцев лидировали выходцы из Сингапура и Гонконга (по 10% от общего числа все студентов), за которыми следовали малайцы, индонезийцы и китайцы КНР. Впрочем, надо учесть, что большинство студентов из других стран ЮВА также представлено этническими китайцами, которые там не только занимают руководящие позиции в экономике, но и составляют большинство интеллектуальной элиты. В принципе, подготовка специалистов-иностранцев - это один из важнейших источников валютных поступлений в австралийский бюджет. В последние годы эта статья доходов находится на 4-5 месте, уст! упая лишь сельскому хозяйству, горнодобывающей промышленности и туризм у.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное