Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Аналитика, эссе, интервью в Русском Журнале Вне рубрик


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. История современности
Все дискуссии "Истории современности"



Сергей Кирухин
Дело не в шляпе
Метод, реальность и эволюция (не только) российского неолиберализма

- Я думал, думал и наконец все понял. Это неправильные пчелы!
- Да ну?
- Совершенно неправильные! И они, наверно, делают неправильный мед...

А.А.Милн. Винни Пух и все-все-все

Вот тут у нас недавно Маркса опровергли. Побили его, можно сказать, его же собственным оружием - разобрав пример с производством шляп. Неправильно все Маркс про шляпы писал, в наше время уже не так шляпы делают. Надо сказать, что подвиг опровержения Маркса доступен сейчас почти каждому. Все-таки родился-то бородатый почти два века назад. Кое-что за это время сделали и в теории, и на практике. В том числе - и благодаря Марксу. Так что пора оставить его в покое, тем более что многое из произошедшего в наших краях к нему имеет лишь косвенное отношение. А интересно посмотреть на некоторые достаточно устойч! ивые особенности бытования экономических (или, по крайней мере, заявленных как экономические) утверждений в общественной жизни.

Преобразование России по традиции мыслится как результат воздействия некоей чудесной брошюры, присланной, как правило, из-за рубежа. Очередная брошюра, подоспевшая к концу прошлого века, предлагала развязать частную инициативу, а дальше "рынок сам все сделает". Отвязанная инициатива дала весьма интересные результаты, но ничего само не сделалось. Реформаторы посмотрели в брошюру: все сделали как надо. А получилось не то. Они поначалу обиделись: не ту страну подсунули! Неправильный какой-то народ. Потом поуспокоились и стали ближе к реальности. Стали как все - приспосабливаться. Но брошюру не выбросили, а оставили: там ведь все так хорошо изложено, по пунктам. Пусть будет для красоты. Для масс - они любят, чтоб красиво. Вот мы им и обещаем. То есть мы-то с вами понимаем, что это все не совсем так, но такое понимание доступно не всякому. Поэтому для бестолковых будем продолжать - про рынок, про инициативу, отвязанность. Пусть разинув рот слушают, пока мы делом заниматься буд! ем. То есть, как говорил Паниковский: "Пилите, Шура, пилите...", хотя сам давно уже понял, что никакого золота там нет.

Вся эта история превращения некоторой экономической (квази)теории в идеологию напоминает что-то очень знакомое. Приходилось в свое время в университете, еще при советской власти, изучать такой предмет - политэкономия социализма. Очень интересно получалось. Посмотришь в брошюру - все вроде бы логично и разумно, все правильно. Выйдешь на улицу - ничего похожего, все совсем по-другому. А то еще двоюродный брат приезжал с Украины, где он был главным инженером крупного завода (приезжал в министерство, "план корректировать"). Его рассказы о реальных буднях "плановой экономики" были прямо захватывающими, но не имели с содержанием брошюры ничего общего. Я поэтому до сих пор смеюсь, когда нас начинают учить, что "надо избавляться от пережитков плановой экономики". Какой там план! Только на бумаге и был. Это вот в странах капитала - там действительно план. Потому что не спланируешь - провалишься.

Получается, что опять лапшу на уши вешают. Правда, другого цвета и ароматизированную. Но от этого не легче. Можно было бы, конечно, на неправильную нашу страну списать. И марксизм у нас был не по Марксу, а теперь вот и неолиберализм не тот получился. Но дело тут не только - и, наверное, не столько - в российской специфике. Разве что лапша у нас, согласно национальному характеру, пораскидистее. Сказки о том, что "рынок - он сам", "инициатива - она всегда", "хозяин знает", слышатся в разных краях нашей необъятной глобальной общаги, изложенные на соответствующем местном наречии. Мне уже приходилось писать и о том, куда заехала в результате разгосударствления немецкая железная дорога (а британская заехала еще дальше и уверенно держит первенство по аварийности в Европе), об энергетическом кризисе в Калифорнии, а при желании можно было бы набрать еще немало примеров. Но только один - из последних и нас затронувших.

Столкновение Ту-154 "Башкирских авиалиний" с грузовым Боингом DHL в небе над Центральной Европой - событие, прямо скажем, не рядовое. Не каждый день самолеты в чистом небе сталкиваются. Официальные результаты расследования ожидаются не раньше чем через несколько месяцев, но уже сейчас ясно, что катастрофе немало поспособствовала швейцарская авиадиспетчерская служба SkyGuide. То есть просто сделала все, что могла. Постарались ребята. SkyGuide - компания частная, акционерная. Недавно ей отдали всю диспетчерскую работу Швейцарии (образцовой страны неолиберализма), включая военные полеты (привет защитникам их родины). Отдали, разумеется, потому, что "инициатива - она всегда..." и т.д. Инициатива действительно не подкачала. Уже первые дни расследования открыли весьма занятную картину. Единственный действующий диспетчер (персонал сокращать надо - дорогая штука, а "хозяин - он знает") вел работу с немало! й зоной европейского неба, в которой полетов вполне достаточно. Причем вел работу в основном на глазок, потому что оборудование находилось на профилактике (беречь надо - имущество не чье-нибудь, а "хозяин - он знает"). Впрочем, как оказалось, даже если бы оборудование и работало, оно не соответствовало никаким стандартам (потому что постоянно обновлять оборудование дорого, "а хозяин" - см. выше). Линия связи с соседним авиадиспетчерским центром не работала, а резервной не было (потому что дорого, а "хозяин..." - см. выше). Так что в результате через 30 секунд после столкновения самолетов диспетчер решил поинтересоваться, как там идут дела. Борт Ту-154 ему не ответил. Диспетчер, однако, не был халатным и через 20 секунд повторил запрос, хотя в это время надо было спрашивать уже других людей и совсем не о том. То есть почти минуту спустя диспетчер так и не знал о том, что случилось.

Пока следствие окончательных выводов не сделало, приходится делать их самим. Среди всех возможных ограничимся одним: общественная реальность не одномерна и вообще чертовски сложна. И одной брошюрой в этом деле не обойтись. Как и двумя с половиной лозунгами, которые должны все объяснить, а заодно "поставить все на свои места". Поэтому всякий должен всерьез думать о том, каковы будут последствия - в том числе и отдаленные - тех или иных его действий. И уж тем более некрасиво людям лапшу на уши вешать.

Между прочим, компания SkyGuide с гордостью сообщает, что доходы ее растут, несмотря на сложность задач, которые ей приходится решать.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное