Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Аналитика, эссе, интервью в Русском Журнале / Путешествия


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. История современности
Все дискуссии "Истории современности"



Сергей Ромашко
Тяжелая поступь истории

По мосту Сюлли идет эскадрон конной жандармерии. Неторопливым, словно нарочитым шагом, по трое. Идет на бульвар Генриха IV, неподалеку - туда, где ее казарма, разместившаяся в корпусах (уже) позапрошлого века. Блестят каски с перьями, мундиры расшиты золотом, красные с черным попоны - все, как в оперетте и при революции 1848 года. Автомобили стоят, хотя свет для них зеленый, но змея конного строя лениво извивается, заползая на мост, и еще придется ждать, чтобы пропустить ее. Она походя отменила светофоры, потому что намного старше их.

Пока на мосту нет машин, легче представить себе этот серый гранит над серыми водами Сены и среди серых берегов (Париж вообще весь серый разных оттенков), каким он был тогда, когда конная гвардия была настоящей опорой государства. Я не любитель лошадей и тем более не любитель мундиров и демонстрации силы. Но пока продолжался этот неожиданный быстротечный исторический эксперимент, я не мог не признать, что зрелище впечатляет. Как, собственно, и должно быть. Самый последний взлет значимости непосредственной физической силы - лошади и седока. Потому что вскоре появились пулеметы, и с их помощью несколько человек уже вполне могли остановить мощную атаку кавалерии во всем ее великолепии, отточенном веками. А потом пулеметы одели в броню и поставили на колеса, а потом они поднялись в воздух - и вот теперь противника и вовсе не видно, а его стать и сила никого не интересуют, потому что военная мощь как выражение мощи государственной стала величиной полностью абстрактной, обозначаемой прежде всего набором цифр; ее даже стали скрывать: попробуй полюбоваться на последние модели военной техники - плохо будет.

Вот, собственно, чего добилось человечество в двадцатом веке: окончательно выпало в пространство фетишей и абстракций, враг стал незрим и недосягаем, а красота продается за большие деньги достойным людям, которых перекраивают по новейшим и моднейшим лекалам. Что же касается остатков непосредственной реальности, то они превратились в умилительное зрелище, аттракцион, картинку, постановку.

Когда колонна, наконец, вся вытянулась на мост, стало окончательно ясно, что это было всего лишь минутное наваждение: замыкал ее аккуратный полицейский броневичок с надписью: "Осторожно, лошади!".





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное