Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------

Денис Бычихин.
Плоды рефлексии второго уровня.
Выпуск 2.

О центропупкизме, литературном маргарине и новом псевдониме Владимира 
Сорокина.

Писание о книгах, если кто не знает, - занятие утомительное. И, как ни 
странно, по-своему однообразное. Словно пустынный рельеф: слова, слова, 
слова. Бесчисленные, как песок...

Прав был юродивый принц - царствие ему небесное.

Если же избрать это дело основной своей специализацией, то результаты 
непредсказуемы. Как в случае всякой, впрочем, специализации - всякого 
конвейера/марафона.

Простите за банальность, но истинно так: "Во многом знании многая скорбь". 
И равно - множащий знание множит купно и свою печаль.

И в этой печали замыкается.

Писание рецензий. Регулярное. Мало что так - тихой сапой, но основательно -
мумифицирует мозги и потворствует гибельному солипсизму. К тому же со 
временем сам несчастный начинает путать этот благоприобретенный 
субъективизм, эту геенну герметичности - с ремесленным навыком. Что тоже 
диагноз.

И уж, как минимум, - большая ошибка.

На этом и завершим наше лирическое отступление.

Потому что худо-бедно, но мы добрались до основной темы сегодняшнего 
обзора. А именно: до профессиональных рецензий, скажем больше - 
профессионально-просветительских. Жанр, в котором субъективизм если и 
ценится, то в крайне ограниченных пределах. Таковы требования. Да и сами 
пылкие субъективисты к тому времени, когда созревают до подобных писаний, 
изрядно остепеняются.

В результате, пишутся такие тексты людьми пусть и со своим изыском, но 
сугубо вменяемыми. Знающими тему и способными степенно и подробным образом 
просветить читателя. Гипотетический же адресат - человек не менее 
обстоятельный, уважающий систему и четкую аксиологию во всем.

В свое время мне случилось прочесть статью, где обсуждалось появление 
свежей генерации "новых русских". Это успешные бизнесмены, если и 
начинавшие дело с криминальных денег, то удачно эту стадию прошедшие. 
Теперь их ориентир - куда более нейтральные и престижные социальные слои, в
которые они и вливаются, попутно обретая цивилизационные навыки.

Во-первых, они отказываются от анекдотической атрибутики, вроде "голды" и 
золоченых пуговиц. Во-вторых, как бы это сказать, окультуриваются. Набирают
тот обязательный минимум, который прилагается к знакомству с азами этикета
и отсутствию обсценной лексики в деловой переписке. В частности, такой 
человек может не читать произведений, номинированных на Букер, но 
ознакомиться с журнальным пересказом их содержания вполне готов.

Проще говоря, так или иначе становясь специалистом в своей области, он 
считает себя обязанным быть в курсе основных новостей и предпочтений 
литературой элиты. То есть вести себя ровно так, как принято в кругу 
авторитетных людей, быть на уровне.

Соответственно, он, а вместе с ним и сами уважаемые люди - за нехваткой 
времени, загруженностью досуга и т.д., нуждаются именно в таких 
просветителях, как те, о ком мы в данный момент говорим.

Это обозреватели солидных журналов и газет, где, как правило, на последних 
страницах раза два-три в месяц высказываются на предмет того, что из 
вышедшей литературы стоит прочесть, которую из ценностей усвоить. 
Своеобразный вариант толстовской "Азбуки" - доходчиво и исключительно по 
делу.

Общая тональность - нетленное в современном.

Если рецензентов того типа, который описан в первом нашем выпуске, мы 
искренне любим, то этих авторов - не меньше как уважаем: за a) указанную 
обстоятельность; b) чувство меры; с) кастовую отстраненность, плавно (см. 
пункт b) перетекающую в поучительность и за эту плавность извинительную. И,
наконец, d) собственно за принадлежность к цеху.

А что читаем их редко, так это пороки юности. Если хотите, максимализм. 
Что, говорят, проходит.

Итак, на этой неделе мы рекомендуем следующие образцы жанра.

1. Журнал "Итоги" (7 декабря) в лице Николая Александрова представляет 
книгу "Воспоминания. Произведения. Переписка" Бориса Кузина, того самого, 
которому посвящено стихотворение "К немецкой речи" Мандельштама. Вкратце, 
но вполне представимо - то есть таким образом, что за датами проступает 
выпуклый образ мемуариста, - пересказана биография. Также вкратце 
обрисована действительно странная размолвка Кузина и Надежды Яковлевны 
Мандельштам, состоявших в переписке ни много ни мало 10 лет.

Затем следуют сдержанно-положительные характеристики героя: "Кузин 
старательно сохранял в себе московского интеллигента начала века, и частью 
такого "сохранения" было его творчество... Литературные занятия стали для 
него своего рода щитом, защищающим от советского варварства".

Тоже в своем роде образец - в том случае, если варварство советское 
заменить современным. Последнее, правда, отличается тем, что с ним можно 
сладить несколько иным способом - таким вот спокойным неспешным 
возделыванием. Наставлениями без отчетливой авторской окраски - от лица 
"думающей" публики в целом.

В этом смысле показательны характеристики творчества Бориса Кузина: "Он 
пишет спокойно, стараясь быть объективным... Ровные и, безусловно, "умело" 
написанные стихи как будто сочинены человеком, намеренно приглушающим свой 
голос".

Рыбак рыбака...

2. Другой пример воспитания вкуса - на следующей странице того же номера: 
краткий обзор Первой ярмарки интеллектуальной литературы non fiction. Здесь
уже больше эмоций, четче позиция: "Идея альтернативной книжной ярмарки, по
отношению к таким монстрам, как ежегодная ярмарка на ВВЦ, давно носится в 
воздухе. В амбициозной сентябрьской ММКЯ "умные" издательства были 
представлены тоже, но они решительно терялись в крикливой толпе агрессивной
попсятины".

И еще немного косвенной назидательности: "В день открытия ярмарки ваш 
обозреватель бродил вдоль стендов, листал чудесные книжки, раскланивался с 
многочисленными знакомыми и очень не хотел уходить".

3. Журнал "Новое время" (#48, 5 декабря) на полутора разворотах просвещает 
читателя на предмет того, кто такой Борхес. Статья одинаково хороша и для 
вступления к периферийному изданию, и для студенческого реферата на 
"отлично". Помянуто все: от Вавилонской библиотеки до Алефа. Подробный 
перечень любимых писателей, метафор, сюжетов, городов. Достаточно 
эмоционально: "Мало кто так, как Борхес, толкает на подражание (и 
безрезультатное!). Редко кто (и во благо!) так настораживает, подрывая 
слепую веру в "истину самого языка"... И тем не менее Борхес - поэт и в 
своих новеллах, и в своих эссе".

Что ж.

Редко кто так с чувством (и во благо!) использует формат. Впрочем, как 
новая ячейка читательского тезауруса - весьма и весьма. Как уже было 
сказано, на твердое 5. В меру зерен, в меру патетических плевел.

Опять же, сам Борхес - живой пример полезности систематического чтения.

4. Как пример сдержанной отповеди "суете и пене" можно изучить заметку 
Александра Щуплова в "Вечерней Москве" (2 декабря; рубрика "Книговерть"). 
Предметы излияния - "Рыцарь из ниоткуда" Александра Бушкова и "Провинциал в
Москве" Бориса Немцова. Обе книги в классификации Щуплова трехзвездочные, 
то есть из тех, что стоит прочитать для общего развития. Первую, судя по 
всему, даже особо стоит, так как сия "непременная часть лотошного 
ассортимента" составляет-таки конкуренцию "многотомному шарлатанству гг. 
Фоменко и Носовского". Что ж, неплохо - дробью, но обоих зайцев.

Впрочем, господину Щуплову видней - должно быть, его "Словарь сленга", с 
вдохновенной главой о местах индивидуального пользования и подробностях 
половой жизни Кеану Ривза, среди лотошного ассортимента вне конкуренции.

Автора же второго произведения изобретательный рецензент обвиняет в 
"искренности, переходящей в центропупкизм и обратно". Метко. Но такими 
темпами недалеко до вышеописанной геенны солипсизма. В данном случае это 
прямо-таки галоп. Помнится, в другом публицистическом шедевре этого автора 
фигурировал "литературный маргарин", которым набиты головы его оппонентов. 
Так что за талантливым писателем советуем следить, ему же рекомендуем 
наблюдать за собственным психическим здоровьем. Так и до аэрокрокодильчиков
недалеко. Извиняюсь за вольность.

5. И, наконец, пятая позиция. Та же "Вечерняя Москва", но уже от 6 декабря.
Автор - Владимир Соколов, произведение "Годы в большой политике" Евгения 
Примакова. На профессиональную рецензию, в том смысле, который мы решили 
вкладывать в это понятие, текст явно не тянет. Как, впрочем, и предыдущий. 
Но за неимением других образцов (как-то не сильно было с ними на неделе), 
опишем его как показательный антипод.

Итак, пример того, как писать нельзя:

"Долог и непрост его путь. Юноша, беззаветно любящий усатого вождя, и 
зрелый человек, трезво оценивающий бесплодные попытки поздних коммунистов 
повести за собою массы. Дипломат, прекрасно понимающий: сколь бы ни был 
единым наш общий мир, в нем все равно остаются "интересы".

Я лично понял одно - сколько ни переводи и ни издавай Борхеса или 
Вайля&Гениса, все без толку. Беззаветно любящие свое дело творцы все 
прочтут, трезво оценят и вновь напишут: "Мы привыкли видеть Е. Примакова - 
общественного деятеля, государственного чиновника высочайшего ранга. И тем 
неожиданней страницы, посвященные семье, детям, любви. И перед нами 
человек, умеющий сопереживать, любить и страдать. Еще более открывается Е. 
Примаков в своих стихах, подчас безыскусных, но невероятно искренних..."

Надеюсь, Владимир Соколов - это один из псевдонимов Владимира Сорокина. Или
пламенного Проханова.

Уж лучше постмодернистские игрища или "частицы теософического кокса, этого 
буржуазнейшего из антисмертинов"...

До встречи.

----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Эпидемия помешательства
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor.htm
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor.htm
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru 
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" 
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное