Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Книга на завтра
http://russ.ru/krug/kniga/current.htm

Андрей Левкин


Сегела ты мое, сегела...

Жак Сегела. "Национальные особенности охоты за голосами (так делают 
президентов)". - М.: Вагриус, 1999, 266 стр.

Книжка эта трогательная и печальная - такими бывают детские сказки для 
детей 4-5 лет. Она и есть сказка в восьми частях, каждая из которых 
заканчивается либо хорошо, либо не очень - но все равно хорошо. Там же все 
равно побеждает демократия, даже если она и немного проигрывает. Эта книжка
про то, как французский дядя Жак Сегела проводил несколько президентских 
кампаний (делал нескольких президентов) и что из этого вышло.

Дядю, или же мсье Сегела, в издательстве Вагриус очень полюбили - так 
сильно полюбили, что даже сам г-н Лисовский написал к этой книжке очень 
длинное предисловие (обычно он так не поступает, потому что работает 
корректором). А тут он в первых же строках предисловия написал, что мсье 
Сегела "всегда категорически отрицает, что он как специалист по 
политической рекламе "творит" президентов, премьер-министров и так далее". 
Он это потому отрицает, что дальше говорит, что они - президенты, премьеры 
и т.д. - творят себя сами. А он, Сегела, только им в этом помогает.

Но вот дальше - это еще в предисловии - мсье Сегела пишет (цитируют его), 
что "всякий знает: в политике что-то отрицать означает признавать это". 
Поставив рядом эти две мысли мсье Сегела, мы чисто конкретно понимаем, что 
именно Сегела-то в натуре и "творит" президентов, премьеров и т.д., после 
чего начинаем читать книгу с повышенным интересом, тем более что некоторое 
число колов времени назад ходили слухи о том, что Сегела еще раз решил 
сделать кого-то у нас. Еще раз - потому что он у нас уже был.

Всего мсье Сегела сделал Франсуа Миттерана (дважды), Франца Враницкого, 
Йожефа Антала, Желю Желева (не сразу), Александра Квасьневского. А вот с 
нашим-то, с Ельциным, промашка вышла - с этой истории все и начинается.... 
Вот как получилось: приехал Сегела в Москву, видит - идет Бурбулис, он ему 
тут же и рассказывает сценарий клипа, который сделает Ельцина снова 
президентом. Вот этот сценарий (слова - Сегелы).

Безлюдная Красная площадь, светофильтром подчеркнут пурпурный цвет. Шесть 
часов утра, нарождается день, вдали возникает пятнышко: приближается 
какой-то человек. Внезапно экран застилает другая картина: это хорошо 
памятный всем нам кадр, когда студент собственным телом преграждает дорогу 
танку на площади Тяньаньмынь. Пятно увеличивается в размерах, 
вырисовывается силуэт. Еще одна врезка: падение Берлинской стены. Теперь 
можно узнать идущего: это Борис Ельцин. Последний эпизод: жестокие кадры 
казни четы Чаушеску. Возвращение к кандидату: он вертит в руках матрешку, 
открывает ее и оттуда выпархивает голубка. Финал: пять сотен голубок 
широкими взмахами крыльев взлетают с Красной площади, которая становится 
белой. И лозунг, суммирующий всеобщие надежды: "Взлет свободы".

Я до запятых изложил именно то, что Сегела рассказал Бурбулису. Бурбулис 
же, верно, подумал, что этот французик приехал типа к Дэвиду Копперфильду, 
и еще поежился от мысли, как на Красной площади сверху гадят на Президента 
сразу 500 голубок... но повел себя тактично:

"- Голубка - символ мира, а не свободы.

Я (Сегела, понятное дело - А.Л.) мгновенно парирую:

- Голубка сама по себе - да, но тут взлет. Смысл уже другой. В финальной 
сцене заложена основная идея клипа: смена политической окраски с красного, 
цвета крови, на белый, цвет свободы. Ничто так не способно тронуть сердца 
зрителей, как символика цветов".

Но Бурбулис продолжал беспокоиться о голубином помете, поэтому изложил дело
президенту не без интриги. Вот президент и не разобрался, что тут за 
история, и послал Бурбулиса спросить - а сколько Сегела готов заплатить 
ему, Ельцину, за участие в ролике? Сегела национальных особенностей 
русского юмора не понял, немедленно упаковал вещи и - в гневе и стыде - был
таков. Вот так он Ельцина президентом и не сделал.

А вот со всеми остальными отлично даже удалось. Он придумал Миттерану 
лозунг "Спокойная сила", и Миттеран победил. А потом еще раз победил - 
после того как Сегела понял: "Мое второе приключение с Миттераном 
начинается в политическом контексте, дотоле неизвестном во Франции". 
Осознав это, Сегела напрягся, но у него ничего не получалось долгие недели,
пока его "самый лучший помощник по маркетингу" не сказал: "Подумай о 
детях, ведь в конечном счете они - это единственная точка единения 
французов". И Сегела подумал, еще подумал, затем его осенило, и он придумал
плакат "Поколение Миттерана", в основе которого "идея руки мужчины, 
протянутой к ребенку". И Миттеран выиграл, потому что о педофилах тогда еще
знали мало.

 Или вот в Болгарии, когда Желев проиграл, он, Сегела, подкинул на 
телевидение кассету с компроматом на победителя, и тот тут же ушел в 
отставку. И это при том, что компроматом была лишь фраза Младенова "Лучше 
всего пустить в ход танки..." Ну куда ж ему в Россию-то с таким 
представлением о компромате... Хотя красиво было бы - Генпрокурор Скуратов,
говорящий в той самой койке: "Лучше бы было пустить в ход танки"...

Разумеется, не то что тайн, а и примитивных технологий в книге нет. 
Пара-тройка советов могут оказаться полезными руководителю избирательной 
кампании одномандатника в глухих каких-нибудь чащобах, которые сначала еще 
найти надо. Но эта книга может помочь Хлестакову рассказывать о себе еще 
более маркетингово-эффективно.

Мораль, в общем, чисто такая: есть на свете конкретно могучие политические 
рекламисты, они в натуре могут сделать кого угодно кем угодно, а еще и где 
угодно. Вах, страшно! - должны подумать Вы. Конечно, страшно, - отвечу я. 
Потому что вот такие засады бывают в сказках: придет политтехнолог 
раскурочит всех и все вокруг, а потом скажет: "Да это ж просто праздник 
какой-то!" и напишет книгу о том, как он всех делал, и все обольются 
слезами...

----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Эпидемия помешательства
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor.htm
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor.htm
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru 
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" 
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное