Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Книга на завтра
http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Андрей Левкин
Сегела ты мое, сегела...
Жак Сегела. "Национальные особенности охоты за голосами (так делают
президентов)". - М.: Вагриус, 1999, 266 стр.
Книжка эта трогательная и печальная - такими бывают детские сказки для
детей 4-5 лет. Она и есть сказка в восьми частях, каждая из которых
заканчивается либо хорошо, либо не очень - но все равно хорошо. Там же все
равно побеждает демократия, даже если она и немного проигрывает. Эта книжка
про то, как французский дядя Жак Сегела проводил несколько президентских
кампаний (делал нескольких президентов) и что из этого вышло.
Дядю, или же мсье Сегела, в издательстве Вагриус очень полюбили - так
сильно полюбили, что даже сам г-н Лисовский написал к этой книжке очень
длинное предисловие (обычно он так не поступает, потому что работает
корректором). А тут он в первых же строках предисловия написал, что мсье
Сегела "всегда категорически отрицает, что он как специалист по
политической рекламе "творит" президентов, премьер-министров и так далее".
Он это потому отрицает, что дальше говорит, что они - президенты, премьеры
и т.д. - творят себя сами. А он, Сегела, только им в этом помогает.
Но вот дальше - это еще в предисловии - мсье Сегела пишет (цитируют его),
что "всякий знает: в политике что-то отрицать означает признавать это".
Поставив рядом эти две мысли мсье Сегела, мы чисто конкретно понимаем, что
именно Сегела-то в натуре и "творит" президентов, премьеров и т.д., после
чего начинаем читать книгу с повышенным интересом, тем более что некоторое
число колов времени назад ходили слухи о том, что Сегела еще раз решил
сделать кого-то у нас. Еще раз - потому что он у нас уже был.
Всего мсье Сегела сделал Франсуа Миттерана (дважды), Франца Враницкого,
Йожефа Антала, Желю Желева (не сразу), Александра Квасьневского. А вот с
нашим-то, с Ельциным, промашка вышла - с этой истории все и начинается....
Вот как получилось: приехал Сегела в Москву, видит - идет Бурбулис, он ему
тут же и рассказывает сценарий клипа, который сделает Ельцина снова
президентом. Вот этот сценарий (слова - Сегелы).
Безлюдная Красная площадь, светофильтром подчеркнут пурпурный цвет. Шесть
часов утра, нарождается день, вдали возникает пятнышко: приближается
какой-то человек. Внезапно экран застилает другая картина: это хорошо
памятный всем нам кадр, когда студент собственным телом преграждает дорогу
танку на площади Тяньаньмынь. Пятно увеличивается в размерах,
вырисовывается силуэт. Еще одна врезка: падение Берлинской стены. Теперь
можно узнать идущего: это Борис Ельцин. Последний эпизод: жестокие кадры
казни четы Чаушеску. Возвращение к кандидату: он вертит в руках матрешку,
открывает ее и оттуда выпархивает голубка. Финал: пять сотен голубок
широкими взмахами крыльев взлетают с Красной площади, которая становится
белой. И лозунг, суммирующий всеобщие надежды: "Взлет свободы".
Я до запятых изложил именно то, что Сегела рассказал Бурбулису. Бурбулис
же, верно, подумал, что этот французик приехал типа к Дэвиду Копперфильду,
и еще поежился от мысли, как на Красной площади сверху гадят на Президента
сразу 500 голубок... но повел себя тактично:
"- Голубка - символ мира, а не свободы.
Я (Сегела, понятное дело - А.Л.) мгновенно парирую:
- Голубка сама по себе - да, но тут взлет. Смысл уже другой. В финальной
сцене заложена основная идея клипа: смена политической окраски с красного,
цвета крови, на белый, цвет свободы. Ничто так не способно тронуть сердца
зрителей, как символика цветов".
Но Бурбулис продолжал беспокоиться о голубином помете, поэтому изложил дело
президенту не без интриги. Вот президент и не разобрался, что тут за
история, и послал Бурбулиса спросить - а сколько Сегела готов заплатить
ему, Ельцину, за участие в ролике? Сегела национальных особенностей
русского юмора не понял, немедленно упаковал вещи и - в гневе и стыде - был
таков. Вот так он Ельцина президентом и не сделал.
А вот со всеми остальными отлично даже удалось. Он придумал Миттерану
лозунг "Спокойная сила", и Миттеран победил. А потом еще раз победил -
после того как Сегела понял: "Мое второе приключение с Миттераном
начинается в политическом контексте, дотоле неизвестном во Франции".
Осознав это, Сегела напрягся, но у него ничего не получалось долгие недели,
пока его "самый лучший помощник по маркетингу" не сказал: "Подумай о
детях, ведь в конечном счете они - это единственная точка единения
французов". И Сегела подумал, еще подумал, затем его осенило, и он придумал
плакат "Поколение Миттерана", в основе которого "идея руки мужчины,
протянутой к ребенку". И Миттеран выиграл, потому что о педофилах тогда еще
знали мало.
Или вот в Болгарии, когда Желев проиграл, он, Сегела, подкинул на
телевидение кассету с компроматом на победителя, и тот тут же ушел в
отставку. И это при том, что компроматом была лишь фраза Младенова "Лучше
всего пустить в ход танки..." Ну куда ж ему в Россию-то с таким
представлением о компромате... Хотя красиво было бы - Генпрокурор Скуратов,
говорящий в той самой койке: "Лучше бы было пустить в ход танки"...
Разумеется, не то что тайн, а и примитивных технологий в книге нет.
Пара-тройка советов могут оказаться полезными руководителю избирательной
кампании одномандатника в глухих каких-нибудь чащобах, которые сначала еще
найти надо. Но эта книга может помочь Хлестакову рассказывать о себе еще
более маркетингово-эффективно.
Мораль, в общем, чисто такая: есть на свете конкретно могучие политические
рекламисты, они в натуре могут сделать кого угодно кем угодно, а еще и где
угодно. Вах, страшно! - должны подумать Вы. Конечно, страшно, - отвечу я.
Потому что вот такие засады бывают в сказках: придет политтехнолог
раскурочит всех и все вокруг, а потом скажет: "Да это ж просто праздник
какой-то!" и напишет книгу о том, как он всех делал, и все обольются
слезами...
----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Эпидемия помешательства
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor.htm
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor.htm
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio
Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie
Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info
----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal mailto:russ@russ.ru http://russ.ru/