Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале Круг чтения


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек


Маруся Климова
"А пошли все!.."
Умерла Наталия Медведева

Умерла Наталия Медведева!.. Совершенно неожиданное известие, и ошеломительное своей неожиданностью.

Нельзя сказать, чтобы мы дружили. У нее, вообще, была не слишком приятная манера общения: чересчур агрессивная, а порой надоедливая. Очень часто она меня раздражала. Однажды я как-то даже написала об этом в своем дневнике в ЛЖ, описав ее звонок ко мне: "Звонок писательницы"... Впрочем, такие звонки раздавались не слишком часто - все-таки мы жили в разных городах, а встретились в Париже еще в 91-м. Только поэтому, думаю, за столь длительный срок общения мы с ней окончательно и не разругались. И тем не менее. Не могу не сказать, что именно с ее легкой руки был опубликован мой первый перевод Селина "Смерть в кредит", в издательстве, которое возглавляла какая-то совершенно отъехавшая девушка, тайно влюбленная в Лимонова, и где Наталия взялась составлять такую же совершенно безумную эротическую серию, в которой, кажется, так и не вышло ни одной книги. Пьер Луис, Арагон, Батай в моих переводах - это все тоже далекое эхо того нереализованного Наталией проекта...

Вообще, оглядываясь назад, сегодня я ловлю себя на мысли, что Наталия Медведева как-то незаметно стала еще и сквозным персонажем почти всех моих книг. Раньше я об этом не задумывалась. Даже в начале "Моей истории русской литературы" я ее упоминаю: пишу, как нас сравнил какой-то критик... Помню, что меня это сравнение в свое время ужасно раздражило. Но теперь я понимаю, что было бы гораздо хуже, если бы кому-нибудь пришло в голову сравнить меня с кем-нибудь еще, с какой-нибудь другой из творящих ныне писательниц-женщин. Медведева - это лучший вариант, с ней было не стыдно показаться в обществе, она всегда так стильно одевалась... Думаю, что и к литературе это тоже относится!

Должна покаяться, что я не прочитала практически ни одной ее книги. Не сомневаюсь, что она не читала моих. Так что в этом отношении мы квиты! Наши телефонные разговоры, как правило, заканчивались тем, что она вдруг неожиданно бросала трубку, оборвав разговор на полуслове и не попрощавшись... Кажется, так произошло и на сей раз!

Вот глава из "Моей история русской литературы", посвященная Наталии Медведевой.

"<...>Одна моя знакомая писательница, с которой меня даже где-то в какой-то рецензии сравнили: критик усмотрел, что я, как и она, то есть мы обе, делаем упор на своей женской беззащитности, правда, в ее книгах акцентируется ее "концентрированная витальность", а у меня - "мрачная ирреальность происходящего"... Так вот, однажды в разговоре со мной, и тоже отчасти о Селине, она вдруг бросила: "Ну, Венечка, да у него и всего-то ничего". Я не могла с ней не согласиться, и даже, было, подумала: "Прав был критик, у нас действительно много общего". Однако она тут же продолжила: "А Розанов? Да он ведь даже ни разу матом не выругался". И тут до меня наконец дошло, о чем она говорит, что имеет в виду! Должна сказать, когда я это поняла, я вынуждена была признать, что ее взгляд на литературу показался мне не лишенным свежести и оригинальности. Во-первых, такая точка зрения предполагает присутствие в литературе некоего прогресса, что в применении к искусству вообще встречается крайне редко. Обычно считается, что все великие и гении жили в прошлом, а сейчас кругом одна шушера, и это, надо сказать, весьма обыденный, даже обывательский взгляд на культуру и, мне кажется, не совсем справедливый. А вот у нее получалось совсем наоборот! Помните, в начале был "очень узкий круг страшно далеких от народа", потом "народники-разночинцы", ну а потом наконец-то явился и он сам, гений, носитель конечной истины. История закончилась! Так и у нее: сначала в русской литературе был... ну даже и не знаю, кто, как-то не приходит в голову, забыла тогда у нее спросить, но неважно. Затем пришел Розанов, у которого были какие-то смутные предчувствия, но он так и не решился на самое главное. Потом явился Венечка, и у него было "и всего-то ничего", и наконец пришла она и сказала: "А пошли вы все!.."

В сущности, это одна из самых оригинальных концепций истории русской литературы, с которыми мне приходилось сталкиваться, и отчасти в чем-то я даже с ней согласна, но только отчасти..."

4 февраля 2003 года

Санкт-Петеребург





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное