Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале Круг чтения


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек



Анонсы "Журнального Зала" (28.05.2003)

Эксклюзивные публикации

В сетевом "Новом мире" открылась персональная страница Владимира Губайловского, на которой представлены:

- "Автобиография в произвольной форме" ("Рождение. Я родился, и с этим придется считаться. По крайней мере, мне. По крайней мере, до того момента, пока легкое возмущение среды, которое вносит мое существование, не успокоилось окончательно./.../")

- Неопубликованные стихи - цикл "Из записных книжек (1998 - 2002)" и "Апокрифы. Цикл стихотворных историй, основанных на сведениях разной степени недостоверности, сопровожденный глубокомысленными комментариями автора.)

- а также, список публикаций (стихи, критика, эссеистика), осуществленных Губайловским в "Журнальном зале" и Интернете (более семидесяти позиций со ссылками)

Plath with Nicholas, December 1962


На этом снимке с ребенком
Сильвия Плат похожа на Юлю.
Такую как двадцать лет назад.
(Двадцать лет это много?
Двадцать лет это - много.)

Юля действительно напоминала Плат
решимостью вынести все
и снести...
Я любил ее так, что казалось -
мир взорвется.
Да он и взорвался.
И несколько лет собирал я
тело свое и душу,
по лоскутам,
как чертову свитку.

Сильвия Плат смотрит в камеру.
(Чем снимали тогда?
Тот же "Кодак", наверно.)
Она улыбается.
Восторг
в огромных черных глазах,
волна
тяжелых черных волос...
Она улыбается сыну.
От этой идиллии
становится холодно.

Ты-то думала,
что у кошки девять смертей,
а оказалось их только три.

Я уже старше тебя...
Я намного старше тебя,
черноволосая девочка,
сумасшедшая дура,
самоубийца со стажем,
кошка, которая репетирует
смерть, как минорную гамму.
Раз-и, два-и... Три.

(Из цикла "Апокрифы")

 

Из новых поступлений

"Вопросы литературы" # 2, 2003; "Нева" # 1, 2003; "Знамя" # 6, 2003.

 

"Вопросы литературы" # 2, 2003

Для чтения в Интеренте в качестве опорных редакция журнала выставила работы:

В. Зусмана "Концепт в системе гуманитарного знания" - "В последнее время в литературных исследованиях все чаще появляется понятие "концепт". У него богатая биография. Она заставляет вспомнить и полемику средневековых схоластов, и сложность барочной поэзии XVII века, а также и новейшие теории в области живописи и поэзии. Современное употребление термина не чуждается этого исторического родства, нередко прямо его подразумевает. В современном значении концепт появляется там, где литературоведческое исследование смещается в область культуры и языка."

Два материала, посвященные Александру Солженицыну и сочетающие ориентацию на литературоведческую основательность с "актуальной разогретостью" проблемы.

М. Николсон "Солженицын на мифотворческом фоне" - оксофордский исследователь прослеживает формирование "солженицыновского мифа" в современно литературе. От героического образа борца с советским тоталитаризмом в романе американца Гаррисона Солсбери "Врата ада" до политического авантюриста в романе восточногерманского писателя Гарри Тюрка "Фигляр" и разоблачительной книги Томаша Ржезача "Спираль измены Солженицына". Также описывается миф о Солженицыне как провокации КГБ (и других спецслужб) в работах Николая Ульянова "Загадка Солженицына", Роберта Эспри "Операция "Пророк" и др. Завершается обзор разбором книги Владимира Войновича "Москва 2042".

В неожиданной роли выступил Г. Красухин в статье ""Портрет на фоне мифа" и его критики", защитив право Войновича на собственное, не совпадающее с общепринятым отношение к писателю, и заодно высказывает свое собственное отношение к фигуре Нобелевского лауреата "Разумеется, было бы черной неблагодарностью забыть о той роли, которую играл Солженицын, находясь на коммунистической родине. И все-таки рядом с Сахаровым его ставили, на мой взгляд, зря. Солженицын мощно боролся в основном за себя, за свое право печататься, доносить до людей собственные идеи. Сахаров боролся не за себя, а за других: за право на эмиграцию, за возвращение крымских татар на историческую родину, за того или иного взятого под стражу политического, добиваясь его освобождения, свободного суда над ним и т. п. Непонимание разницы между ними привело к разочарованию многих, кто ждал, что Солженицын, вернувшись, возглавит демократическое движение. Он его не только не возглавил, но по существу по многим вопросам солидаризовался с левыми: недаром назвал правительство Примакова единственно действенным.".

И еще одна акция "Вопросов литературы", мимо которой досадно было бы пройти, - публикация из наследия поэта Владимира Корнилова, в которую вошла небольшая статья, написанная когда - то для сборника в серии "Самые мои стихи" (М.: Слово, 1995), "Дальше следуют так называемые стихи о стихах: сначала - о поэтах, потом - о поэзии. А примыкает к поэтической мозаике ненапечатанное эссе В. Корнилова "Время - это люди", подготовленное им для сборника "Современники"".

 

"Нева" # 1, 2003

После долгого отсутствия в Журнальном зале возобновилось представление журнала "Нева".

Январский номер вышел как тематический, с подзаголовком "Петербург академический", но прямого отношения к подзаголовку (то есть, использования в качестве материала именно академической стороны жизни Петербурга) проза его и поэзия не имеют, если не считать, разумеется, представления автора философско-лирической повести "Смерть единорога" А. Грякалова. В номере роман Н. Галкиной "Вилла Рено", стихи О. Бешенковской, Н. Королевой, Б. Краснова. Темы же Петербурга академического разворачиваются в петитной части номера - в беседе братьев Бориса Никольского, главного редактора "Невы", и Николая Никольского, академика, директора Института цитологии Российской академии наук ("Человек должен иметь возможность выбора"); в воспоминаниях известного физика-экспериментатора Б. Захарченя ("Звездный билет"); в историческом очерке об истории научных и культурных связей Петербурга и Гейдельберга К. Зеленина и А. Ноздрачева ("Вы бывали ль, принцесса, хоть раз в Гейдельберге?"); в статье В. Рак. "О кризисе академического пушкиноведения и подметках великих пушкинистов" и других материалах.

"Знамя" # 6, 2003

Номер в ЖЗ представила ответственный секретарь журнала Елена Холмогорова:

"Новые стихотворения Елены Шварц "Кольцо Диоскуров", открывающие июньский номер журнала, с первых же страниц задают высокую ноту интеллектуальной игры, в которой поэтические условности мгновенно обретают черты видимой реальности: трамвай на трех рельсах, закат, обращенный воображением автора в образ солнца, спускающегося в ад...

Первый прозаический текст номера - повесть Андрея Дмитриева "Призрак театра" - тоже несет на себе отпечаток интеллектуальной игры. Стихотворный ритм, знакомый читателю по последним романам Юрия Давыдова, перекличка с "Юпитером" Леонида Зорина ставят перед автором серьезные художественные задачи.

Два известных прозаика - Леонид Юзефович и Марк Харитонов - дебютируют в шестом номере "Знамени" в качестве поэтов. В основу цикла лирики Л.Юзефовича "Кяхтинский тракт" легли впечатления о диких степях Забайкалья с их древними и новыми легендами. В тех краях автор нес армейскую службу. Свободные стихи первого букеровского лауреата М.Харитонова неразрывно связаны с его эссе "Состояние культуры", завершающим его публикацию под общим названием "Стенография начала века".

Рассказ Алексея Смирнова "Между рамами" построен на поразительном эффекте нашего времени: оборачиваясь назад, сквозь прожитые годы, мы обнаруживаем жалкую и унизительную нищету советского быта, в котором прошло наше детство. Но ни жалости, ни презрения не испытываем, когда вспоминаем, как в прохладе между оконными рамами, заменяющей холодильник, остывал студень, и какие ассоциации возбуждал рисунок жира и желатина на поверхности густеющей массы...

Валерий Брайнин-Пассек давно, с 1990 года живет в Германии, но литературная Москва помнит его с семидесятых годов. "Мне кажется, что будущее дарование поэта ярко и жизненно, - писал в 1979 году Арсений Тарковский в предисловии к несостоявшейся публикации. - Не сегодня, так завтра мы полностью уверимся в этом." Цикл стихотворений "Через морской бинокль" подтверждают правоту классика русской поэзии минувшего века.

Повесть молодой писательницы Марии Ульяновой "Проект" написана с большой долей исторического юмора: на архитектурном конкурсе для здания новейшего банка побеждает отвергнутый в свое время проект Дворца советов.

Сочинение Марины Курсановой "Птенцы летят следом..." под рубрикой "non fiction", посвящено русскоязычной литературе Львова. Здесь речь идет о связи поколений прозаиков и поэтов столицы Галиции у западных границ советской империи, а ныне - незалежной Украины. Компанию Виктора Сосноры сменила компания Игоря Клеха, а теперь дети, с завистью глядевшие на мир взрослых, сами составляют литературный пейзаж города.

В разделе "Свидетельства" "Знамя" продолжает публикацию интереснейшей переписки Давида Самойлова и Лидии Чуковской под названием "Мы живем в эпоху результатов...". Печатаются письма 1978-1982 годов.

Тема июньского "Конференц-зала" не столько нова, сколько остра: "Вынужденные переселенцы: польза или обуза для России?". Нельзя без сострадания читать интервью переселенцев из стран СНГ, взятые Еленой Кирилловой и Еленой Филипповой. Размышления на этот счет ученых-социологов Валерия Тишкова и Жанны Зайончковской, писателей Нины Горлановой и Романа Сенчина приводят к печальному выводу: польза от образованных, желающих трудиться переселенцев для России очевидна всем, кроме администрации президента и правительства: для них это обуза"

А также статьи и рецензии Юлии Лидерман, Александра Касымова, Александра Уланова, Марины Загидуллиной, Анны Кузнецовой, Фаины Гримберг, Марии Порядиной и других.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное