Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале Круг чтения


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек


Анна Кузнецова
Одновременное
Водяные знаки. Выпуск 12

Когда стало ясно, что все новейшие формы искусства повторяют, слегка изменяя, эквивалентную основу, уже проявлявшуюся в истории? Когда Винкельман взял Древнюю Грецию за образец и построил историю искусства на принципе приближения к образцу и отдаления от образца? Или когда Коллингвуд подметил сходство приемов авангардной живописи начала ХХ века и древнейшего наскального рисунка? А может, когда Веселовский, возражая Карееву на его романтическую поправку о значении субъективного момента к общей теории эволюции, доказывал, что творческая личность не теряет, а находит себя в поэтическом предании?

Насыщение историей опасно, оно отнимает у людей их собственную жизнь, делая их преждевременно старыми, - предупреждал Ницше в то же самое время, когда Веселовский создавал историю литературы. История литературы так же опасна - она поглощает энергию заблуждения. Зная, что все уже написано, ничего написать нельзя - а люди пишут, по невежеству ли, по убеждению ли, что в каждое новое время все написанное прежде не имеет значения. Почему-то важно, чтобы вечные смыслы переживал их современный свидетель - живой, сейчас живущий человек, - добывая их из настроений и реалий своего дня:

Из ничего ничего не создашь.
Тешишь себя: ничего-ничего.
Тело в пространствах - странный кругляш.
Пробный прокатится шар, и мертво
Газ галактический гасит мираж.

Транспорт - когда ничего еще нет,
Трасса - которой никто не ходил:
Космоса, вечно цветущего, след.
Высохший и громыхающий бред.
Несовпаденье приложенных сил
С обликом тихо угаснувших лет.

Ведь предъявитель иного лица -
Не обязательно это лицо:
В сон - отражен в зеркалах без конца,
Клон - эфемерность, как будто с ленцой,
Ест леденец ледяного лица.

Или троллейбус - на привязи бык -
С медным кольцом и ходя по кольцу,
Пашет и пышет, и смерть храбрецу,
Кто уступать ему путь не привык.

..........................................................

Алексей Прокопьев

Стиль и технику свидетель подберет из арсенала искусства, из поэтического предания, интуитивно или сознательно соединяя, как в вышеприведенных строфах, образ клона и древние аллитерации. На неведомой прежде детали круг размыкается - "Спираль - одухотворение круга. В ней, раздвинувшись и высвободившись из плоскости, круг перестает быть порочным" (В.Набоков. "Другие берега").

Четыре книжки поэтической серии издательства ОГИ, подписанные в печать в один день, демонстрируют одновременное сосуществование в этом дне нескольких традиций разной давности возникновения.

Лирический герой книги Ивана Волкова "Продолжение" - это вторая книга поэта - переживает романтическую неразрывность любви и смерти в характерных юношеских стихах ("ваши стихи характерны"), пока, уже перевалив за середину книги, не переходит, не меняя темы, к взрослому переживанию жизни и боли в семи подряд (начиная со страницы 47) глубоких и сильных стихотворениях, иногда несколько прямолинейных:

.....................................................

Командировка исчерпана. Жизнь вокруг
Движется дальше, меня посадив на мель.
Тем-то особенно дорог такой досуг -
Все обретает смысл, утратив цель.

Жизнь хороша, как не занятый делом год,
Или день, или час, который не посвятил
Ничему. И за сколько бы дней ни платить вперед -
Все равно уже прожил больше, чем оплатил.

("Подражание")

Или:

Как заблудившийся ночью в лесу человек
Страх отгоняет и что-то бездумно поет -
Город себя согревает голосом двух дискотек.
Видно с горы, как по Волге идет теплоход.
Зрелище это пугает.

Видно с горы, как на пристани гасится свет.
светятся бакены, виден фарватер. Вода
Темная, черная - может быть, там ее нет?
Только блеснет на мгновение там, где звезда, -
И в темноту убегает.

("Плес")

Алексей Прокопьев в книге "Снежная Троя" много и интересно работает с жанром баллады. Уже после того, как Леноре ничего не снится, его Леноре снится страшный сон: замерзший удмурт под сосной в снежном лесу (Белка, милая, ле-ле-ле), фигуристка на мертвецком льду...

Снится ему и история, которой не было: в который раз высокая болезнь поэзии выдает этот бред - Троянский эпос - да с какими родными деталями!

............................................................

В небе Трои - в снегу - ходят по-трое,
в полушубках казенных да валенках.
- Попадете в историю, - говорит сержант,
пряча девичье личико в воротник.

Испугал, называется, гамаюн,
мы безвременье пережить смогли,
проторили дорожку друг к дружке,
а история не начиналась еще.

Было все: и пожар, и чума, и казнь,
рознь, резня, пугачевы да разины.
Разними нас, пожалуй что, Страшный Суд!
А историей здесь и не пахло.
..................................................................

("Снежная Троя")

Волк с головой покойника, частное и целое, большое криворотое горе, царь и хор, набитые ватою чайки, свисающие с причала, морок неумный, восторг неуемный... Снится, опять все снится.

А потом болит и переживается в интимной лирике барочная кальдероновская константа "жизнь есть сон":

Разбиваются насмерть. Стекло разобьешь -
лужа треснет звездой. Лучащийся еж
пробегает по коже иголками света.
Ради этого только - не спишь, а идешь,
и осенняя грязь, как холодная дрожь:
не летаешь, а падаешь мимо планеты.

Разбивается сердце. Осколками вазы
одевается ночь. Серебрится как вязы.
Как ручей, серебрится дорога, и, к ней
на мгновенье припав, оттолкнуться бы с силой,
чтоб гремучая сила вновь выносила -
из орбиты шарами холодных огней.

Но к стыду, в наказанье, за слух и за зренье,
за чутье и за тягу, за то, что не спишь,
а летаешь, всем сердцем почуешь презренье
всей вселенной, посторонившейся лишь
для того, чтоб колючим комочком свернулась
не разбившись душа, по которой идешь, -
не звезда и не птица, - очнувшись, как юность,
боль в затылке, и в сердце колотится еж.

("Лунатик")

Баллада в начале ХХ века дала развилку от гумилевской экзотики: к прозаической "романности" ("заземлению" сюжетного начала с разделением на главы-стихи) у Ахматовой и "скорости голой" у Тихонова. Алексей Прокопьев возвращает балладе экзотически-фольклорное начало, уходя от сюжетной логики с ее "голостью" и "скоростью", загоняя в условия жанра, как в тесную клетку, пастернаковский модернистский прием - получается неожиданно. Зерно сюжета схватывается на слух: поэт выставляет музыкальное начало ловушкой на смыл, улавливая звуковую картинку:

....................................
свистом по древу
стекая,
янтарной смолой,
милая Навсикая -
босиком по песку...
.....................................
("Анти-Фихте III")

Сюжет развертывается из внутренней формы нескольких сближенных звучанием, но конфликтующих в логосе слов и остается не до конца разделенным на ствол, ветви, листья, так как композиция замыкается жанровым заданием - а не размыкается, как у Пастернака, в открытый мир. Вырастает что-то эффектное, реликтовое, похожее на гриб, впечатляющее странностью.

Звуковая картинка бывает нежесткой, легко перетекает в другую, прием то наполняет и напрягает жанровые границы, то отпускается на волю и лепит свои формы, то осмысливается как универсалия:

Я стану прозрачным от мыслей, от их свеченья,
когда надо мной закачается виолончельный
мятущийся воздух густой; и, уже безучастный
к обиженным ближним, увижу: из листьев сочатся
туманные капли.
Мы все понемногу ослепли.
С момента рождения - в дымные падаем петли.
И все же, за воздух держась, ни на что не надеясь,
на что-то надеемся, то есть: сжигая, как ересь,
отцветшие звуки и желтые запахи, помним
о прежних препонах. В пруду отражаются сонмом
все те же обиды. Войду в эту темную воду,
и деревом выйду, и встану от леса поодаль.

Мой горестный день. Кем я только за жизнь свою не был -
и хлебом, и камнем, и зверем и рыбой, и небом,
но все превращения пели мне болью в ключицах,
немым удивлением, горьким осадком на лицах.
И больше ничто не случится. Я знаю наверно.
Дорога спиной своей в сторону дергает нервно -
и лес расступается.
Птица
упасть не боится.
Грохочет вдали колесо и блестят его спицы.

Ведь это не блажь - постоянно пить свет из миражей,
не приступ отчаянья и не обязанность даже.
А только на что ж это может быть странно похоже?
Кто бархатной ветошью водит по съеженной коже?

("Метаморфозы")

Зависимость от Пастернака, действительно сильная (даже вот этот блеск колесных спиц отсылает к первоисточнику), специально подчеркивается в "философических" заглавиях стихов - что еще делать с тем, чего нельзя скрыть? "Метаморфозы" и фольклор дают ложную отсылку к Заболоцкому - но логика развития стиха не дает обмануться. Самобытной фонетику, ставшую семантикой Алексея Прокопьева делает мироощущение, прямо противоположное пастернаковскому: трагическое, мистико-романтическое, "ночное".

Анна Глазова ("Пусть и вода") занимается расширением нашей художественной впечатлительности, попутно возрождая символистскую болезнь поэтического языка - вычурность и невнятность. Однако в новых "тропических фантазиях на берегах Яузы" нет "сочетания декадентской экзотики с простодушнейшим московским мещанством" (В.Ходасевич). Нет "пряной смеси", "острого излома" и "режущего диссонанса", ср.:

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.

Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине...
........................................

(Валерий Брюсов)

***

в фиолетовом вечере
легко утонув
в мягкой реке
кости смотрят на снег и гром,
заливаясь течением,
а гром говорит - да.
повешенного
выловят сетью
на днях - да?
смотри в землю
с другой стороны океана
горка обугленных
апельсинов - азия -
ярко-зеленое солнце.
............................................

(Анна Глазова)

Вычурное у Глазовой культурно и скучно, если Брюсов расписывает лапчатые тени пальм-латаний в полутемной комнате своего дома, то Глазова пытается раскрасить написанное, например, гогеновскими красками. Иногда получается эффектно, иногда даже правдиво - когда касается первичной чувственной реальности. Вот это, по-моему, о поэте и поэзии, что-то вроде "Exegi monumentum":

в вискозных сумерках
нейлоновых чулках
умерев
из голоса
без подвязок
и крови и пока
неженатой
белой личинкой выползает
из покрова
с черной точкой в заду
желтая как трусы
какая-то кукольная
словесная сущность,
безнадежная,
неживая, но здешняя.
......................................

("waste land")

Эта выползшая сущность и похожие на нее инфузориеобразные существа в трусах и без, которыми пересыпана книга, кажутся самым выразительным здесь, приближая образность Глазовой к космосу художника Миро.

У книги Леонида Виноградова "Потешные стихи" есть редактор - И.Ахметьев. В технику конкретизма Виноградов подпускает точной рифмы - уже комический эффект - и специального веселья:

Посадил дед репку
да посеял кепку.

Когда веселья нет, то точная рифма дает эффект жестокого романсового перебора, противоречащего семантике приема:

Улиц уют.
Птицы поют.
Розовый куст
розов и густ.

Картины природы у Леонида Виноградова привязаны к писательским именам, чем Тургеневу, Тютчеву, Огареву и др. придается что-то вроде статуса литературных помещиков:

Кучи
сучьев.
Тучи.
Тютчев.

Или:

Трава и ветер.
Тургенев, сеттер.

Или:

Вербует верба воробьев
помочь ей вылезть из оврага,
но вот взлетает вся ватага.

Шумят березы у краев:
"Осталось-то всего полшага!"
И пенится вода, как брага,
в ручье, поднявшем страшный рев.

И плачет пьяный Огарев,
в овраг, гремя, скатилась фляга,
других спугнувши воробьев.

Чистая лирика, без всякой потехи - как в двух первых строфах предыдущего стихотворения - у Леонида Виноградова трагична и точна:

Водка. Свитер.
Я и Питер.

Или:

Я - червячок.
Внутри крючок.

Или:

Меня как будто кто-то удит.
Хвать -
и меня опять
не будет.

Или:

Я - паучок. Я паутинку тку
от этого цветка
к тому цветку.

Мое любимое:

Вороны как хлопья
бумаги сгоревшей.
В поклоне холопьем
трепещет орешник.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное