Когда стало ясно, что все новейшие формы искусства повторяют, слегка изменяя, эквивалентную основу, уже проявлявшуюся в истории? Когда Винкельман взял Древнюю Грецию за образец и построил историю искусства на принципе приближения к образцу и отдаления от образца? Или когда Коллингвуд подметил сходство приемов авангардной живописи начала ХХ века и древнейшего наскального рисунка? А может, когда Веселовский, возражая Карееву на его романтическую поправку о значении субъективного момента к общей теории эволюции, доказывал, что творческая личность не теряет, а находит себя в поэтическом предании?
Насыщение историей опасно, оно отнимает у людей их собственную жизнь, делая их преждевременно старыми, - предупреждал Ницше в то же самое время, когда Веселовский создавал историю литературы. История литературы так же опасна - она поглощает энергию заблуждения. Зная, что все уже написано, ничего написать нельзя - а люди пишут, по невежеству ли, по убеждению ли, что в каждое новое время все написанное прежде не имеет значения. Почему-то важно, чтобы вечные смыслы переживал их современный свидетель - живой, сейчас живущий человек, - добывая их из настроений и реалий своего дня:
Из ничего ничего не создашь.
Тешишь себя: ничего-ничего. Тело в пространствах - странный кругляш. Пробный прокатится шар, и мертво Газ галактический гасит мираж.
Транспорт - когда ничего еще нет, Трасса - которой никто не ходил: Космоса, вечно цветущего, след. Высохший и громыхающий бред. Несовпаденье приложенных сил С обликом тихо угаснувших лет.
Ведь предъявитель иного лица - Не обязательно это лицо: В сон - отражен в зеркалах без конца, Клон - эфемерность, как будто с ленцой, Ест леденец ледяного лица.
Или троллейбус - на привязи бык - С медным кольцом и ходя по кольцу, Пашет и пышет, и смерть храбрецу, Кто уступать ему путь не привык.
Стиль и технику свидетель подберет из арсенала искусства, из поэтического предания, интуитивно или сознательно соединяя, как в вышеприведенных строфах, образ клона и древние аллитерации. На неведомой прежде детали круг размыкается - "Спираль - одухотворение круга. В ней, раздвинувшись и высвободившись из плоскости, круг перестает быть порочным" (В.Набоков. "Другие берега").
Четыре книжки поэтической серии издательства ОГИ, подписанные в печать в один день, демонстрируют одновременное сосуществование в этом дне нескольких традиций разной давности возникновения.
Лирический герой книги Ивана Волкова "Продолжение" - это вторая книга поэта - переживает романтическую неразрывность любви и смерти в характерных юношеских стихах ("ваши стихи характерны"), пока, уже перевалив за середину книги, не переходит, не меняя темы, к взрослому переживанию жизни и боли в семи подряд (начиная со страницы 47) глубоких и сильных стихотворениях, иногда несколько прямолинейных:
Командировка исчерпана. Жизнь вокруг Движется дальше, меня посадив на мель. Тем-то особенно дорог такой досуг - Все обретает смысл, утратив цель.
Жизнь хороша, как не занятый делом год, Или день, или час, который не посвятил Ничему. И за сколько бы дней ни платить вперед - Все равно уже прожил больше, чем оплатил.
("Подражание")
Или:
Как заблудившийся ночью в лесу человек
Страх отгоняет и что-то бездумно поет - Город себя согревает голосом двух дискотек. Видно с горы, как по Волге идет теплоход. Зрелище это пугает.
Видно с горы, как на пристани гасится свет. светятся бакены, виден фарватер. Вода Темная, черная - может быть, там ее нет? Только блеснет на мгновение там, где звезда, - И в темноту убегает.
("Плес")
Алексей Прокопьев в книге "Снежная Троя" много и интересно работает с жанром баллады. Уже после того, как Леноре ничего не снится, его Леноре снится страшный сон: замерзший удмурт под сосной в снежном лесу (Белка, милая, ле-ле-ле), фигуристка на мертвецком льду...
Снится ему и история, которой не было: в который раз высокая болезнь поэзии выдает этот бред - Троянский эпос - да с какими родными деталями!
В небе Трои - в снегу - ходят по-трое, в полушубках казенных да валенках. - Попадете в историю, - говорит сержант, пряча девичье личико в воротник.
Испугал, называется, гамаюн, мы безвременье пережить смогли, проторили дорожку друг к дружке, а история не начиналась еще.
Было все: и пожар, и чума, и казнь, рознь, резня, пугачевы да разины. Разними нас, пожалуй что, Страшный Суд! А историей здесь и не пахло. ..................................................................
("Снежная Троя")
Волк с головой покойника, частное и целое, большое криворотое горе, царь и хор, набитые ватою чайки, свисающие с причала, морок неумный, восторг неуемный... Снится, опять все снится.
А потом болит и переживается в интимной лирике барочная кальдероновская константа "жизнь есть сон":
Разбиваются насмерть. Стекло разобьешь -
лужа треснет звездой. Лучащийся еж пробегает по коже иголками света. Ради этого только - не спишь, а идешь, и осенняя грязь, как холодная дрожь: не летаешь, а падаешь мимо планеты.
Разбивается сердце. Осколками вазы одевается ночь. Серебрится как вязы. Как ручей, серебрится дорога, и, к ней на мгновенье припав, оттолкнуться бы с силой, чтоб гремучая сила вновь выносила - из орбиты шарами холодных огней.
Но к стыду, в наказанье, за слух и за зренье, за чутье и за тягу, за то, что не спишь, а летаешь, всем сердцем почуешь презренье всей вселенной, посторонившейся лишь для того, чтоб колючим комочком свернулась не разбившись душа, по которой идешь, - не звезда и не птица, - очнувшись, как юность, боль в затылке, и в сердце колотится еж.
("Лунатик")
Баллада в начале ХХ века дала развилку от гумилевской экзотики: к прозаической "романности" ("заземлению" сюжетного начала с разделением на главы-стихи) у Ахматовой и "скорости голой" у Тихонова. Алексей Прокопьев возвращает балладе экзотически-фольклорное начало, уходя от сюжетной логики с ее "голостью" и "скоростью", загоняя в условия жанра, как в тесную клетку, пастернаковский модернистский прием - получается неожиданно. Зерно сюжета схватывается на слух: поэт выставляет музыкальное начало ловушкой на смыл, улавливая звуковую картинку:
.................................... свистом по древу стекая, янтарной смолой, милая Навсикая - босиком по песку...
.....................................
("Анти-Фихте III")
Сюжет развертывается из внутренней формы нескольких сближенных звучанием, но конфликтующих в логосе слов и остается не до конца разделенным на ствол, ветви, листья, так как композиция замыкается жанровым заданием - а не размыкается, как у Пастернака, в открытый мир. Вырастает что-то эффектное, реликтовое, похожее на гриб, впечатляющее странностью.
Звуковая картинка бывает нежесткой, легко перетекает в другую, прием то наполняет и напрягает жанровые границы, то отпускается на волю и лепит свои формы, то осмысливается как универсалия:
Я стану прозрачным от мыслей, от их свеченья,
когда надо мной закачается виолончельный мятущийся воздух густой; и, уже безучастный к обиженным ближним, увижу: из листьев сочатся туманные капли. Мы все понемногу ослепли. С момента рождения - в дымные падаем петли. И все же, за воздух держась, ни на что не надеясь, на что-то надеемся, то есть: сжигая, как ересь, отцветшие звуки и желтые запахи, помним о прежних препонах. В пруду отражаются сонмом все те же обиды. Войду в эту темную воду, и деревом выйду, и встану от леса поодаль.
Мой горестный день. Кем я только за жизнь свою не был - и хлебом, и камнем, и зверем и рыбой, и небом, но все превращения пели мне болью в ключицах, немым удивлением, горьким осадком на лицах. И больше ничто не случится. Я знаю наверно. Дорога спиной своей в сторону дергает нервно - и лес расступается. Птица упасть не боится. Грохочет вдали колесо и блестят его спицы.
Ведь это не блажь - постоянно пить свет из миражей, не приступ отчаянья и не обязанность даже. А только на что ж это может быть странно похоже? Кто бархатной ветошью водит по съеженной коже?
("Метаморфозы")
Зависимость от Пастернака, действительно сильная (даже вот этот блеск колесных спиц отсылает к первоисточнику), специально подчеркивается в "философических" заглавиях стихов - что еще делать с тем, чего нельзя скрыть? "Метаморфозы" и фольклор дают ложную отсылку к Заболоцкому - но логика развития стиха не дает обмануться. Самобытной фонетику, ставшую семантикой Алексея Прокопьева делает мироощущение, прямо противоположное пастернаковскому: трагическое, мистико-романтическое, "ночное".
Анна Глазова ("Пусть и вода") занимается расширением нашей художественной впечатлительности, попутно возрождая символистскую болезнь поэтического языка - вычурность и невнятность. Однако в новых "тропических фантазиях на берегах Яузы" нет "сочетания декадентской экзотики с простодушнейшим московским мещанством" (В.Ходасевич). Нет "пряной смеси", "острого излома" и "режущего диссонанса", ср.:
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене.
Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине... ........................................
в фиолетовом вечере легко утонув в мягкой реке кости смотрят на снег и гром, заливаясь течением, а гром говорит - да. повешенного выловят сетью на днях - да? смотри в землю с другой стороны океана горка обугленных апельсинов - азия - ярко-зеленое солнце. ............................................
(Анна Глазова)
Вычурное у Глазовой культурно и скучно, если Брюсов расписывает лапчатые тени пальм-латаний в полутемной комнате своего дома, то Глазова пытается раскрасить написанное, например, гогеновскими красками. Иногда получается эффектно, иногда даже правдиво - когда касается первичной чувственной реальности. Вот это, по-моему, о поэте и поэзии, что-то вроде "Exegi monumentum":
в вискозных сумерках
нейлоновых чулках умерев из голоса без подвязок и крови и пока неженатой белой личинкой выползает из покрова с черной точкой в заду желтая как трусы какая-то кукольная словесная сущность, безнадежная, неживая, но здешняя. ......................................
("waste land")
Эта выползшая сущность и похожие на нее инфузориеобразные существа в трусах и без, которыми пересыпана книга, кажутся самым выразительным здесь, приближая образность Глазовой к космосу художника Миро.
У книги Леонида Виноградова "Потешные стихи" есть редактор - И.Ахметьев. В технику конкретизма Виноградов подпускает точной рифмы - уже комический эффект - и специального веселья:
Посадил дед репку
да посеял кепку.
Когда веселья нет, то точная рифма дает эффект жестокого романсового перебора, противоречащего семантике приема:
Улиц уют.
Птицы поют. Розовый куст розов и густ.
Картины природы у Леонида Виноградова привязаны к писательским именам, чем Тургеневу, Тютчеву, Огареву и др. придается что-то вроде статуса литературных помещиков:
Кучи
сучьев. Тучи. Тютчев.
Или:
Трава и ветер. Тургенев, сеттер.
Или:
Вербует верба воробьев помочь ей вылезть из оврага, но вот взлетает вся ватага.
Шумят березы у краев: "Осталось-то всего полшага!" И пенится вода, как брага, в ручье, поднявшем страшный рев.
И плачет пьяный Огарев, в овраг, гремя, скатилась фляга, других спугнувши воробьев.
Чистая лирика, без всякой потехи - как в двух первых строфах предыдущего стихотворения - у Леонида Виноградова трагична и точна:
Водка. Свитер.
Я и Питер.
Или:
Я - червячок. Внутри крючок.
Или:
Меня как будто кто-то удит. Хвать - и меня опять не будет.
Или:
Я - паучок. Я паутинку тку от этого цветка к тому цветку.
Мое любимое:
Вороны как хлопья бумаги сгоревшей. В поклоне холопьем трепещет орешник.