Содержание январского номера журнала "Новый мир" (# 1, 2005)
Журналу "Новый мир" 80 лет. В этом номере редакция публикует подборку связанных с этой датой размышлений нынешних авторов журнала о юбиляре - Дмитрия Бавильского, Дмитрия Бака, Сергея Бочарова, Сергея Боровикова, Алексея Варламова, Нины Горлановой, Никиты Елисеева, Евгения Ермолина, Юрия Каграманова, Татьяны Касаткиной, Руслана Киреева, Сергея Костырко, Александра Кушнера, Аллы Латыниной, Игоря Манцова, Аллы Марченко, Александра Мелихова.
ПРОЗА
Владимир Новиков. Типичный Петров. Любовное чтиво.
Любовный роман в мужском исполнении с классическим треугольником - муж, жена (любящие друг друга) и любовница. Публикуется первая часть романа.
Юлия Винер. Собака и ее хозяйка. Повесть.
"Феноменологическая проза" - люди глазами собаки и собака, глазами людей; художественное исследование самой материи жизни, в которой любовь, преданность, жестокость и нежность, преданность и нарастающее отчуждение, ведомые даже не волей, а неким бесстрастным законом жизни, слиты в одно неразрывное тело, без разницы - человека ли, собаки.
Роман Солнцев. Старица. Рассказ
Рассказ о том, как сегодняшняя жизнь разводит мать и сына, как постепенно теряют они общий язык, теряют буквально: сын забывает тот немногое из татарского языка, что знал, - мать, старея, утрачивает навыки русского языка, и связаны они общим воспоминанием о давних своих временах, когда река, протекавшая через их село, еще не стала старицей.
Роман Белецкий. Николай не понимает. Маленькая повесть
Гротескная социо-психологическая проза "про Николая", среднестатического молодого горожанина - своеобразное продолжение тем и мотивов публиковавшейся "Новым миром" в повести " Путешествие в Иваново автора, Коврова и Баранова" ("Новый мир" # 5, 2004).
СТИХИ
Подборки стихов Александра Кушнера "Препинание - честь соловья"
("Опыт дружбы уныл и тяжел
И мучителен. Если б Итакой
Или Троей дышал он и цвел!
Где блестящий ее ореол,
Средиземной подсвеченный влагой? ...")
Ильи Фаликова "Белый пожар", Валерия Лобанова "С неба изобильного";
"Продолжение "Веселой науки", или Полное собрание всех Брюсовых изречений, пророчеств и предсказаний, на разные времена и случаи данных" Максима Амелина - стихи из цикла, публикацию которого поэт начал "Новом мире" # 6 1999
("Щастие под солнцем недостижимо,
все светила прочие далеки, -
значит, и с огнем не бывает дыма,
плотским ощущениям вопреки.");
а также публикация стихов Сергея Салтыкова с предисловием Андрея Битова ("Я полюбил его поэзию с первой строчки. Именно поэзию, а не песню. Хоть петь он начал еще в 1954 году, до моды.
"Какой смелый поручик Фет!" - очень я люблю это смелое высказывание о поэзии. Чтобы написать "рояль был весь раскрыт" надо и впрямь быть смелым.
"Ананасы в шампанском" тоже требуют храбрости.
Вертинский - это принципиальность, а не манера.
Салтыков не боялся "говорить красиво". И это оказалось его право").
ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТКА
Владимир А. Успенский "О единстве человеческого рода, или Зачем ставят памятники? (С ономастическим комментарием и культурологическим прибавлением)"
Статья написана на материале "полевых исследований", проведенных автором в Монреале, Ташкенте, в США и других местах, и содержащая размышления о некоторых особенностях нашей исторической памяти, социальной психологии, о смысле и содержании самого акта, установки памятника, и дальнейших метаморфозах этого содержания.
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
Максим Кронгауз. Несчастный случай для одинокой домохозяйки.
Статья об отечественном женском детективе, как социо-психологическом феномене. В свободной форме описываются "жанровые особенности" этих текстов, сюжетные колодки, тип героини, литературный дизайн (название, авторский псевдоним, аннотация), функция этих произведений и т. д. Ну а за всем этим - образ читателя, точнее, читательницы, и его ожиданий, т. е. характер "социального заказа".
РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ
Ирина Роднянская о романе Евгения Гришковца "Рубашка" с позиций, так сказать, "реальной критики";
Леонид Дубшан о собрании стихотворений Михаила Синельникова "Под сенью дуба";
Татьяна Касаткина о книге Г. А. Федорова "Московский мир Достоевского";
Александр Доброхотов о книге немецкого философа Вильгельма Дильтея "Построение исторического мира в науке о духе".
В "Книжной полке Михаила Эдельштейна" с "плюсами" - Анатолий Тарасенков, Лев Турчинский "Русские поэты ХХ века. 1900-1955. Материалы для библиографии"; Владимир Топоров "Петербургский текст русской литературы", Алексей Гапоненков "Журнал "Русская мысль" 1907 - 1918 гг."; Иван Новиков "Золотые кресты"; Николай Никандров "Путь к женщине"; Ирина Лукьянова "Документ.doc"; Дмитрий Горчев "Осенняя жаба"; "Западное литературоведение. Энциклопедия"; с "плюсом-минусом" - Аделаида Герцык "Из круга
женского"; с "минусом" - Эльфрида Елинек "Пианистка".
"Театральные впечатления Павла Руднева" представляют спектакли "Шинель" режиссера Валерия Фокина на "Другой сцене" театра "Современник" и "Филоктет" режиссера Николая Рощина в Центре им. Мейерхольда.
"Кинообозрение Натальи Сиривли" про фильм "4" режиссера Ильи Хржановского, снятого по сценарию Владимира Сорокина - "Все недостатки картины - нигилизм, искусственность, всепроникающий дух энтропии, отсутствие смысла и внутреннего единства, сведение сложного к элементарному, структурного - к вязкой бесструктурности извечного сорокинского говна, - мгновенно становятся плюсами, если взглянуть на дело с точки зрения адекватности фильма художественному миру известного прозаика-постмодерниста.
Эксперимент под названием "4" имеет один, безусловно положительный результат: теперь уже ясно, что последовательное внедрение сорокинской эстетики в сферу кинематографа разрушает язык кино".
WWW-Обозрение Владимира Губайловского. Заметки о программировании.
"Сеть создали и продолжают создавать инженеры и программисты. И поскольку я на протяжении двух с половиной десятков лет тесно вязан с программистской работой, то хочу сказать несколько слов о ней и о людях, которые ее делают".
Библиографические листки. Книги (Составитель С. Костырко). Периодика (Составители А. Василевский, П. Крючков).