Самое заметное и спорное крупное прозаическое произведение последних месяцев, в оценке которого все критики сходтся на том, что написано безупречно, однако кто-то назыввает появление этого романа событием (Александр Агеев, например), а кто-то относит его к очень мастеровито и культурно исполненной литературное поделке ("Роман Шишкина кажется мне сочинением мастеровитым, манерным и глубоко вторичным, ловко имитирующим то страсть, то мысль", - А. Немзер). Роман уже вошел в лонг-лист Букеровской премии.
Сухбат Афлатуни "День сомнения" Повесть - "Новая Юность" 2005, #1(70)
Авантюрно-политическое, а также - эпическое, фантастическое, мистическое, детективное, лирическое, мифологическое - повествование о невероятных, и но при этом вполне узнаваемых поворатах и завихрениях истории на нашем постсоветском пространстве - в данном случае, речь идет о некой маленькой, но очень напоминающей крупные, откловшиеся от бывшей советсткой империи, среднеазиатской стране.
Сергей Гандлевский "Синий свет" - "Новый Мир" 2005, #6
Выуживать мелочь со дна кошелька
Вслепую от блеска заката
И, выудив, бросить два-три медяка
В коробку у ног музыканта.
И - прочь через площадь в закатных лучах
В какой-нибудь Чехии, Польше…
Разбитое сердце, своя голова на плечах -
Чего тебе больше?
"Сеферис, или Путь Одиссея" - "Иностранная литература", 6 (здесь целиком опубликована книга стихов Сефериса "Мифосказ" ("Мифо-роман"), поэма "Кихли" эссеистика, дневниковая проза и очерк о поэте Ирины Ковалевой и другие матерималы)
"...глобализм приходит на смену социализму, господствовавшему в западном мире на протяжении примерно столетия и постепенно распространявшему свои "щупальца" в развивающиеся регионы планеты. В свое время социализм стал формой адаптации человечества к новым проблемам, создаваемым техническим, экономическим, социальным и политическим развитием общества. Предшествовавший ему либерализм дал импульс развитию, но не справился со всеми порождаемыми им сложными последствиями. Точно так же сегодня социализм /.../
оказался не способен к тому, чтобы сохранить мир достаточно живым и динамичным."
"Кажется, сейчас впервые в истории культуры наступило время, которому чужґда тяга в прошлое. /.../ В бегстве из современности человек преодолевает свою темпоральную раздробленность - свою рассеянность по периодам и эпохам. Поколению, которое выступило на социокультурную сцену после того, как угас постмодернизм образца 1960-х годов, довелось сформировать уникальное общество, лишенное ностальгии."
"С.Ю. Жизнь оказалась долгой, сказал Иосиф Бродский, который, кстати, предпочитал писателя Алешковского Томасу Манну. Тебе, родившемуся в 1929 году, году Великого и Ужасного сталинского Перелома, тоже кажется долгой жизнь, прожитая до сего момента?
Ю. А. Меня твой вопрос возвращает к лагерной мудрости: день тянется долго, а 10 лет проходят быстро. Вот то же самое и с жизнью. /.../
"...я всегда мыслил гипертекстуально, мысли ветвились в пространстве, и мне трудно было выстроить их на бумаге, в линейно-временной последовательности. Бумага - это двумерная плоскость плюс однонаправленное время, а Интернет - это трехмерный континуум, где можно двигаться в любом направлении.Иными словами, время здесь встроено в пространство. Сеть так много говорит уму, потому что сам ум сетеобразен, гипертекстуален. Мне захотелось мыслить Сетью..."
"От автора | Заранее предупреждаю злоехидного читателя: критические стрелы, выпущенные в данных заметках по разным адресам, выпущены и по собственному адресу тоже. Как было верно указано тов. Сталиным, "критика и самокритика - движущие силы нашего общества"." "Кому она нужна, эта критика? /.../ Отечественному читателю? Но читатели в нашей стране воспитаны так, что изначально считают критику обманом, ловким мошенничеством* и совершенно не верят в чистоту помыслов и намерений критика. Прочти критику и
сделай наоборот, - так обычно поступает читатель./.../"
"16 января 1930 года Артюр Рембо стал членом Французской Академии - в это время, кажется, никто уже не помнил о "путнике в башмаках, подбитых ветром", ангелоподобном демоне, "ясновидце", который в далеком 1872-м скандализовал тесный кружок французских поэтов. ..." - фрагменты из работы Доминика Ногеза, написаненой в стилистике той литературной критики, которая может создавать и воскрешать поэтов, переделывать их биографии и деконструировать их творчество. Публикацию предваряет статья Ольги Пановой "Рембо
и симулякр".
Валерия Пустовая. Пораженцы и преображенцы. О двух актуальных взглядах на реализм - "Октябрь" 2005, 5
"Новый реализм выходит из берегов, захлестывая старинную твердь реализма-вообще, посягая на рифы новаторства и поголовно затопляя островки творчества так называемых молодых писателей, - новый реализм бескраен, как Ничто. /.../"
"...при всех его иронии, цитатности, интертекстуальности, создании виртуальных миров-симулякров, деконструкции любых идеологем, издевательстве над читателем и т. п. для Пелевина есть области небезразличные, вертикаль не равна горизонтали, или, выражаясь попросту, у него есть что-то за душой (пусть и должной отсутствовать у буддиста) помимо слов. Причем повторяет он это свое "настоящее" с настойчивостью и последовательностью, какие не всегда встретишь у наших писателей-традиционалистов и даже почвенников".