Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости культуры в Русском Журнале Новости культуры в Русском Журнале


Новости культуры в Русском Журнале


Сегодня в выпуске
13.02.2006

Среднюю школу защитить некому

Если религию в школе будут насаждать в обязательном порядке, как картошку, тотально, и снова делать религию государственной, то это будет плохо не только для общества, но и для церкви.

Русский журнал: Насколько мощно ощущается в последнее время "церковное лобби" в сфере образования, и возможен ли здесь нормальный диалог, или разговор ведется на разных языках?

Евгений Бунимович: Конечно, "церковное лобби" ощущается, более того, было бы странным и даже неестественным, если бы церковь не считала нужным или не хотела участвовать в воспитании детей. Сегодня этот вопрос стоит не только в России. У нас много своих проблем, и нам порой кажется, что нигде в мире нет подобных. Но эту проблему, на самом деле, не решила еще ни одна страна, включая самые цивилизованные. Каждый исходит из своего опыта, из своих традиций, но везде постоянно предлагаются новые варианты, модификации, потому что в нашем меняющемся мире совсем не очевидно, каковы должны быть взаимоотношения школы, религии, истории религии, разных религий и т.д.

РЖ: То есть ситуацию, когда предлагается ввести в школах обязательное изучение &quo! t;Основ православной культуры" вы считаете абсолютно естественной?

Е.Б.: Да, конечно. Я думаю, наше общество будет совершенно нормальным, если будет ощущаться лоббирование определенных интересов разными группами, людьми, организациями.

Что касается разговора на одном или разных языках - надо сказать, что сама церковь и люди церкви очень неоднородны. Например, этот недавний инцидент на Рождественских чтениях, когда министр Фурсенко (с которым я веду много разных дискуссий, но в данном случае ничего крамольного в его речи не вижу) высказал один из возможных вариантов - он сказал, что готовится учебник по истории религий. В ответ участники Рождественских чтений, как сообщили в газетах и по телевидению, выдали свист и шиканье. Это как раз вызывает некоторые вопросы, потому что все-таки диалог должен происходить, конечно, не на этом уровне. Бесп! окоит, что люди, которые свистят и шикают, выступают от имени ! правосла вия, которое, как мне кажется, построено на совершенно других принципах.

Поэтому непраздным является вопрос о том, с кем вести диалог. Многие богословы прекрасно понимают, что если религию в школе будут насаждать в обязательном порядке, как картошку, тотально, и снова делать религию государственной, то это будет плохо не только для общества, но и для церкви. Я не уверен, что православная церковь должна быть заинтересована в тотальном и повсеместном преподавании Закона Божьего. Потому что если посмотреть хотя бы русскую литературу, то можно увидеть, какое внутреннее противодействие у подростков вызывало насильственное внедрение таких деликатных, сложных, интимных материй.

Здесь есть и юридический аспект: церковь у нас отделена от государства, школа отделена от церкви. Чтобы изменить такое положение вещей, надо менять Конституцию и вообще все корневые основы государства. Так что прямое преподавание религии в школе невозможно. Иначе это будет уже другая страна.

РЖ: А кто же сможет адекватно преподать такую тонкую материю в современных школах? Где нужно готовить таких специалистов?

Е.Б.: Пока нет ответа на этот вопрос.. Я сам учитель и хочу напомнить, что это прежде всего профессия. Военные тоже считают, что если они придут в школу, то все полюбят армию, а я как раз боюсь, что будет ровно обратное. Преподавать такой предмет должны люди с педагогическим образованием. И такого количества людей для преподавания "Основ православной культуры" сегодня в России даже теоретически нет. Нет и учебника. Концепция создания учебника как раз и вызвала нынешнюю дискуссию - что именно должно туда войти, как это подать. Но даже если и это решить, то, поверьте мне, очень непросто написать настоящий учебник. Все это вместе взятое говорит о том, что завтра утром эта проблема решена не будет.

Есть еще одна неофитская идея - многим кажется, что если мы введем этот час в расписание, сразу все станут культурным! и, моральными, религиозными. Это, хотя предмет гораздо более с! ложный, похоже на инициативу экологов ввести урок экологии, пожарных - чтобы был урок пожарного дела, а, соответственно, милиции - чтобы был урок ПДД. Профессионалы образования знают, что так проблемы не решаются. Возьмем для примера не религию, а экологию: если на уроке экологии детям будут говорить красивые вещи о защите природы, а на биологии - цитировать все те же слова о том, что "нам не нужно ждать милости от природы", то это ничего, кроме шизофрении, в голове у ребенка не вызовет.

В то же время мне кажется абсолютно нормальным, если по обращению родителей организуются и проводятся факультативные занятия. В разных регионах это могут быть разные традиционные религии, их может быть несколько. Нормально и уважение к религиозным традициям и обрядам - например, вполне можно отпускать детей домой в их религиозные праздники. Привитие религиозной культуры и толерантности вреда не принесет.

Вообще очевидно, что религия всегда имела очень большое значение в жизни о! бщества. Поэтому странно было бы, если бы без упоминания об истории религии и религиозных верованиях и спорах проходили уроки истории или литературы. Каким образом без речи о Боге можно обсуждать романы Толстого и Достоевского?

РЖ: Но заявления, подобные предложению уравнять в правах теорию Дарвина и библейскую версию сотворения человека, - это не перебор?

Е.Б.: Я только что сказал об истории и литературе, но не упоминать о религиозных представлениях на уроках физики, химии и биологии - это тоже лукавство. Говорить только о дарвинизме, забывая о других взглядах и их месте в истории науки, мне кажется абсолютно неверным. Школа не должна быть специально атеистической, она должна воспитывать толерантность, возможность для ребенка выбрать свой индивидуальный образовательный и человеческий путь.

РЖ: Какие есть варианты решения в мировой практике сейчас, и как ! они могут соотноситься с нашей ситуацией?

Е.Б.: Напри мер, в Италии был Закон Божий, который 20 лет назад заменили на "час религии", сделав посещение добровольным - то есть изменения идут, но сохраняются постоянные отношения между религией и школой. А для семей, где родители не хотят религиозного воспитания детей, предусмотрено некое моральное воспитание - так называемый "Час жизни" или "Час морали", я точно не помню название. Я, впрочем, не уверен, что этим часом можно воспитать. Сейчас около трети итальянских школьников не посещают эти предметы, хотя вначале посещали все. То есть это не самый эффективный вариант. В соседней Франции религиозное воспитание в школах, наоборот, категорически запрещено: "место священника в церкви, место учителя - в школе". Это их закон. Но в то же время там есть негосударственные конфессиональные школы.

Но ведь и в России не запрещено религиозное образование. У нас, к сожалению, на федеральном уровне сняли нормативное финансирование негосударственных ш! кол, и я сам являюсь автором поправки, которая в московском законе вернула это финансирование. И кстати, получил по этому поводу благодарность от Патриарха. У нас ведь много именно конфессиональных школ, прежде всего, православных. И эти школы не должны быть школами для богатых. Поэтому господдержка таких школ в виде нормативного финансирования, то есть оплата выполнения государственного стандарта общеобразовательной программы, совершенно необходима. Дети из религиозных семей как граждане России имеют на это право. А обучение непосредственно религиозным дисциплинам в этих школах мы не финансируем. Такие школы тоже являются образовательными учреждениями, реализующими право на свободу совести.

А вот в Испании религиозные уроки были обязательны как раз при Франко, при фашизме, как ни странно это звучит. Сегодня это факультатив. В Бельгии - на выбор, у кого какая религия, или тот же урок морали. В Великобритании этот урок до сих пор обязательный, поскольку там есть традиц! ия, и королева является главой англиканской церкви. Но надо ск! азать, э то довольно нейтральные по содержанию уроки, о религиях вообще.

То есть каждый исходит из своей национальной традиции и сегодняшних условий. Проблема в том, что наши национальные традиции противоречивы и радикальны - сначала была государственная религия, и Закон Божий преподавали в школах (увы, это никак не воспрепятствовало тому, что народ стал крушить церкви после революции), в советское время - воинствующий атеизм. В итоге нам найти свою траекторию очень непросто.

В Европе нет единого подхода. И у нас в разных областях действовать надо по-разному. Главное, чтобы не было мракобесия и ксенофобии.

РЖ: Для чего нужен сам предмет "Основы православной культуры"?

Е.Б.: Этот предмет в каком-нибудь среднерусском селе, в Москве и в Казани должен выглядеть по-разному. Или это вообще должны быть разные предметы. Москва - огромный многонациональный, многоконфессиональный мегаполис, поэтому директивное введение такого предмета здес! ь невозможно. Надо сначала понять, о каком предмете мы говорим, все тщательно подготовить - концепцию, преподавателей, учебники. А если нам нужно обучить детей морали, то она может быть шире, чем конфессиональная мораль. Есть опасность воспитания ксенофобии, шовинизма, и это печально. Поэтому нужно будет все внимательно взвесить, прежде чем принимать решение.

Единообразный курс здесь невозможен. Все должно решаться гибко, в ходе очень серьезной дискуссии. Но пока не все готовы не только к преподаванию, а даже к этой самой дискуссии.

РЖ: Как смотрит на явное вмешательство церкви в сферу образования профессиональное сообщество? Можно ли говорить о какой-то реакции представителей преподавательского корпуса? Директоров? Ректоров?

Е.Б.: Все по-разному реагируют. Учителя, конечно, смотрят с некоторой опаской - потому что непонятно, кто будет преподавать. Всегда введение нового предмета вызывает массу вопросов. А если речь идет о приходе в шк! олу священника или служителей разных конфессий - это вообще ма! лопонятн о и трудно представимо. Хотя, к примеру, в Финляндии есть такие уроки с одновременным присутствием нескольких служителей. То есть, наверное, это все возможно, но наша сегодняшняя школа к этому мало готова.

Это проблема не только школы, это проблема всего гражданского общества. Почему так происходит? Я хорошо помню, когда у нас появился последний министр образования, а они у нас меняются часто, он через несколько дней встретился с союзом ректоров. Это лоббирующая структура высшего образования. Затем он встретился с Патриархом. Но с кем министру было встречаться от средней школы? Нет такой структуры, которая бы выражала интересы профессионального сообщества средней школы. Это профессиональное учительское объединение должно появиться, оно должно быть создано снизу, а не сверху. Нужно научиться выражать корпоративные интересы учительского сообщества, заявлять их и защищать. Тогда будет возможен диалог на равных.

РЖ: Носители какой-либо идеологии заведомо бо! лее активны, чем люди, сохраняющие нейтралитет. Что может противопоставить активным действиям церкви Министерство образования, законодательные комитеты по образованию?

Е.Б.: Прежде всего, закон. Он достаточно нормальный и адекватный, он позволяет добровольные факультативные занятия и не разрешает обязательные занятия. Сегодняшняя законодательная база - вполне светская, продвинутая, демократическая. Мне кажется в этом аспекте она как раз гораздо более адекватная и цивилизованная, чем во многих других. Она дает возможность проводить идеи традиционных конфессий. Хотя у нас есть большая проблема с сектами, которые только недавно удалось выгнать из школ.

Беседовала Ольга Шляхтина

Подробнее
Новый комсомол

Государство нуждается в заимствовании каких-то элементов христианской идеологии, но ему для этого нет нужды идти на поклон к каким бы то ни было церковным организациям.

Русский журнал: СМИ широко растиражировали недавнее заявление Митрополита Калужского и Боровского Климента о том, что библейская модель сотворения человека должна преподаваться наравне с теорией Дарвина. Понятно, что подобное вызывает разговоры о мракобесии, но на самом деле, возможен ли нормальный диалог между церковью и государством и нужен ли он? Стоит ли сейчас говорить о каких-то компромиссных вариантах или вести диалог просто некому?

Иеромонах Григорий: Делать из Библии руководство по естественным или каким бы то ни было наукам - это, конечно, злоупотребление. Оно свойственно протестантским фундаменталистам, но святоотеческому православному богословию абсолютно чуждо. К сожалению, современные вульгаризации православия оказываются гораздо ближе к протестантскому фундаментализму, нежели к учению святых отцов.

Противоречие и! ли, наоборот, согласие между Библией и какой-либо научной теорией может быть замечено только в том случае, если толковать Библию в буквальном смысле, считая именно этот смысл откровением Божиим. Относительно таких толкователей св. Максим Исповедник как-то сказал, что они уподобляются иудеям, распинающим Христа, живущего за буквой Писания.

Если диалог между христианством и светской культурой возможен, то, разумеется, не надо вести его на уровне нынешних креационистов из Америки.

Если же говорить не о христианстве, а конкретно о церкви (в смысле земной организации), то, разумеется, государство обязано вести "диалог" с каждым из существующих в нем легально общественных объединений. И этого вполне достаточно.

Если государство нуждается (а оно, на мой взгляд, нуждается) в заимствовании каких-либо элементов христианской идеологии, то ему для этого нет нужды идти на поклон к каким бы то ! ни было церковным организациям. Государство имеет достато! чно сил и средств, чтобы самостоятельно и напрямую обращаться к идеологическому опыту прошлого. Когда какая-либо организация пытается представить себя монополистом, обладающим всеми правами копирайта на христианство, то нелишне вспомнить, что христианство изначально провозглашалось как находящееся не под чьими-то копирайтами, а в public domain.

РЖ: Имеет ли смысл преподавание пресловутых "Основ православной культуры" с той простой точки зрения, что ребенок школьного возраста, как правило, настороженно относится к попыткам что бы то ни было себе навязать, а священник, с его зачастую непривычным обликом и манерой говорить, может превратиться в объект насмешек?

Иеромонах Григорий: Совершенно правильное опасение. К сожалению, введение в школах "ОПК" приведет не только к выработке у многих из наших школьников иммунитета по отношению к РПЦ МП, но и даст им прививку от христианства вообще.

Успех преподавания подобных предметов всецело зависит от преподавателей. Спор сейчас идет о том, чтобы преподаватели готовились под контролем Московской Патриархии. Глядя на нынешнюю общественную активность под эгидой РПЦ МП, можно не сомневаться, какие это будут преподаватели. Будет еще хуже, чем с идеологией просоветской, которую вбивали в головы детям нашего поколения. Боюсь, что дети начнут относиться к православным святым приблизительно так, как мы относились к Брежневу.

РЖ: Помимо сферы образования, церковь в последнее время активно вмешивается в сферу светского искусства. Примеры - разгромы богохульных выставок, идея православных рок-концертов и дискотек и пр. И министр культуры Соколов во многом поддерживает эти начинания.

Иеромонах Григорий: Здесь государство про! сто-напросто "продавливают", испытывают на прочность! . Это ка к с ребенком, который пытается экспериментально установить границы дозволенного. Пожалуй, даже не надо в этом слишком сильно обвинять структуры РПЦ МП, которая и находится на положении ребенка, а надо обратить внимание на "педагогов", то есть на государственных чиновников. Конечно, министр культуры выступает как педагог безвольный, который ребенка балует и портит - причем портит жизнь прежде всего самому ребенку. Министр образования Фурсенко все же оказался орешком покрепче.

РЖ: А для "ребенка", то есть для церкви, какие могут быть последствия?

Иеромонах Григорий: Ближайшее последствие - что к ней будут относиться, как к комсомольской организации. В ОВЦС (Отделе внешних церковных связей РПЦ МП) это понимают, но, по-видимому, руководствуются принципом Макиавелли (в политике важно, не чтобы тебя любили, а чтобы боялись). Пр! инцип правильный, только наш будущий комсомол бояться все-таки не будут. Старый-то комсомол, советский, существовал внутри законченной системы тоталитарного государства, а в нашем нынешнем государстве, несмотря на все разговоры о "вертикали власти", такого нет, и возобновиться не может.

Поэтому в случае введения ОПК и тому подобных преобразований надо, по-моему, сосредоточить христианскую проповедь на возможности "православия с человеческим лицом" и вне рамок РПЦ МП. К сожалению, даже и эта проповедь будет затруднена огромным ухудшением отношения к христианству как таковому.

Подробнее
Занимательная бионика

Авторы проекта "Наши" должны были бы подать в суд на фирму UGOBE. Полностью ведь идею украли, буржуи проклятые. Даешь признание национальных приоритетов. Россия - родина игрушечных роботов-динозавров!

Тема:

А вот, сообщают, американская фирма UGOBE анонсировала робота Pleo, внешне представляющего собой недельного детеныша камаразавра.

Эти камаразавры жили в Юрский период, а потом вымерли.

Робот Pleo является совершенно самодостаточным камаразавром, он не требует внешнего управления, а живет сам по себе. Робот питается батарейками, а когда батарейки начинают садиться, Pleo находит источник питания и подзаряжается.

Pleo имеет в высоту 20 см и весит 1,3 кг, он покрыт искусственной кожей. Внутри у камаразавра имеются 16-битный центральный процессор, несколько 8-битных чипов, 14 сервомоторов с силовой обратной связью и 38 сенсоров, включая 9 датчиков контакта (рот, грудь, голова, плечи, спина, ноги), обычные и инфракрасные глаза, уши и датчики наклона.

Робот умеет капризничать, гневаться, скучать, проявлять игривость, охотиться, осторожничать, желать обниматься, испытывать отвращение, дезориентацию, недомогание, опасение, любопытство, радос! ть, горе, удивление, усталость, голод и стремление к взаимодействию с человеком или другими "формами жизни" UGOBE. Кроме того, он может двигать туловищем, головой, хвостом, шеей, ногами, ртом, глазами и носом.

В продаже Pleo появится в третьем квартале 2006 года и будет стоить примерно 200 долларов.

Источники:
http://www.polit.ru/news/2006/02/10/camasaurus_robot.html
http://www.membrana.ru/articles/business/2006/02/07/183000.html

Вариации:

Любовь к динозаврам труднообъяснима с точки зрения обыденной логики. Я еще понимаю американцев, которым, по меткому выражению моего коллеги, динозавры заменяют отсутствующие античность и Средние века, но ведь мода на динозавров не из Америки пришла.

Скорее всего, в создании романтического мифа ! о ящерах играют важную роль два момента. Во-первых, как ни кру! ти, мы и меем дело с неожиданно воплотившимся мифологическим Змеем. Реальный исторический Горыныч, правда, многоголовым не был (хотя исключать такую мутационную аномалию и не стоит) и огня тоже не изрыгал, но ведь он был, был. Если Горыныч был, то все остальные сказочные персонажи также получают некоторую санкцию на существование, а это приятно нашему воображению. Динозавры представляют собой альтернативный мир, локализованный в далеком прошлом. Возможно, реликты этого мира и сохранились в каких-то заброшенных озерах, но они прячутся от глаз человека, как и положено мифологическим существам.

Во-вторых, особый ореол создает динозаврам их загадочное, почти мгновенное исчезновение. На самом деле динозавры вымирали, как показывают раскопки, на протяжении миллионов лет, но мифу плевать на раскопки. Согласно мифу, динозавры вымерли именно мгновенно, этот сюжет создает вокруг гибели гигантов загадку. Что погубило динозавров? Земля ли наскочила на небесную ось? Поразила ли самцов массо! вая импотенция? Птичий ли грипп настиг рептилий? Мировое ли масонство в очередной раз приложило свою кровавую пятерню, запутав следы и имитировав вымирание?

Так или иначе, но динозавры занимают в нашей культуре совершенно особое, только им принадлежащее место полусказочных животных, мучеников эволюции.

Что касается метафорического значения образа динозавра в языке, то оно не столь романтически-однозначно. С одной стороны, эта метафора может прилагаться к крупным фигурам, представляющим в выродившемся современном мире ценности ушедших эпох: когда-то в этом смысле сравнил с ископаемыми ящерами Лотмана и Аверинцева пламенный депутат Афанасьев. С другой стороны, гигантские, неповоротливые, обреченные эволюцией на вымирание обладатели мозгов размером с горошину (еще один распространенный миф о ящерах) особой симпатии не вызывают, самый их размер становится признаком отнюдь не положительным, и рептильность рептилий выступает на первый план: с динозаврами устойчиво ср! авнивали и КПСС, и СССР, и их поклонников.

Динозавр пред! ставляет в культуре фигуру биологического другого, в чем-то сопоставимого с людьми - ящерам принадлежал мир прошлого, как людям принадлежит мир настоящего.

Кому будет принадлежать мир будущего?

Ответ на этот вопрос довольно давно уже нашли писатели-фантасты. Человек породит умные машины, которые вытеснят его на обочину и станут править миром. Слово "робот", придуманное чешским художником Йозефом Чапеком, созвучно не только слову "работа", но и слову "раб". Простая логика сюжета диктует введение мотива восстания рабов и порабощения ими заносчивых хозяев. Человекоподобные роботы возомнят себя вершиной эволюции, предсказывали фантасты, вот увидите, говорили они, пройдет пятьдесят-сто лет, и людьми будут править андроиды-спикеры и губернаторы-терминаторы.

Люди читали фантастов с интересом. Чай остывал в стакане. За окнами играли военные марши, гудели сирены, цвела сирень.

Что касается метафорического значения образа робота в я! зыке, то оно гораздо более однозначно, чем в случае с динозаврами. Что может быть хорошего в неживом, которое притворяется живым? Динозавр не умел думать, руководствуясь лишь инстинктами, робот не умеет чувствовать, вдохновляясь лишь встроенным процессором: оба противостоят миру человеческому. В антикоммунистической риторике XX века робот становится метафорой человека дистопического будущего, встающего по сигналу, по сигналу испытывающего приливы ненависти или любви, по сигналу принимающего пищу и отходящего ко сну по сигналу. "Жизнь по заводскому гудку" - так называлась одна из мемуарных книг Л.И. Брежнева, лучшего, талантливейшего робота ушедшей эпохи.

Постмодерн смешал все карты и смело скрестил роботов и динозавров. Строго говоря, авторы проекта "Наши" должны были бы подать в суд на фирму UGOBE. Полностью ведь идею украли, буржуи проклятые. Даешь признание национальных приоритетов! Россия - родина игрушечных роботов-динозавров!

Комментар! ии:

Дима Фон-Дер-Флаасс

Над Платоном можно! смеятьс я, но свойства он выделил правильные. Посмотрите на игрушки ребенка: те, которые в играх наделяются собственной личностью и действуют с ним наравне, - все двуногие и без перьев (шерсть и волосы перьями не считаются). С двуногостью понятно: четвероногая лошадка - существо подчиненное, на ней катаются. Да и передние конечности не освобождены для полезных занятий. А чем так плохи перья? Наверное, тем, что пернатое существо немедленно вызывает желание эти перья повыдергивать (примером чему и сам Диоген), а какое уж тут равноправие.

Поэтому динозавры так легко и успешно прижились среди детских игрушек. Причем четвероногие диплодоки, можно сказать, въехали в игрушечные магазины верхом на двуногих тиранозаврах. И поэтому инженеры столько бьются, чтобы роботы тоже были двуногими, хотя с практической точки зрения это бесполезно и даже вредно.

Впрочем, есть еще слоны. Вполне человечные, несмотря на число ног. Отчасти им помогает хобот, но есть и еще одна причина. Когда Пла! тон наспех подбирал третий признак, он ошибся: вместо плоских ногтей (т.е. некогтей) следовало выбрать круглые уши. И то и другое подсознательно связывается с добротой, но уши нагляднее.

Закончу я наилучшими пожеланиями самому доброму и человечному персонажу, который, даже постарев и поседев, трудится сейчас на благо мирного российского слона.

Алиса Зюс

И вот еще лемминги - лемминги, которые не могут ошибаться! Ошибок нет в инстинктах, машинах и множестве. Алиса вот не умела рисовать множество. Оно и кажется важным.

Павел Воронцов

Ух ты, какой симпатяга! А что, пусть себе бегает. Научим его ловить тараканов - будет бесценная вещь! О! Кстати! Это же ноу-хау, бусинесс-идея! Срочно продаю фирме глоб - научить карамазавру плевать маленьким разрядом в маленьких бегающих продолговатых, а потом всасывать их внутрь, где с помощью неонки перерабатывать их в маленькие параллелепипеды. Или (что будет выглядеть естественней) - эллипсоидиков.

Татьяна Хейн

Что-то в этом роботе-динозавре! от той тамагочи, которая забеременела.

А еще можно завести себе тараканов. Они обладают примерно тем же набором полезных свойств, что и означенная игрушка, только обниматься не лезут.

Впрочем, есть такая стадия безнадежного одиночества, при которой только зажать в потном кулачке последние двести долларов да кинуться опрометью в ближний магазин, расталкивая праздную публику и удерживая на бегу волосы, дыбом встающие от одной мысли, что можешь не успеть. А потом уже на выдохе, дома, сидеть и удивляться. И наполняться присутствием. Чего? А кой черт "чего"? Без разницы это, когда во вселенской пустоте что-то коготками клацает.

Алексей Пичугин

Как водится, авторы киберпанка ломали копья в философских спорах о преимуществах компьютерных или биотехнологий, а жизнь расставила все точки над "i". Пока биотехнологи безнадежно копаются с обрывками ДНК мамонта, калифорнийские компьютерщики уже возят по выставкам миниатюрного динозавра, который умеет не падать со стола и регулярно просит еще поесть.

Что мы, собственно, знаем о динозаврах? Что могут сказать несколько десятков (сотен?) тонн костей, расставленных в угрожающих позах по мировым музеям? Десять лет назад наука считала того же тиранозавра самым крупным динозавром, а сейчас - передумала и, мало того, утверждает, что он был пернат.

Незнание прототипа призвано помочь создателям. Поведение искусственных собачек нетрудно было сравнить с собачками настоящими (не в пользу первых), так что идея изготовить робота, которого не с кем будет сравнивать, выглядит здравой. Мы не знаем, как выглядел чихающий, зевающий или кашляющий камаразавр, так что любое поведение игрушки UGOBE можно будет воспринять за! чистую монету. Если, конечно, можно воспринимать за чистую мо! нету гор е или радость компьютера с 16-битным центральным процессором, несколькими 8-битными чипами и 14 сервомоторами.

Впрочем, обилие неудобоваримых цифр и технического жаргона в пресс-релизе подсказывает, что целевая аудитория данного продукта едва ли будет сильно интересоваться горестями или радостями искусственного динозавра, да и вообще жизнью за пределами своих компьютеров. Вероятных покупателей, кажется, гораздо более волнует количество встроенных датчиков и процессоров и в целом точное соответствие модели масштабу 1:43 от размера взрослого животного.


Обсудить тему, вариации или комментарии || Ознакомиться с чужими комментариями


Подробнее

Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

В избранное