При закрытии подписчики были переданы в рассылку "VIP-версия: комментарии известных людей на актуальные темы" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Русский Журнал. Политика http://russ.ru/politics ---------------------------------------------------------------------------- Все дискуссии рубрики "Политика" http://russ.ru/forums/msg/935/935.html Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives Поиск по РЖ http://russ.ru/search ---------------------------------------------------------------------------- Новое в рубрике http://russ.ru/politics/articles Мария Кондратова На аренах форума "Участником форума может быть каждый, кто обязуется не оскорблять и не унижать оппонентов, но с любовью к участникам беседы выяснять истину" Конституция форума о. Андрея Кураева http://www.kuraev.ru/gb/rules.html "Я ссылаюсь на ***** и хочу напомнить ему, как одному из немногих тут нелицемерному православному брату, свою просьбу не забывать о необходимости командной игры" Один из участников форума В этом диапазоне - от необходимости выяснения истины до необходимости командной игры, временами уклоняясь то в одну, то в другую сторону, - живет и здравствует в сети форум о. Андрея Кураева, уверенно занимающий первую строку в рейтинге Rambler. Не так давно в разделе "Религия" он обошел даже официальный сайт РПЦ (данные на 7 мая 2000 г.) (http://top100.rambler.ru/top100/Religion/index.shtml.ru). Размышления автора над материалами этого форума и послужили основанием для написания данного текста. Сетевые религиозные форумы - специфическое зеркало нашей действительности, в которое стоит заглянуть всякому, кто желает понять современную религиозную жизнь России, а точнее - русскоговорящего пространства "от Москвы до самой до Аляски". Официальные источники грешат определенной тенденциозностью (о чем ниже) и - одновременно - благодушием, здесь же бушуют неподдельные страсти. Здесь негодуют и восхищаются, анафематствуют и клянутся в любви к истине, предлагают "помолиться за..." и "расстрелять, пока не закончился Великий пост". Здесь живут. Ангел Господень во многом мог бы упрекнуть участников таких дискуссий: в нелюбви к ближнему, в многоглаголании, в отсутствии смиренномудрия. Но в теплохладности упрекнуть их он бы не смог. При всем моем неоднозначном отношении ко многим тенденциям сетевого меж- и внутриконфессионального общения начать мне бы все-таки хотелось "за здравие". Я действительно глубоко уважаю людей, которые в наше, как известно, "непростое время" ищут в Сети не свежих анекдотов, горячих порносайтов и жареных фактов, а Царства Божия и правды его. К сожалению, можно искать одно, а находить другое, и вся наша жизнь - лучшее тому подтверждение. Но самые страшные находки на этом и впрямь небезопасном пути кажутся мне не столь ужасными, как витающая в воздухе мысль о том, что искать вообще не стоит ничего и нигде, ну разве что работу поденежнее, спутника жизни посговорчивее да марку пива поприличнее... Появление и, не побоюсь этого слова, расцвет православных форумов в Сети явился, как мне кажется, естественной реакцией на некоторое прискорбное однообразие церковной прессы. В подавляющем большинстве изданий такого рода, попадавших мне в руки, наибольшее внимание уделяется: а) отцу Георгию Кочеткову и его общине; б) абортам; в) сравнению православного вероучения с католическим; г) дарвинизму и теории эволюции; д) сектам. Разные "прочие" вопросы освещаются крайне бегло и, что называется, от случая к случаю. Однако круг проблем, волнующих "среднего православного", этим перечнем никак не ограничивается. Я даже позволю себе предположить, что именно эти вопросы его "по жизни" практически не волнуют. Он и так знает, что аборты - это плохо, а с сектами и католиками лучше не связываться; "кочетковщина" беспокоит главным образом столицу; ну а что до дарвинизма, то тут, во-первых, мнения расходятся весьма и весьма, а во-вторых, сочетание продуманной богословской аргументации и никудышного знания собственно современных биологических взглядов на эволюцию производит порою просто угнетающее впечатление, исключением является, пожалуй, лишь статья самого Андрея Кураева (http://bratstvo.vinchi.ru:8101/tb/evoluti.html), не посягающая собственно на науку и научность. Прочие лучше не читать, дабы не впасть ненароком в расстройство. Православные форумы более или менее удачно позволяют заполнить этот информационный вакуум, верно подмеченный Майей Кучерской (http://www.russ.ru/ist_sovr/20000428_kycher.html). Они оперативно и скоро реагируют на вопросы, действительно волнующие верующих, сомневающихся и интересующихся всех толков (и даже тех, которые совсем без толку), и являются неплохими индикаторами взглядов и настроений православной, околоправославной и даже отчасти антиправославной общественности (естественно, с учетом особенности интернетовской выборки). Особенно интересным представляется тот факт, что наряду с собственно богословскими и философскими вопросами, а также такими вечными камнями преткновения бытового православного сознания, как средства контрацепции, пост, светские праздники (Новый год, 8 марта и т.д.), на форумах (и в частности на форуме о. Андрея Кураева) с дивной регулярностью обсуждаются темы, которые просто нельзя классифицировать иначе, как политические. Даже на самые актуальные и интересные темы на этом форуме редко тратится больше 15-20 страниц, потом происходит естественное угасание, однако бывают и исключения. Лишь двум темам на моей памяти удалось перешагнуть 30-страничный рубеж - первая была посвящена методам планирования семьи, вторая - личности И.В.Сталина и осмыслению "проклятого коммунистического прошлого"... Стало быть, и верующим "ничто человеческое ни чуждо", и было бы неразумно игнорировать эти мнения наиболее образованной и социально активной их части (самых разных конфессий) в стране, где, по выражению кого-то из философов, даже атеизм - это вероисповедание. За прошедшие полгода на форуме о. Андрея Кураева обсуждались и война в Чечне вкупе с терактами в Москве (http://www.kuraev.ru:8101/gb/view.php3?subj=3188), и проблема русско-украинских отношений (http://www.kuraev.ru:8101/gb/view.php3?subj=2801), и НАТО (http://www.kuraev.ru:8101/gb/view.php3?subj=2773§ion=15), и много чего еще. Обсуждения протекали весьма бурно, но, как водится, со временем затихали и затухали, хотя местами небезынтересны для перечтения и сейчас. Небезынтересны хотя бы тем, что наглядно показывают: представление о существовании "единого православного" ответа на все вопросы - это миф, иллюзия, разделяемая многими невоцерковленными людьми, и не более того. Чего-чего, а разномыслия, о котором говорил еще апостол Павел, здесь хватает, особенно в том, что касается вопросов общественно-политических. Последнее время на форуме о. Андрея Кураева они практически не затрагивались. Тому были веские причины - с одной стороны, Великий пост, не располагающий к отвлечению на сиюминутное, а с другой - некоторая напряженность, возникшая в отношениях между активными участниками форума и приведшая к тому, что самые оживленные дискуссии завязались вокруг вопросов о вере и фанатизме (http://www.kuraev.ru:8101/gb/view.php3?subj=3867) и правилах хорошего тона (http://www.kuraev.ru:8101/gb/view.php3?subj=3892,section=,fullview=1). Однако сказав, что политики стало мало, не удержусь добавить: и все же без политики не обошлось! Лучшее тому доказательство - две темы, которые еще буквально на днях кипели и бурлили. Тема Виктории Караевой [Участник: иудей] (http://www.kuraev.ru:8101/gb/view.php3?subj=3854,section=,fullview=1) поднимает вопрос о монархии, монархизме и православии. Сам по себе он не нов и на форуме в той или иной форме всплывал уже не раз, однако Виктория формулирует его резче и порой даже безжалостнее, чем другие: Есть в Ветхом Завете одно очень поучительное место - когда старейшины Израиля пришли к пророку Самуилу просить его поставить над ними царя: "и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов" (1Царств 8:5). Реакция Самуила на заявление старейшин была следующей: "И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас" (1Царств 8:6). А Бог отнесся к такому желанию Израильтян еще более впечатляюще: "И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними" (1Царств 8:7). Захотелось неверным Израильтянам быть как все прочие народы и иметь над собой земного царя, а не Небесного Царя. Это желание Израиля было расценено Богом как отвержение Бога. Так как Бог - и есть Царь Своему народу. Прочитала я это место и с недоумением смотрю на тех православных, которые вторят вслед тем неверным Израильтянам - "Поставь над нами царя!" И хочется спросить их - А не стыдно так обижать Бога? И еще - И не боитесь?... Мнения участников дискуссии пока варьируют от "монархизм - неотъемлемая часть православного мiроощущения" и "демократия в аду, а на небе Царство" до "цари нужны рабам. Свободному человеку зачем царь?", параллельно, как водится, затрагивается личность императора Николая Второго и вопрос о его отречении. Любопытную местами аргументацию обеих сторон несколько портят переходы на личности, но на них очень скоро перестаешь реагировать и начинаешь воспринимать как своего рода стилистические виньетки, ну назвали кого-то "слизняком", что ж теперь... В конце концов, слизняк - это не так уж и плохо, есть животные более злокозненные, например человек.... Разномыслия, как уже было сказано выше, - хватает, но в этом разномыслящем хоре голоса православных "за монархию" являются стойко преобладающими. Вторая тема (http://www.kuraev.ru:8101/gb/view.php3?subj=3866,section=18,fullview=1) была заявлена Андреем С. [Участник: православный в общении с патр. Алексием II] "по мотивам" статьи Константина Крылова "Россияне и русские" (http://www.holmogorov.rossia.org:8101/libr/krylov2/rossiyan.htm). Главная идея ее состоит в том, что есть "россияне", а есть "русские", и что, как в старом анекдоте времен моего пионерского детства: "Карл Маркс и Фридрих Энгельс - это не муж и жена, а четыре совершенно разных человека". Впрочем, чтобы не быть голословной, цитирую: "Предположим, что единого "русского народа" уже нет. На одной и той же территории уже довольно давно живут ДВЕ РАЗНЫЕ НАЦИИ, ОШИБОЧНО ПРИНИМАЕМЫЕ ЗА ОДНУ. Разница между "русскими-1" и "русскими-2" похожа на разницу между сербами и хорватами: представители этих двух народов имеют одинаковые антропологические признаки и пользуются одним и тем же языком. Но, в отличие от сербов и хорватов, сами представители этих двух "русских" народов не осознают, что они составляют две разные нации. Однако они сильно различаются по моделям поведения, этическим системам, отношению к другим народам и даже (в последнее время) по самоназванию: одни предпочитают называть себя русскими, другие - россиянами. Последний термин, появившийся, казалось бы, случайно (как дубликат термина "коренной житель одной из областей России"), сейчас становится фактическим самоназванием НОВОГО НАРОДА, не тождественного "русским". <...>Специфика положения россиян состоит в том, что это молодой и достаточно агрессивный этнос, вынужденный жить на уже заселенной территории. Интересно отметить, что само слово "россиянин" чем-то похоже на слово "американец": чувствуется, что так себя называть может не коренное население, а некие "поселенцы"". Однако, оттолкнувшись от этой небезынтересной, хотя и чреватой, на мой взгляд, "охотой на ведьм" концепции, дискуссия довольно скоро сворачивает на обсуждение книги А.П.Паршева "Почему Россия не Америка" (http://thewalls.newmail.ru/ ) и предложенной в ней идеи самоизоляции как единственного пути, который позволит России избежать в недалеком будущем экономической катастрофы. Что ж, на сегодняшний день готовность значительной части православных участников обсуждения не только лечь грудью на амбразуру изоляционизма, натурального хозяйства и монархизма, но и положить на нее всех несогласных с ними - сомнений не вызывает. Сомнение вызывает другое - есть ли среди них тот, кто для начала эту амбразуру (со всеми причиндалами) устроит?.. Для того чтобы изменить или хотя бы повлиять на политику государства, одних лишь красивых и искренних слов явно недостаточно. Современные православные, составляющие значительную часть российских избирателей, редко воспринимаются как реальная политическая сила. У них нет на сегодняшний день ни единого видимого политического центра, ни общей политической платформы. Притязания же даже самых ревностных сторонников монархии и монархизма на форуме и в "большом мире" пока не простираются дальше предложения "помолиться о даровании России царя", что едва ли может рассматриваться как серьезная политическая программа. Их отношение к современной власти пронизано обличительным пафосом, что само по себе не ново, но следует отметить, что содержание этого пафоса коренным образом расходится с газетными и прочими "массовыми" обличениями. Утверждение, что "демократия - это, возможно, лучше, чем анархия, как лучше смена сожительницы каждые четыре года, а не каждый день", и ожидание Помазанника не как человека, который будет выполнять некие функции лучше, чем это делают выборные органы власти, но как объекта сакральных, брачных отношений - это не то же самое, что брезгливо-равнодушная констатация: "Воровали, воруют и воровать будут". Коренное различие этих двух позиций состоит в том, что у "православного фундаментализма" (термин одного из участников дискуссии) есть положительный образ власти. Монархия преподносится не просто как более эффективное общественно-политическое устройство, но как абсолютный идеал - "икона Царства Небесного". И следует признать, что этому идеалу, этому пафосу либерально-демократического православия, равно как и любой другой либерально-демократической философии, противопоставить на данный момент нечего. Мы погрязли в обличениях. Пора выбираться. Для народа, второе столетие выдавливающего из себя по капле темную и светлую достоевщину, ситуация тотального дефицита идеалов - политических, нравственных, эстетических - легко может обернуться аксиологической всеядностью, когда он готов будет поверить любой со страстью проповедуемой идее. И пока этот час Х не наступил, всем тем, кто не готов приветствовать грядущего царя-батюшку криками "Осанна!", стоит задуматься, какой идеал лично они готовы предложить своему разочарованному и разочаровавшемуся народу. Ну, кто первый? Три, два, один, ноль... Время пошло. P.S. "Мнение участников может не совпадать с учением о вере и нравственности той конфессии, куда они себя относят". Конституция форума о.Андрея Кураева ---------------------------------------------------------------------------- Новости дня http://russ.ru/politics Интернет-парламент http://elections.ru Фонд эффективной политики http://fep.ru Дискуссии рубрики "Политика": Кто сражается в Чечне? Главный враг честных выборов - Вешняков Россия и Белоруссия - Союз ?! http://russ.ru/forums/msg/935/935.html ---------------------------------------------------------------------------- Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" http://russ.ru/forums/msg/945/945.html ---------------------------------------------------------------------------- (с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/ Russian Journal mailto:russ@russ.ru http://russ.ru/
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||