Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Политика в Русском Журнале

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Политика
http://russ.ru/politics
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии рубрики "Политика" http://russ.ru/forums/msg/935/935.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Новое в рубрике
http://russ.ru/politics/articles

Мария Кондратова

На аренах форума

"Участником форума может быть каждый, кто обязуется не оскорблять и не унижать оппонентов,
но с любовью к участникам беседы выяснять истину"
 Конституция форума о. Андрея Кураева
http://www.kuraev.ru/gb/rules.html



"Я ссылаюсь на ***** и хочу напомнить ему, как одному из немногих тут нелицемерному
православному брату, свою просьбу не забывать о необходимости командной игры"
Один из участников форума

В этом диапазоне - от необходимости выяснения истины до необходимости командной игры,
временами уклоняясь то в одну, то в другую сторону, - живет и здравствует в сети
форум о. Андрея Кураева, уверенно занимающий первую строку в рейтинге Rambler. Не
так давно в разделе "Религия" он обошел даже официальный сайт РПЦ (данные на 7 мая
2000 г.) (http://top100.rambler.ru/top100/Religion/index.shtml.ru). Размышления автора
над материалами этого форума и послужили основанием для написания данного текста.

Сетевые религиозные форумы - специфическое зеркало нашей действительности, в которое
стоит заглянуть всякому, кто желает понять современную религиозную жизнь России,
а точнее - русскоговорящего пространства "от Москвы до самой до Аляски".

Официальные источники грешат определенной тенденциозностью (о чем ниже) и - одновременно
- благодушием, здесь же бушуют неподдельные страсти. Здесь негодуют и восхищаются,
анафематствуют и клянутся в любви к истине, предлагают "помолиться за..." и "расстрелять,
пока не закончился Великий пост". Здесь живут.

Ангел Господень во многом мог бы упрекнуть участников таких дискуссий: в нелюбви
к ближнему, в многоглаголании, в отсутствии смиренномудрия. Но в теплохладности упрекнуть
их он бы не смог. При всем моем неоднозначном отношении ко многим тенденциям сетевого
меж- и внутриконфессионального общения начать мне бы все-таки хотелось "за здравие".
Я действительно глубоко уважаю людей, которые в наше, как известно, "непростое время"
ищут в Сети не свежих анекдотов, горячих порносайтов и жареных фактов, а Царства
Божия и правды его.

К сожалению, можно искать одно, а находить другое, и вся наша жизнь - лучшее тому
подтверждение. Но самые страшные находки на этом и впрямь небезопасном пути кажутся
мне не столь ужасными, как витающая в воздухе мысль о том, что искать вообще не стоит
ничего и нигде, ну разве что работу поденежнее, спутника жизни посговорчивее да марку
пива поприличнее...

Появление и, не побоюсь этого слова, расцвет православных форумов в Сети явился,
как мне кажется, естественной реакцией на некоторое прискорбное однообразие церковной
прессы. В подавляющем большинстве изданий такого рода, попадавших мне в руки, наибольшее
внимание уделяется:

а) отцу Георгию Кочеткову и его общине;

б) абортам;

в) сравнению православного вероучения с католическим;

г) дарвинизму и теории эволюции;

д) сектам.

Разные "прочие" вопросы освещаются крайне бегло и, что называется, от случая к случаю.
Однако круг проблем, волнующих "среднего православного", этим перечнем никак не ограничивается.
Я даже позволю себе предположить, что именно эти вопросы его "по жизни" практически
не волнуют. Он и так знает, что аборты - это плохо, а с сектами и католиками лучше
не связываться; "кочетковщина" беспокоит главным образом столицу; ну а что до дарвинизма,
то тут, во-первых, мнения расходятся весьма и весьма, а во-вторых, сочетание продуманной
богословской аргументации и никудышного знания собственно современных биологических
взглядов на эволюцию производит порою просто угнетающее впечатление, исключением
является, пожалуй, лишь статья самого Андрея Кураева (http://bratstvo.vinchi.ru:8101/tb/evoluti.html),
не посягающая собственно на науку и научность. Прочие лучше не читать, дабы не впасть
ненароком в расстройство.

Православные форумы более или менее удачно позволяют заполнить этот информационный
вакуум, верно подмеченный Майей Кучерской (http://www.russ.ru/ist_sovr/20000428_kycher.html).
Они оперативно и скоро реагируют на вопросы, действительно волнующие верующих, сомневающихся
и интересующихся всех толков (и даже тех, которые совсем без толку), и являются неплохими
индикаторами взглядов и настроений православной, околоправославной и даже отчасти
антиправославной общественности (естественно, с учетом особенности интернетовской
выборки). Особенно интересным представляется тот факт, что наряду с собственно богословскими
и философскими вопросами, а также такими вечными камнями преткновения бытового православного
сознания, как средства контрацепции, пост, светские праздники (Новый год, 8 марта
и т.д.), на форумах (и в частности на форуме о. Андрея Кураева) с дивной регулярностью
обсуждаются темы, которые просто нельзя классифицировать иначе, как политические.

Даже на самые актуальные и интересные темы на этом форуме редко тратится больше 15-20
страниц, потом происходит естественное угасание, однако бывают и исключения. Лишь
двум темам на моей памяти удалось перешагнуть 30-страничный рубеж - первая была посвящена
методам планирования семьи, вторая - личности И.В.Сталина и осмыслению "проклятого
коммунистического прошлого"... Стало быть, и верующим "ничто человеческое ни чуждо",
и было бы неразумно игнорировать эти мнения наиболее образованной и социально активной
их части (самых разных конфессий) в стране, где, по выражению кого-то из философов,
даже атеизм - это вероисповедание.

За прошедшие полгода на форуме о. Андрея Кураева обсуждались и война в Чечне вкупе
с терактами в Москве (http://www.kuraev.ru:8101/gb/view.php3?subj=3188), и проблема
русско-украинских отношений (http://www.kuraev.ru:8101/gb/view.php3?subj=2801), и
НАТО (http://www.kuraev.ru:8101/gb/view.php3?subj=2773§ion=15), и много чего
еще. Обсуждения протекали весьма бурно, но, как водится, со временем затихали и затухали,
хотя местами небезынтересны для перечтения и сейчас. Небезынтересны хотя бы тем,
что наглядно показывают: представление о существовании "единого православного" ответа
на все вопросы - это миф, иллюзия, разделяемая многими невоцерковленными людьми,
и не более того. Чего-чего, а разномыслия, о котором говорил еще апостол Павел, здесь
хватает, особенно в том, что касается вопросов общественно-политических.

Последнее время на форуме о. Андрея Кураева они практически не затрагивались. Тому
были веские причины - с одной стороны, Великий пост, не располагающий к отвлечению
на сиюминутное, а с другой - некоторая напряженность, возникшая в отношениях между
активными участниками форума и приведшая к тому, что самые оживленные дискуссии завязались
вокруг вопросов о вере и фанатизме (http://www.kuraev.ru:8101/gb/view.php3?subj=3867)
и правилах хорошего тона (http://www.kuraev.ru:8101/gb/view.php3?subj=3892,section=,fullview=1).

Однако сказав, что политики стало мало, не удержусь добавить: и все же без политики
не обошлось! Лучшее тому доказательство - две темы, которые еще буквально на днях
кипели и бурлили.

Тема Виктории Караевой [Участник: иудей] (http://www.kuraev.ru:8101/gb/view.php3?subj=3854,section=,fullview=1)
поднимает вопрос о монархии, монархизме и православии. Сам по себе он не нов и на
форуме в той или иной форме всплывал уже не раз, однако Виктория формулирует его
резче и порой даже безжалостнее, чем другие:

Есть в Ветхом Завете одно очень поучительное место - когда старейшины Израиля пришли
к пророку Самуилу просить его поставить над ними царя: "и сказали ему: вот, ты состарился,
а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил
нас, как у прочих народов" (1Царств 8:5).

Реакция Самуила на заявление старейшин была следующей: "И не понравилось слово сие
Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас" (1Царств 8:6).

А Бог отнесся к такому желанию Израильтян еще более впечатляюще: "И сказал Господь
Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли,
но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними" (1Царств 8:7).

Захотелось неверным Израильтянам быть как все прочие народы и иметь над собой земного
царя, а не Небесного Царя. Это желание Израиля было расценено Богом как отвержение
Бога. Так как Бог - и есть Царь Своему народу.

Прочитала я это место и с недоумением смотрю на тех православных, которые вторят
вслед тем неверным Израильтянам - "Поставь над нами царя!"

И хочется спросить их - А не стыдно так обижать Бога?

И еще - И не боитесь?...

Мнения участников дискуссии пока варьируют от "монархизм - неотъемлемая часть православного
мiроощущения" и "демократия в аду, а на небе Царство" до "цари нужны рабам. Свободному
человеку зачем царь?", параллельно, как водится, затрагивается личность императора
Николая Второго и вопрос о его отречении. Любопытную местами аргументацию обеих сторон
несколько портят переходы на личности, но на них очень скоро перестаешь реагировать
и начинаешь воспринимать как своего рода стилистические виньетки, ну назвали кого-то
"слизняком", что ж теперь... В конце концов, слизняк - это не так уж и плохо, есть
животные более злокозненные, например человек.... Разномыслия, как уже было сказано
выше, - хватает, но в этом разномыслящем хоре голоса православных "за монархию" являются
стойко преобладающими.

Вторая тема (http://www.kuraev.ru:8101/gb/view.php3?subj=3866,section=18,fullview=1)
была заявлена Андреем С. [Участник: православный в общении с патр. Алексием II] "по
мотивам" статьи Константина Крылова "Россияне и русские" (http://www.holmogorov.rossia.org:8101/libr/krylov2/rossiyan.htm).

Главная идея ее состоит в том, что есть "россияне", а есть "русские", и что, как
в старом анекдоте времен моего пионерского детства: "Карл Маркс и Фридрих Энгельс
- это не муж и жена, а четыре совершенно разных человека".

Впрочем, чтобы не быть голословной, цитирую: "Предположим, что
единого "русского народа" уже нет. На одной и той же территории уже довольно давно
живут ДВЕ РАЗНЫЕ НАЦИИ, ОШИБОЧНО ПРИНИМАЕМЫЕ ЗА ОДНУ. Разница между "русскими-1"
и "русскими-2" похожа на разницу между сербами и хорватами: представители этих двух
народов имеют одинаковые антропологические признаки и пользуются одним и тем же
языком. Но, в отличие от сербов и хорватов, сами представители этих двух "русских"
народов не осознают, что они составляют две разные нации. Однако они сильно различаются
по моделям поведения, этическим системам, отношению к другим народам и даже (в последнее
время) по самоназванию: одни предпочитают называть себя русскими, другие - россиянами.
Последний термин, появившийся, казалось бы, случайно (как дубликат термина "коренной
житель одной из областей России"), сейчас становится фактическим самоназванием НОВОГО
НАРОДА, не тождественного "русским". <...>Специфика положения россиян состоит в том,
что это молодой и достаточно агрессивный этнос, вынужденный жить на уже заселенной
территории. Интересно отметить, что само слово "россиянин" чем-то похоже на слово
"американец": чувствуется, что так себя называть может не коренное население, а некие
"поселенцы"".

Однако, оттолкнувшись от этой небезынтересной, хотя и чреватой, на мой взгляд, "охотой
на ведьм" концепции, дискуссия довольно скоро сворачивает на обсуждение книги А.П.Паршева
"Почему Россия не Америка" (http://thewalls.newmail.ru/ ) и предложенной в ней идеи
самоизоляции как единственного пути, который позволит России избежать в недалеком
будущем экономической катастрофы. Что ж, на сегодняшний день готовность значительной
части православных участников обсуждения не только лечь грудью на амбразуру изоляционизма,
натурального хозяйства и монархизма, но и положить на нее всех несогласных с ними
- сомнений не вызывает. Сомнение вызывает другое - есть ли среди них тот, кто для
начала эту амбразуру (со всеми причиндалами) устроит?.. Для того чтобы изменить или
хотя бы повлиять на политику государства, одних лишь красивых и искренних слов явно
недостаточно.

Современные православные, составляющие значительную часть российских избирателей,
редко воспринимаются как реальная политическая сила. У них нет на сегодняшний день
ни единого видимого политического центра, ни общей политической платформы. Притязания
же даже самых ревностных сторонников монархии и монархизма на форуме и в "большом
мире" пока не простираются дальше предложения "помолиться о даровании России царя",
что едва ли может рассматриваться как серьезная политическая программа. Их отношение
к современной власти пронизано обличительным пафосом, что само по себе не ново, но
следует отметить, что содержание этого пафоса коренным образом расходится с газетными
и прочими "массовыми" обличениями.

Утверждение, что "демократия - это, возможно, лучше, чем анархия, как лучше смена
сожительницы каждые четыре года, а не каждый день", и ожидание Помазанника не как
человека, который будет выполнять некие функции лучше, чем это делают выборные органы
власти, но как объекта сакральных, брачных отношений - это не то же самое, что брезгливо-равнодушная
констатация: "Воровали, воруют и воровать будут". Коренное различие этих двух позиций
состоит в том, что у "православного фундаментализма" (термин одного из участников
дискуссии) есть положительный образ власти. Монархия преподносится не просто как
более эффективное общественно-политическое устройство, но как абсолютный идеал -
"икона Царства Небесного". И следует признать, что этому идеалу, этому пафосу либерально-демократического
православия, равно как и любой другой либерально-демократической философии, противопоставить
на данный момент нечего. Мы погрязли в обличениях. Пора выбираться.

Для народа, второе столетие выдавливающего из себя по капле темную и светлую достоевщину,
ситуация тотального дефицита идеалов - политических, нравственных, эстетических -
легко может обернуться аксиологической всеядностью, когда он готов будет поверить
любой со страстью проповедуемой идее. И пока этот час Х не наступил, всем тем, кто
не готов приветствовать грядущего царя-батюшку криками "Осанна!", стоит задуматься,
какой идеал лично они готовы предложить своему разочарованному и разочаровавшемуся
народу. Ну, кто первый? Три, два, один, ноль... Время пошло.

P.S. "Мнение участников может не совпадать с учением о вере и нравственности той
конфессии, куда они себя относят".

Конституция форума о.Андрея Кураева

----------------------------------------------------------------------------
Новости дня http://russ.ru/politics
Интернет-парламент http://elections.ru
Фонд эффективной политики http://fep.ru

Дискуссии рубрики "Политика":
Кто сражается в Чечне?
Главный враг честных выборов - Вешняков
Россия и Белоруссия - Союз ?!
http://russ.ru/forums/msg/935/935.html


----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru или высказать
свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное